7-8 февраля 2025 года в Санкт-Петербургской духовной академии прошла IX Всероссийская научно-практическая конференция «Святитель Феофан Затворник — основатель христианской психологии».
Мероприятие организовано Санкт-Петербургской духовной академией, отделом по благотворительности и социальному служению Санкт-Петербургской епархии, Епархиальным обществом православных психологов Санкт-Петербурга во имя святителя Феофана Затворника и храмом святителя Петра, митрополита Московского, на ул. Роменской г. Санкт-Петербурга.
7 февраля конференция началась с молебна в академическом храме, который совершил иеромонах Геннадий (Поляков) в сослужении иеродиакона Хризостома (Янкина), затем отец Геннадий зачитал приветствие участникам конференции от имени ректора СПбДА епископа Петергофского Силуана.
Первый день конференции был посвящен проблемам православной психологии, в докладах обсуждались вопросы целостности человека, которая представлена только в христианской антропологии.
С.А. Чурсанов, кандидат богословия, кандидат философских наук, доцент Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, выступил с докладом «Концепт "целостность" в православной богословской антропологии».
Второй доклад представила доктор психологических наук профессор СПбДА Л.Ф. Шеховцова. Тема выступления — «Целостность человека как ипостасно-природного единства».
Кандидат психологических наук доцент кафедры миссиологии ПСТГУ Т.Б. Рязанова и кандидат психологических наук из Московского государственного университета Ю.В. Мочалова говорили о категории «развития» в контексте православной психологии и о влиянии ума на чувства верующего.
Затем действительный член Епархиального общества православных психологов Санкт-Петербурга, аспирант Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени равноапостольных Кирилла и Мефодия Т.Ю. Кутеева выступила с докладом «Сердце как орган религиозных чувств».
После перерыва были представлены доклады, посвященные учению свтятителя Феофана Затворника. О трех степенях духовного возрастания человека в контексте святоотеческой традиции говорил аспирант Московской духовной академии иеромонах Павел (Полевой).
Доклад «Становление личности в аскетическом богословии свт. Феофана Затворника» представил старший преподаватель кафедры богословия СПбДА П.К. Иванов.
Психолог-консультант из Новосибирска Н.А. Обухова прочитала доклад «Святитель Феофан Затворник: православная психология — ключ к воспитанию человека в социальном обществе».
Иконописец Александро-Невской лавры иеромонах Исаакий (Потапов), член Епархиального общества православных психологов, представил доклад «Психологические особенности восприятия разных стилей икон в рамках православного канона».
Во второй день конференции состоялась традиционная секция Феофановский чтений «Практика добрых дел», в ходе которой прозвучали доклады о практической работе православных психологов.
Действительный член Епархиального общества православных психологов Санкт-Петербурга, педагог-психолог Центра социальной реабилитации инвалидов и детей-инвалидов Адмиралтейского района М.Ю. Клепикова поделилась уникальным опытом работы с детьми-инвалидами.
С докладом «Практическое музицирование школьников в парадигме арт-терапии» выступил педагог-психолог Академической гимназии № 56 им. М.Б. Пильдес А.А. Рубцов.
Для участия в конференции желающие имели возможность подключиться дистанционно.
В работе круглого стола принял дистанционное участие магистр психологии герой Советского Союза монах Киприан (Бурков).
По завершении конференции состоялся круглый стол «Основные понятия православной психологии».
Итоги конференции подвела профессор СПбДА доктор психологических наук Л.Ф. Шеховцова: «На круглом столе мы обсудили православную психологию и как научную дисциплину, и как практику. Один из самых важных вопросов нашей конференции — понимание того, что такое православная психология. Мы понимаем православную психологию как интеграцию христианской антропологии и современной психологии, но по этому вопросу у отечественных православных психологов до сих пор есть разные мнения. Одна из важных проблем православной психологии — проблема языка и перевода терминов. Язык святоотеческих трудов не все современники понимают: святые отцы и современные люди часто употребляют разные слова, хотя имеется ввиду одно и то же понятие. Необходима разработка идентичного перевода терминологии. Глубину проблемы можно проиллюстрировать так: термин "психология" переводится с греческого как "наука о душе". Святые отцы употребляют термин "душа", а светские психологи говорят "психика". Отсюда вырастает разногласие: многие считают, что "психика" и "душа" — это не одно и то же, что эти термины не тождественны. Отсюда возникает вопрос: святые отцы выделяют три части души (разумную, чувственную и волительную), психологи же говорят об умственной сфере "психики", чувственной сфере и воле как о психических сферах. Подобных проблем очень много и очень важно своевременно разбираться с ними».
Пресс-служба СПбДА/Патриархия.ru