12 сентября 2011 года, в день обре́тения мощей благоверного князя Даниила Московского (1652) и перенесения мощей благоверного князя Александра Невского (1724), Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Троицком соборе Свято-Данилова ставропигиального мужского монастыря г. Москвы. По окончании Богослужения Предстоятель обратился к собравшимся с проповедью.
Ваши Высокопреосвященства! Досточтимый отец наместник! Дорогие отцы, братия и сестры!
Сегодня великий день для сей обители, основанной святым благоверным и преподобным князем Даниилом Московским, а также для всей страны нашей, для всей исторической Руси, — потому что в этот же день мы вспоминаем перенесение мощей его святого отца, благоверного князя Александра Невского, в Санкт-Петербург. Это принесение освятило северную столицу, наполнив ее духовной силой, и, несмотря ни на какие веяния близлежащего иноверного мира, Петербург всегда оставался оплотом Православия — именно потому, что в его сердце почивали мощи святого благоверного князя Александра Невского. А сия святая обитель — первая среди обителей града Москвы, созданная по повелению князя Даниила, — также сохранилась, несмотря ни на какие бурные обстоятельства времени, и была первой из всех московских обителей возрождена к жизни.
Все то, о чем мы сейчас говорим, неслучайно. Кто-то может сказать, что это просто исторические совпадения, однако на самом деле Бог через эти совпадения дает нам знак — знак Своего присутствия в нашей жизни. Неслучайно именно мощи князя Александра Невского были принесены в Петербург. Неслучайно именно Даниловская обитель стала первой в Москве — по воле его сына Даниила Московского. Мы видим в этом первенстве, в этих событиях милость Божию и ко граду Москве, и ко граду Петербургу, и прославляем сегодня имена святых благоверных князей Александра Невского и сына его Даниила Московского.
А собственно говоря, почему мы их прославляем? Ведь они были прежде всего государственными деятелями. Князь Александр, будучи великим князем, нес ответственность за всю Русь, к тому времени уже разделенную в результате татаро-монгольского нашествия, но еще сохранявшую национальное самосознание великого единого православного русского государства. А князь Даниил Московский, получивший в удел сей град, тогда самый бедный и незначительный, определенным образом заложил основу для того, чтобы именно этот град воспринял от ветхого Киева и Владимира великую ответственность по собиранию всех земель Руси. Кто-то может сказать — наверное, так и говорят люди светские, неспособные прозревать в истории Божий перст, — что, мол, все это делали выдающиеся государственные деятели. Но нужно представить себе эпоху, в которую жили Александр Невский и Даниил Московский. Ведь тогда было много князей, и каждый стремился показать другому свою силу, мощь, власть, способность быть первым, а тем временем враги наступали с запада и востока, теснили Отечество наше, которое, утратив независимость, чудом сохраняло само себя…
Неужели только государственный ум Александра Невского и Даниила Московского был причиной, почему именно их имена особым образом запечатлелись в истории страны и Церкви? Совсем нет. И ответ на вопрос, что же было внутренней движущей силой для двух великих благоверных князей, что предопределяло успех их служения, мы находим в сегодняшнем апостольском чтении из Послания к Коринфянам. Апостол пишет: «Мы никогда и ни для кого не были пререканием, чтобы не порицалось наше служение» (см. 2 Кор. 6:3). Ни пререканием, ни преткновением не был апостол Павел, а потому и служение его никем не порицалось, кроме прямых врагов. Так и личность Александра Невского и Даниила Московского не была для людей ни пререканием, ни преткновением. Кто-то мог соглашаться или не соглашаться с тем, как Александр защищал раздираемую междоусобицами Русь, как он ездил в Орду, как кланялся хану, как силою смирял новгородцев, отказавшихся платить хану подать. Наверняка были те, кто говорил: «он предатель, он против наших интересов, он против Родины!» Но князь шел на эту Голгофу, понимая, что именно этими действиями он оградит Русь и не будет никакого порицания его служению.
А князь Даниил — смиренный настолько, что иночество было для него более органичным, чем княжество, — удерживал себя от междоусобной брани, освобождал заключенных, заботился о неимущих. Никаким преткновением для людей он не был, а потому не было и порицания его служения.
Святые благоверные князья не обращали себя в преткновение и соблазн людям, и все видели чистоту намерений и силу духа Александра, смирение и веру Даниила. Их личная жизнь ни для кого не была ни преткновением, ни соблазном, а потому и служение их, хотя и вызывало, по обычаю человеческому, у одних согласие, а у других — недоумение, но в истории не оставило никакого порицания, но лишь благоговейную и благодарную память.
Чему учит нас этот пример? Мне особенно хотелось бы сказать об этом в стенах обители, обращаясь к монашествующим. Помните слова: «Ни для кого и никогда мы не были пререканием, чтобы не порицалось наше служение». Служение будет порицаться, никаких иллюзий не следует строить — апостол Павел в этом же послании говорит, через какие страдания он проходил. Но у него всегда была правда в правой и левой руке, и апостол победил своих гонителей, хотя и был умучен за веру и проповедь Христову. Для нас, священнослужителей, особенно же монашествующих, все эти примеры должны быть не фольклором, не легендами. Мы должны представить себе этих людей — и апостола Павла, и Александра Невского, и Даниила Московского — своими современниками: как бы они сегодня трудились, как бы они жизнь свою полагали за Господа и Спасителя, не будучи ни для кого пререканием, дабы не порицалось служение.
Мы должны брать пример с живых людей. Святые не умерли — они живы. Они живы в исторической памяти Церкви, они живы в тех молитвословиях, которые мы к ним обращаем. И сегодня наша молитва обращена к святым благоверным князьям, дабы они научили нас тому, чтобы никогда и ни для кого мы не были в пререкание и в преткновение, дабы служение, которое мы несем, не порицалось.
Сказанное имеет отношение не только к священнослужителям, хотя к ним — в первую очередь. Сказанное относится и к политикам, и к государственным мужам, и к людям, несущим ответственность за трудовые коллективы, обладающим экономической силой, и к работающим в средствах массовой информации, несущим ответственность за то, что происходит в умах и сердцах людей. Это и педагоги, и ученые, и литераторы, и другие представители интеллигенции. И как же важно помнить всем, от деятельности которых зависит судьба людей, огненные слова апостола Павла о том, что ни для кого и никогда мы не должны быть пререканием, чтобы не порицалось наше служение. И святые благоверные князья Александр Невский и Даниил Московский дают нам великий пример такого служения, которое окружалось доверием, уважением и любовью, потому что совершалось людьми светлыми, жившими по Божиему закону. Да поможет всем нам Господь осознать великую истину, что успех дела, которое мы совершаем, находится в прямой зависимости от того, кто мы, от наших мыслей, наших чувств, нашего отношения к ближним. И если жизнь наша худа, то дела наши не могут быть добры, и этой великой истине учит нас сегодня пример святых князей Александра Невского и Даниила Московского. Аминь.
Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси