25 сентября 2011 года по окончании Божественной литургии в храме Рождества Христова Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл обратился к собравшимся с Первосвятительским словом.
Для меня большая радость совершить сегодня Божественную литургию вместе с собратьями-архипастырями и духовенством, в том числе монашествующими сей святой ставропигиальной обители.
Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь относится к числу самых известных и значимых обителей Святой Руси. Он был создан приснопамятным Святейшим Патриархом Никоном как некое памятование о Святой Земле и как Патриарший ставропигиальный монастырь строился с особым тщанием. Наверное, архитекторы, историки искусств и прочие специалисты, которые сегодня занимаются сложнейшей работой по восстановлению монастыря, не могут не поражаться тому, как за 26 лет, в отсутствие современных научных знаний, инструментов и материалов, была воздвигнута эта небоподобная красота. Ново-Иерусалимский монастырь был особенно богато украшен и являлся зримым свидетельством славы и могущества Русской Православной Церкви, к тому времени объединившейся, славы и могущества Святой Руси, к тому времени снова ставшей единым Отечеством, единым государством.
Но мы знаем также, что сей величественный и славный монастырь прошел и через особые испытания. Он был разрушен и внешним врагом, и внутренними врагами Церкви. А когда государство обратило внимание на святыню, здесь начались восстановительные работы, которые, однако, так и не были завершены — монастырю, лежавшему в руинах, лишь вернули его общие очертания. И только сейчас Церковь вместе с государством восстанавливает эту святую обитель, и лучшие специалисты призваны для того, чтобы вернуть Ново-Иерусалимскому Воскресенскому монастырю красоту и славу.
Вы, отец Феофилакт, были назначены сюда в самое ответственное время, когда от разговоров мы перешли к делу, когда был создан попечительский совет, начавший свою активную работу. Потому на Вас лежит особая ответственность по участию Церкви в восстановлении монастыря. Эта ответственность двояка. Мы восстанавливаем не только стены и золотые купола. Мы восстанавливаем обитель. А без монашеской жизни стены разрушаются, даже если о них заботятся опытные специалисты. Только живая молитвенная жизнь, только монашеская община способна сохранить стены, потому что сохраняется и возгревается дух. И Ваша первая задача заключается в том, чтобы возродить былую славу монастыря как монашеской общины, устремленной к Богу, служащей делу спасения. Но одновременно Вам поручено также и наблюдение, и участие от имени Церкви во всех реставрационных работах. Вы представляете в этой работе Патриарха, настоятеля сей святой обители, и потому должны зорко наблюдать за правильностью течения всех дел, за добросовестностью исполнения обязанностей — с тем, чтобы обитель была восстановлена во всей своей красоте, в соответствии с замыслом тех, кто ее созидал, в соответствии со строгими научными требованиями, предъявляемыми сегодня к реставрации столь выдающихся памятников.
<…>
Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси