21 сентября 2011 года, в праздник Рождества Пресвятой Богородицы, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Казанском кафедральном соборе Санкт-Петербурга. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к собравшимся с Первосвятительским словом.
Ваше Высокопреосвященство, досточтимый владыка Владимир! Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Дорогие отцы, матушки игумении, братья и сестры! Ваше Превосходительство, уважаемый Георгий Сергеевич, губернатор северной столицы! Дорогие мои братья и сестры!
Всех вас сердечно поздравляю с великим праздником Рождества Пресвятой Богородицы. Неслучайно именно сегодня мы празднуем 200-летие Казанского собора, потому что первоначально на этом месте стоял небольшой храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы, и когда государь император Павел I возжелал, чтобы здесь, на Невском проспекте, на главной перспективе Петербурга, воссиял величественный собор, он повелел заложить его именно там, где он и был построен.
Кроме того, император повелел, чтобы на сем святом месте в Петербурге постоянно пребывал список чудотворного Казанского образа. Сей чудотворный образ хранился в царском доме, начиная со времен Иоанна Грозного, и был особо почитаем; а потому помещение этого образа на берегах Невы, в соборе на Невском проспекте, придавало особое значение Петербургу — новой столице как преемнице Москвы и хранительнице веры православной. А когда собор был построен, ему было усвоено именование в честь Казанской иконы Божией Матери, но один из пределов, в память о первоначальном храме, что находился на этом месте, был посвящен Рождеству Пресвятой Богородицы.
Вот почему, празднуя 200-летие освящения сего святого храма, мы отмечаем и его престольный праздник — первый двунадесятый праздник церковного года, который, как вы знаете, начинается 1 сентября по старому стилю, то есть 14 сентября. И неслучайно, что в начале церковного года празднуется память Рождества Пресвятой Богородицы. «Рождество Твое, Богородице Дева, радость сотвори всей вселенной» — именно с этого события и началась новая эпоха в истории человеческого рода.
Мы знаем, что Божия Матерь послужила делу нашего спасения, родив Сына Своего Господа нашего Иисуса Христа, Сына Божиего и Сына Человеческого. И не только новое летоисчисление началось от Него — от Рождества Его Пречистой Матери началась новая эпоха в истории всей человеческой цивилизации, ибо впервые за все времена Бог открыл людям, что главным законом их жизни должен быть закон любви. Это было так странно и непонятно в те языческие времена, когда философы — стоики и эпикурейцы — предлагали в качестве высочайших совершенно иные ценности. Именно в той системе ценностей воспитывалось человечество, в том числе самая передовая его часть — население Римской империи. И когда Господь провозглашает совсем иную парадигму человеческой жизни, когда Он призывает жить не по законам, проповеданным языческой мудростью, а по иному закону, закону любви, который предполагает жертвенное отношение человека к окружающему его миру (ибо любовь, в первую очередь, характеризуется способностью жертвовать), — то тем самым Господь не только переворачивает общественное сознание того времени, но и изменяет вектор развития всей человеческой цивилизации.
Мы знаем, что и после Христа многие не усвоили этой великой истины — того, что главным законом жизни является закон любви. А потому и после Христа люди творили беззакония, грабили и убивали, наступали на горло ближнему, чтобы добиться своей цели, и множество войн и проявлений человеческой неправды легли отметинами на историческом пути человечества. Кто-то может спросить: «А что же пришествие в мир Спасителя? Было ли оно напрасным? Напрасно ли Господь сказал всему миру, что основа жизни — это любовь?» — Нет. И чем больше творится беззаконий, тем ярче свидетельство о Божественной истине, тем притягательнее она становится, тем больше людей желают принять ее умом и сердцем, потому что видят, что жизнь вне Божественного закона ведет к погибели и личности, и общества, и всего человеческого рода.
Действительно, как сказал владыка митрополит, история Казанского собора очень поучительна. В ней как бы сосредоточена вся история рода человеческого — с его вдохновениями, необычайными прорывами, с его жертвенностью, ибо храм сей был памятником мужественного, жертвенного служения Отечеству народа нашего в грозное время Отечественной войны 1812 года. Но он явился также памятником злобы, цинизма, пошлости, давления злых человеческих идей, которые порабощали сознание так, что люди теряли свободу, причем не по принуждению, а добровольно отдавая себя в руки лжеучителей. Наверное, никто из читавших историю Казанского собора не может без слез и внутреннего содрогания вспоминать историю ограбления этого собора в 1922 году, когда на глазах священников с величественного иконостаса, построенного в память о победе нашего народа, украшенного нашим русским серебром, срывались серебряные пластины, когда выламывались иконы и все осквернялось — якобы во имя человеческого счастья. Затем оскверненный собор был отдан в руки раскольников, которые присягнули на верность разграбившим этот собор. Гонители надеялись через раскольников расправиться с Русской Церковью, направить ее по ложному пути, но народ, даже утратив способность к сопротивлению, в глубине души своей не принял ни этого раскола, ни богоборчества. Наконец, словно символизируя полную победу над Христом и Церковью, здесь, в сердце нашей северной столицы, в ее главном храме, был создан атеистический музей.
Казалось бы, все точки в истории были расставлены — нет никакого будущего у Церкви, нет никакого будущего у цивилизации любви, открытой словом Христа Спасителя. Но неслучайны слова, сказанные Господом: «Созижду Церковь Мою, и врата ада не одолеют ю» (Мф. 16:18). И ныне в величественном кафедральном соборе Санкт-Петербурга, при множестве народа, при участии властей мы прославляем дивное событие — 200-летие освящения этого замечательного храма, вспоминаем имя Пресвятой Богородицы и возносим горячие молитвы пред Ее чудотворным образом о стране нашей, о Санкт-Петербурге — северной столице, о народе нашем и о Церкви нашей.
Мы должны вспоминать историю, мы должны стараться, напрягая свой ум и сердце, проникать в слово Божие, чтобы в сознании своем замкнуть времена. Именно в этой замкнутости обретается полнота жизни, полнота ведения смысла человеческой истории, и без этого ведения невозможно движение в будущее. Иначе мы, как и много раз в прошлом, будем вновь спотыкаться из-за стремления объявить временные, тактические цели целями стратегическими, направить на их достижение все силы народа, тем самым истощая их. Только видение перспективы так, как Бог эту перспективу предначертал, может открыть и государственным мужам, и градоначальникам, и правителям, и народу нашему, как следует устроять основы жизни, чтобы не повторять ошибок прошлого, чтобы не бороться с Богом, чтобы не поддаваться на искушения диавола, но действительно устроять свою жизнь в соответствии с волей Божией. И стены поруганного, а ныне торжествующего Казанского собора должны многому научить — даже тех, кто и сегодня не желает слышать слово Божие.
Пусть Царица Небесная покрывает Своим Покровом всех нас, и сей святой храм, и град святого Петра.
Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси