Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Патриархия

Митрополит Астанайский и Казахстанский Александр: «Почитая праздники мучеников, мы обретаем уверенность на пути следования заповедям Христовым»

Митрополит Астанайский и Казахстанский Александр: «Почитая праздники мучеников, мы обретаем уверенность на пути следования заповедям Христовым»
Версия для печати
28 сентября 2011 г. 16:00

В преддверии дня празднования памяти мцц. Веры, Надежды, Любови и матери их Софии, с именами которых связана история Православной Церкви в Туркестанском крае, митрополит Астанайский и Казахстанский Александр дал интервью официальному сайту Митрополичьего округа Русской Православной Церкви в Республике Казахстан.

— Ваше Высокопреосвященство, сегодня, в преддверии дня памяти святых мучениц Веры, Надежды и Любови и Софии, уместно вспомнить историю города Верного.

— Действительно, нынешняя южная столица Казахстана — Алматы — берет свое начало от заложенной в 1854 году майором Перемышльским в Заилийском Алатау крепости Верное, но подлинным отцом-основателем города Верного по праву считается Герасим Алексеевич Колпаковский, с 1867 года — военный губернатор Семиреченской области.

Мы привыкли называть Алматы «городом-садом». То, что город стал садом, во многом связано с именем Колпаковского. За каждое высаженное дерево он платил горожанам по гривеннику, а те, кто не высаживал деревья в указанном месте или губил их, даже подвергались наказанию.

Основатели города Верного стремились и к тому, чтобы новый город стал еще и духовным садом. История нашего славного города неотделима от истории Православной Церкви в Туркестанском крае. Само название Верному дала христианская мученица Вера, а ее сестры и благочестивая мать, пострадавшие в Риме около 137 года во времена императора Адриана, стали небесными покровительницами близлежащих станиц: Любавинской (ныне г. Каскелен), Надеждинской (ныне г. Иссык) и Софийской (ныне г. Талгар). Поэтому, упомянутый праздник мы смело можем считать праздником всего христианского Семиречья.

— «Духовный сад Семиречья» невозможно представить без замечательных храмов, из которых некоторые являются настоящими шедеврами архитектуры…

— В Верном трудились замечательные зодчие. Самый значительный из них — сын первого градоначальника, Павла Матвеевича Зенкова, Андрей Зенков, которого называют основоположником сейсмостойкого строительства в России. Он — автор конструкции нынешнего Вознесенского кафедрального собора, возведенного в 1907 году. Об А.П. Зенкове замечательно сказал в своей речи на освящении Вознесенского собора 30 июля 1907 года Преосвященный епископ Туркестанский и Ташкентский Димитрий (Абашидзе): «Особая благодарность честнейшему, безгранично христиански доброму строителю — инженеру Андрею Павловичу Зенкову, чрезмерным трудолюбием которого собор наш, один из величайших деревянных храмов нашего Отечества, был выстроен в три года».

Но первым храмом Верного была деревянная Софийская церковь, освященная в честь святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии. Построенный на ее месте в 1895 году по проекту архитектора Брусенцова Софийский храм стал кафедральным собором обширной Туркестанской епархии. Богослужения совершались в нем до 1937 года. После закрытия он был переоборудован в кинотеатр «Ударник», потом бывшее здание храма отдали под кукольный театр. В 90-х годах пожар практически полностью уничтожил это здание.

— Сегодня Софийский храм возрожден в качестве церкви воссозданного Иверско-Серафимовского женского монастыря.

— До революции женский монастырь был заметным явлением в жизни города Верного. Обитель возникла 20 декабря 1908 года по инициативе святителя Димитрия (Абашидзе), пожертвовавшего для ее устройства личные сбережения.

Монастырский комплекс поднялся у западного въезда в город возле Центрального кладбища. Сестры следили за кладбищем и молились в кладбищенском Всехсвятском храме. Монастырскими были Поклонный крест и Иверская часовня. В часовне постоянно пребывал чтимый Иверский образ Пресвятой Богородицы, дар Донского монастыря Москвы. Монастырь процветал и становился подлинным центром духовной жизни. В конце 1910 года в нем числилось 98 насельниц.

Революция оборвала жизнь обители. Коллегия областного комиссариата земледелия 10 июня 1918 года вынесла постановление: «В целях предотвращения продовольственной неурядицы… назначить смешанную комиссию… Комиссии выяснить на месте количество трудящихся в монастырском хозяйстве и нормировать потребительскую норму на год с оставлением в монастыре необходимых продуктов и фуража». Верненский женский монастырь получил статус сельхозкоммуны.

25 сентября 1918 года в монастыре появились первые жертвы — отряд красноармейцев расстрелял монахиню Анимаису (Затыльникову) (после расстрела она чудом выжила, будучи лишь ранена) и послушницу Евдокию Ткаченко. Среди обвинений, предъявляемых сестрам новой властью, звучало и такое: у монахинь висел убранный цветами портрет убиенного Государя.

Тогда многие насельницы в страхе покинули обитель, некоторые из них подвизались в горах, в Аксайской пустыни, под руководством преподобных Серафима и Феогноста, будущих священномучеников. В 1921 году обитель прекратила свое существование.

Центральное городское кладбище безбожные власти сравняли с землей. От храмов и часовни не осталось и следа. Сегодня на месте монастыря и кладбища располагается жилой район, застроенный хрущевскими пятиэтажками.

Примечательно, что последняя насельница старого Иверско-Серафимовского монастыря, приснопамятная монахиня Магдалина, прожила очень долгую жизнь. В 90-х годах ей довелось принять участие в возрождении монашеской жизни в Дивеево. А окончила она свои земные дни в возрасте 98 лет, в Алматы, подвизаясь при Никольском соборе, именно в год нового рождения своей родной обители.

— Сегодня Иверско-Серафимовский монастырь привлекает многих паломников…

— Прибыв на Алматинскую кафедру, я был очень обрадован тем обстоятельством, что на историческом месте первого храма г. Верного в 2004 году по благословению Высокопреосвященнейшего митрополита Мефодия была возрождена женская обитель. Следует отметить, что территорию для монастыря в бессрочное и безвозмездное пользование удалось получить еще архиепископу Астанайскому и Алма-Атинскому Алексию (Кутепову) (ныне митрополит Тульский и Белевский).

Женские монастыри во всех без исключения епархиях создают особую духовную атмосферу тепла, уюта, заботы о ближнем. Руководит обителью приглашенная митрополитом Мефодием в 2005 году игумения Любовь (Якушкина). Детские и школьные годы матушки прошли в Алма-Ате. В нашем городе она несла первое церковное послушание, исполняя обязанности бухгалтера и кассира епархии при приснопамятном старце митрополите Иосифе (Чернове). Монашеский постриг приняла в Троице-Сергиевой лавре от рук известного во всем православном мире духовника архимандрита Кирилла (Павлова) в 1978 году. Подвизалась в Горненском монастыре святого града Иерусалима, в Рижской пустыньке, в Ташкенте. Имеет богатейший духовный и жизненный опыт.

На сегодняшний день в монастыре 25 насельниц. При монастыре действует богадельня для престарелых, воскресная школа. Ведутся большие строительные работы, которые уже в скором времени позволят вывести на новый уровень всю социально-благотворительную деятельность епархии.

Особую благодарность следует выразить митрополиту Мефодию и игумении Любови за труды по восстановлению исторического Софийского собора. Он был заложен в 2003 году, а освящен 30 сентября 2007 года.

30 сентября нынешнего года в Софийском храме монастыря сонмом архипастырей, гостей нашего города, будет совершена Божественная литургия и мы передадим в обитель драгоценную святыню — частицы мощей святых подвижниц древней Церкви Веры, Надежды, Любови и Софии. Я призываю всех алмаатинцев стать участниками этого знаменательного события.

— Ваше Высокопреосвященство, что бы Вы пожелали православным жителям нашего города в преддверии этого замечательного праздника?

— Конечно, все мы, почитая праздники мучеников — древних и новых — прежде всего, укрепляемся духом, обретаем уверенность на пути следования заповедям Христовым.

Согласитесь, что есть нечто провиденциальное в том, что православные люди, занимавшиеся хозяйственным освоением этой благословенной плодородной земли, давали первым поселениям названия в честь мучениц Христовых. Древнюю традицию свидетельства о Христе «даже до смерти» продолжили страдальцы XX столетия, оросившие своей кровью бескрайние просторы Казахстана. Мы одинаково чтим и их память.

Хотел бы пожелать всем православным града Алматы быть достойными памяти почитаемых святых подвижниц.

Беседовала Марина Сазонова

Материалы по теме

Прошло совещание представителей комиссий по канонизации святых епархий, расположенных на территории Южного и Северо-Кавказского федеральных округов

В Кубанском государственном университете прошла научно-практическая конференция «Русская Православная Церковь в истории Юга и Северного Кавказа»

Международная научная конференция «Личность в истории Церкви: к 95-летию со дня рождения митрополита Никодима (Ротова)» прошла в Санкт-Петербургской духовной академии

В Москве прошла конференция, посвященная 500-летию основания Новодевичьего ставропигиального монастыря

Глава Казахстанского митрополичьего округа совершил паломническую поездку в Троице-Сергиеву лавру

Министр иностранных дел Российской Федерации посетил Успенский кафедральный собор Астаны

Преставился ко Господу клирик Чимкентской епархии иерей Анатолий Ильченко

Митрополит Астанайский и Казахстанский Александр возглавил торжества в Караганде по случаю дня памяти преподобного Севастиана Карагандинского

Все материалы с ключевыми словами

 

Другие интервью

Митрополит Тульчинский и Брацлавский Ионафан: Господь удостоил меня свидетельствовать о Нем

Митрополит Дабробосанский Хризостом: «Действия киевских властей в отношении Украинской Православной Церкви — это неслыханно»

Сокровенный уголок России

Митрополит Зарайский Константин: Африканцы хотят стать частью истинной Церкви

30 лет со дня возрождения обители: духовный путь и развитие Донского Старочеркасского Ефремовского мужского монастыря

Митрополит Черкасский Феодосий: Для защиты верующих следует использовать те инструменты, которые существуют в современном мире

«Всеобъемлющая забота о людях, о том, чтобы привести их ко Христу»

«От благородных планов будем спешить к конкретным делам». Интервью митрополита Астанайского и Казахстанского Александра к 25-летию учреждения Астанайской и Алма-Атинской епархии

Митрополит Казанский Кирилл: «Понимать мусульман — наша насущная потребность»

Игумения Антония (Корнеева): «Монашество — мое призвание»