Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Патриархия

30 лет со дня возрождения обители: духовный путь и развитие Донского Старочеркасского Ефремовского мужского монастыря

30 лет со дня возрождения обители: духовный путь и развитие Донского Старочеркасского Ефремовского мужского монастыря
Версия для печати
30 июля 2024 г. 15:56

Донской Старочеркасский Ефремовский мужской монастырь, расположенный в станице Старочеркасской, является значимым духовным центром Донского края. Изначально основанный как женский монастырь, он позднее был преобразован в мужской, сохранив при этом свою богатую историю и культурное наследие. В 2024 году Старочеркасский Ефремовский мужской монастырь отмечает 30-летие со дня своего возрождения, так как восстановление обители официально началось в 1994 году. За эти три десятилетия монастырь прошел путь значительных преобразований, возродив не только здания и сооружения, но и свои духовные традиции.

Ниже публикуется интервью наместника монастыря игумена Сергия (Коломица). 

— Отец Сергий, здравствуйте! Давайте вспомним историю возникновения Донского Старочеркасского Ефремовского мужского монастыря. Ранее на этом месте находился девичий монастырь. Какое значение имел Ефремовский женский монастырь в истории Старочеркасской?

— Надо сказать, что до образования девичьего монастыря на этом месте находилось подворье, где жили атаманы Ефремовы и их родственники. Они управляли войском Донским, но когда власть сменилась и атаман Войска переехал в Новочеркасск, вдовы атаманов Ефремовых доживали свой век на подворье. Чтобы сохранить память о своем роде и окончить свой жизненный пути по христиански, они обратились к Донскому архиерею с просьбой основать девичий монастырь. Архиепископ благословил это начинание, и 25 января 1837 года был принят закон Российской империи, в соответствии с которым в Донской и Новочеркасской епархии в станице Старочеркасской был основан Ефремовский женский монастырь.

Ефремовы поставили несколько условий: во-первых, монастырь должен был называться Ефремовским в честь их рода — это уникальный случай для Русской Церкви, так как обычно монастыри называются только в честь святых и по месту расположения; во-вторых, вдовы желали окончить в обители свой земной путь и быть похороненными за алтарем монастырского храма; и, наконец, в монастыре должны были постоянно возноситься молитвы о здравствующих и уже покойных Ефремовых. Эти заветы основательниц обители соблюдаются до сих пор.

Первые насельницы, которые приехали сюда, чтобы обучать монашеской жизни и формировать общину, были из Усть-Медведицкого монастыря Волгоградской области, где подвизалась святая игумения Арсения (Себрякова). Эта духовная преемственность, как у преподобного Сергия Радонежского, очень важна для формирования монашеской общины.

К моменту закрытия монастыря в 1920-е годы в нем проживало около 400 сестер. Община формировалась в основном из вдов и дочерей казаков, оставшихся без мужского попечения. В монастыре находили утешение в молитве и занимались различными ремеслами, такими как золотошвейное дело, а также вели сельскохозяйственную деятельность, сдавая земли в аренду. Монастырь также оказывал социальную помощь нуждающимся, содержал больницу и богадельню.

Самой известной игуменией монастыря была матушка Иннокентия (Петрова), управлявшая обителью более 40 лет. Она вела переписку с сербским двором и была известна своими духовными советами в обустройстве монастырей в Сербии.

В 1920-е годы, как и многие другие монастыри, Ефремовский монастырь был закрыт, а его насельниц разогнали. Многие сестры были репрессированы. В настоящее время ведутся работы по изучению их личных дел. Сегодня, хотя монастырь не в прежнем величественном виде, память о его духовном наследии сохраняется и вдохновляет к перспективному развитию.

— Батюшка, перейдем к новейшей истории монастыря. С чего началась эта глава, кто стоял у ее истоков и что удалось сделать Вашим предшественникам?

— Очень важный момент, который следует отметить, — это закрытие монастыря в советские годы. Храмы, находившиеся в станице Старочеркасской, — Воскресенский собор, Преображенский и Петропавловский храмы — не были монастырскими и функционировали самостоятельно. Только храм Донской иконы Божией Матери, находившийся на территории подворья, был монастырским, и в нем совершались монашеские постриги. В 1920-е годы все эти храмы, включая Донской храм, были закрыты, а многие из них частично разрушены. Монастырские здания использовались не по своему назначению, они были переданы местной фабрике-коммуне и постепенно ветшали.

Однако наш земляк писатель Михаил Александрович Шолохов, получив Нобелевскую премию за свой роман «Тихий Дон», решил поучаствовать в сохранении первой столицы казачества и большую часть премии направил на создание в Старочеркасской музея-заповедника, который был открыт в 1970-е годы.

В 1990-е годы, когда Церкви дали свободу, многие храмы стали возвращать епархиям, монастыри вновь открывались, в том числе и наша святая обитель начала новую страницу в истории.

5 октября 1994 года на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви под председательством Святейшего Патриарха Алексия II было принято решение об открытии Свято-Донского Старочеркасского мужского монастыря в бывшем Ефремовом Старочеркасском монастыре Ростовской епархии для возрождения в нем монашеской жизни.

Первым наместником возрожденного монастыря на этом же заседании Синода был утвержден архимандрит Модест (Потапов), подвижник благочестия и молитвенник Донского края. Он пользовался глубоким почтением, люди любили его и шли к нему, потому что чувствовали, исходящую благодать Божию и любовь. На его могиле до сих пор каждый день живые цветы, которые приносят благодарные за его молитвы паломники.

Архимандрит Модест создавал общину практически с нуля. Люди, помня его как старца, приезжали сюда по Дону из-за отсутствия дороги, чтобы молиться вместе с ним, получить советы и наставления. Собирая братию и восстанавливая Донской храм, а также монастырские корпуса, он сталкивался с сильным противостоянием со стороны некоторых чиновников и местных жителей, но по молитвам батюшки Модеста монастырь продолжал развиваться и все сложности преодолевались.

Он был глубоко сострадательным человеком, воспринимал каждого с его скорбями и радостями, плакал всегда, когда говорил о Боге, людей называл «людочки мои», всех принимал в свое широкое и любящее сердце, братия его любила. Скончался отец Модест в 2002 году, но память о нем и его духовное наследие живут в монастыре до сих пор.

После архимандрита Модеста наместниками обители были игумен Порфирий (Слободняк) и игумен Макарий (Зеленков), которые продолжали дело. А в 2016 году эта обязанность выпала и на мою долю.

Сегодня монастырь продолжает жить и динамично развиваться, сохраняя духовные традиции, заложенные нашими отцами. Мы трудимся, молимся и самое главное — чувствуем поддержку и ходатайство Божией Матери и наших старцев.

— 13 октября 2015 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил Донской монастырь в станице Старочеркасская. Какие воспоминания хранит братия о его визите? 

— Это было особое событие. С благоговением и радостью мы встречали Патриарха Кирилла. Я тогда был иеродиаконом и молился на службе в Воскресенском соборе станицы, где Святейший возглавил всенощное бдение. Когда я стал исполняющим обязанности наместника и беседовал с братией о его визите, то услышал множество теплых воспоминаний. Обитель хранит благословение, которое Святейший оставил монашествующим, — икону святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. Этот дар стал для нас особым утешением и занимает почетное место в монастырском храме.

Для братии визит Патриарха стал источником вдохновения и поддержки. Созидание монастыря — это всегда трудный путь, наполненный противостоянием от разных сил. Слова назидания Святейшего о том, чтобы стоять твердо и ничего не бояться, уповая на Господа, придали насельникам сил и уверенности.

Важно отметить, что после визита Святейшего многие светские противостояния утихли. Люди, видя участие Патриарха в жизни обители, стали проявлять больше уважения и меньше возражать против наших строительных и восстановительных работ.

Этот визит оставил глубокий след в сердцах братии. Мы всегда с радостью вспоминаем об этом событии и молимся о здравии Святейшего Патриарха Кирилла, чтобы Господь укрепил его в непростом служении Предстоятеля нашей Церкви.

— Мы знаем, что митрополит Меркурий уделяет особое внимание возрождению обители. Как его поддержка влияет на развитие монастыря и его духовного и культурного наследия?

— При владыке Меркурии в монастыре очень многое сделано. Была проведена масштабная реставрация главного храма обители — храма Донской иконы Божией Матери, который находился в плачевном состоянии. После завершения работ митрополит совершил Великое освящение. Это событие стало символом обновления и очищения, подобно тому, как человек, исповедавшийся, очищает свою душу.

Храм не согрешил сам, но был осквернен людьми: внутри было много мусора, руины, на стенах — богохульные надписи. В 90-е годы храм был освящен и там начали совершать богослужения первые насельники монастыря. Однако Великое освящение, которое состоялось 1 сентября 2020 года, стало свидетельством подлинного обновления и возрождения монастыря.

Также важным событием стало возвращение монастырю, по благословению митрополита Меркурия, его исторического названия. В 90-е годы он был назван Свято-Донским Старочеркасским мужским монастырем, однако изначально он носил название Ефремовский. Ефремовы завещали, чтобы монастырь был назван в память об их роде. В 2019 году была восстановлена историческая справедливость. Теперь монастырь именуется Донской Старочеркасский Ефремовский мужской монастырь, как и завещали Ефремовы.

Кроме того, при владыке Меркурии в 2014 году был создан скит обители в честь Успения Божией Матери на острове «Большой» недалеко от станицы Старочеркасской. Там была построена часовня в честь преподобного Серафима Саровского, куда монахи периодически отправляются для уединенной молитвы и богослужений.

Владыка лично принимает участие в работе Духовного собора монастыря, рассматривает кандидатуры для постригов братии обители, рукополагает для обители новых священнослужителей, советует нам как правильно совершать богослужения и монастырский быт. Стоит отметить, что митрополит принимает активное участие в восстановлении монастырских зданий, а также Петропавловского храма станицы, настоятелем которого по его благословению я являюсь.

Часто так бывает, что владыка, будучи священноархимандритом, может просто приехать в обитель погулять по парку с четками, побеседовать с братией, помолиться вместе с нами и дать нужные советы. Его пастырская забота и руководство помогают нам в духовной жизни, воспитывая послушание и любовь к Богу и Божией Матери. Мы ощущаем его постоянное присутствие и отеческое попечение, что укрепляет нас на пути ко спасению поддерживает в повседневных трудах.

— С сентября 2016 г. по благословению главы Донской митрополии вы исполняли обязанности наместника Донского Старочеркасского Ефремовского мужского монастыря, а 30 мая 2024 г. решением Священного Синода Русской Православной Церкви были назначены наместником обители и возведены в сан игумена митрополитом Ростовским и Новочеркасским Меркурием. Какие чувства в вас вызвало прибытие на послушание в этот монастырь, имея представление о его богатой истории?

— До этого назначения я нес послушание штатного клирика в кафедральном соборе Рождества Пресвятой Богородицы в Ростове-на-Дону, где владыка несколько раз говорил мне, что имеет намерение поручить мне ответственное послушание в Старочеркасской обители. И в августе 2016 года меня назначили благочинным, а спустя месяц владыка митрополит вручил указ о назначении меня исполняющим обязанности наместника монастыря.

Конечно, у меня были переживания, ведь меня не просто направили в монастырь спасаться самостоятельно, я получил ответственность за братию, которая здесь подвизается. Однако, имея понимание о монашеском послушании, я воспринял это благословение и до сих пор продолжаю выполнять свои обязанности. Укрепляет меня молитва Божией Матери, под покровом которой мы все здесь находимся, а также постоянная поддержка митрополита, который всегда на связи и в любое время готов выслушать и дать совет, как правильно поступить в той или иной ситуации.

— Отец Сергий, расскажите, пожалуйста, о вашем пути в монашество. Что подвигло вас в столь раннем возрасте сделать этот выбор?

— Монашество для меня — это не просто аскетический путь, но особые живые отношения с Богом. Монах пребывает в непрерывном общении с Господом и поэтому никогда не чувствует себя одиноким.

Мой путь начался с учебы в семинарии, где я участвовал в богослужениях, изучал православное богословие и читал святоотеческие книги. Летние каникулы я проводил в монастырях, таких как Троице-Сергиева лавра, Оптина пустынь и Псково-Печерский монастырь. Это позволило мне ближе познакомиться с монашеской жизнью.

В какой-то момент я осознал, что монашество — это мой жизненный путь. Однажды после моей проповеди за Литургией в духовной школе митрополит Меркурий, вручая мне просфору, спросил у отца ректора обо мне. Тот подтвердил мое желание принять монашество и через некоторое время это событие свершилось.

8 октября 2015 года состоялся мой постриг в мантию, и я был назван в честь преподобного Сергия, игумена Радонежского.

Для меня монашество — это путь послушания и отсечения своей воли ради Христа, хотя это сложно, но с Божией помощью, возможно.

Уже через год митрополит определил меня на послушание в монастырь исполнять обязанности наместника. Это важный и ответственный этап моей жизни, который научил меня многому.

Все эти годы я не жалел о своем выборе. Монашеская жизнь стала для меня источником духовной радости и удовлетворения, несмотря на возможные трудности и испытания.

Я полюбил братию и принял их в свое сердце, и чувствую, что они так же приняли меня в свою жизнь. Сейчас могу сказать, что у нас в монастыре большая и дружная семья.

Как в любой семье, у нас бывают переживания и недопонимания, но все это разрешается с Божией помощью, благополучно, назидательно и спасительно для всех нас.

— Так исторически сложилось, что на монастырской территории сегодня расположены здания, находящиеся в ведении Министерства культуры РО.  Как складываются у Вас взаимоотношения с музейным сообществом? Каково значение этого диалога для духовного и культурного наследия Дона?

— На протяжении нескольких лет наше взаимодействие строится на личных и профессиональных отношениях. Я был назначен исполнять обязанности в монастыре одновременно с новым директором музея-заповедника.

Мы часто ведем диалог о том, как кто видит музей и монастырь вместе на одной территории. Есть замечательный опыт Соловецкого, Валаамского монастырей, Троице-Сергиевой лавры и других, где музей находится в ведении обители, хотя и является государственным. В нашем случае такой вариант был бы замечательным и плодотворным, но, к сожалению, не все с этим хотят согласится.

Важно отметить, что музей может стать архаичным, рассказывая лишь о прошлом. Церковь же живет и развивается, сохраняя традиции и стремясь к будущему. Мы не просто храним памятники, но используем их по назначению: храмы для богослужений, кельи для жизни монахов, помещения для размещения паломников и трудников. Хотя конечно и выставочные залы для экспонатов также у нас имеются.

Взаимодействие с музеем необходимо для достижения общей цели — духовного и культурного наследия Дона. Несмотря на сложности, мы стремимся к сотрудничеству, предлагаем всегда свою помощь и поддержку музею, осознавая важность общих усилий для достижения благих целей.

— Некоторые люди приезжают в монастырь не только помолиться, но и потрудиться во Славу Божию для пользы души и на благо обители. Каково их значение для жизни монастыря?

— Приезжие в монастырь играют значимую роль для жизни и развития обители. Они не только трудятся, но и получают духовное врачевание и поддержку, что может способствовать их дальнейшему духовному и личностному росту. Некоторые из них остаются в монастыре на постоянное пребывание, становятся монахами и активно участвуют в жизни обители, формируя ее будущее. Такие люди нередко становятся частью нашего братства, а их труд и преданность Богу очень ценны.

Кроме того, монастырь предоставляет трудникам возможность пережить глубокий духовный опыт, который, в первую очередь, подразумевает под собой молитву — общение с Богом. Эти люди нередко получают возможность переосмыслить свои жизненные приоритеты и обрести внутренний мир.

В то же время не все, кто приходит в обитель в качестве трудника, остаются. Некоторые покидают ее, обогащенные духовным опытом, который помогает им вернуться в мир с обновленным внутренним состоянием и здоровой душой, а потом просто приезжают в обитель погостить, иногда вместе с семьей в качестве паломников.

Монастырь — это школа духовной жизни. Приходящие сюда становятся частью этой школы, обучаются молитве, что помогает им духовно расти, учатся преодолевать искушения и определяют для себя правильную систему ценностей. Эта взаимная связь обогащает как обитель, так и самих трудников, создавая духовное сообщество, в котором каждый может найти поддержку для своего пути ко спасению.

— Как монастырь способствует духовному развитию паломников?

— Трудники и паломники — это две разные категории людей. Трудники приезжают и живут в монастыре, трудятся, соблюдают устав и участвуют в богослужениях. Паломники же посещают обитель для молитвы и служб, после чего возвращаются домой.

Монахи делятся с паломниками своим опытом духовной жизни, которая основана на молитве и общении с Богом, переживаниями и способами борьбы с искушениями. Этот опыт чрезвычайно важен для людей, живущих вне стен монастыря, но желающих обрести мир с Богом и самим собой.

Особенно важную роль для паломников играет ходатайственная, по слову святого праведного Иоанна Кронштадского, молитва. Монахи молятся за тех, кто обращается к ним с бедами и скорбями. Часто человек приходит в монастырь с проблемой и делится ею со священником или просто монахом. Даже если они не знают, что сказать в ответ, то начинают молиться за скорбящего. Со временем, когда этот человек снова встречается, то явно замечаются изменения в его жизни: он начинает что-то важное понимать, избавляется от иллюзий, чувствует облегчение, исцеляется, и улучшаются его жизненные обстоятельства. Это демонстрирует, как Бог действует в его жизни по молитвам братии.

Ежедневные молитвы и богослужения, полный суточный круг, чтение Псалтири — всё это важные элементы духовной помощи людям, которую оказывают монахи. Монастырь становится для многих своего рода духовной реанимацией, куда можно в любое время приехать, быть выслушанным, получить наставление.

Таким образом, обитель привлекает людей постоянной молитвенной поддержкой и духовной помощью.

— Каковы текущие планы и направления развития монастыря?

— Говоря о развитии обители, самое важное — это духовное преображение насельников. Когда я наблюдаю, как братья монастыря развиваются в молитве и добродетели, как их отношение друг к другу полно милосердия, как они укрепляются в вере и Христос находится в центре их жизни, как в их сердцах царит мир и благодать, я вижу, что они приобретают плоды Святого Духа, о которых говорил апостол Павел в послании к Галатам. Это самое важное для нас.

В настоящее время в монастыре проживает порядка 40 человек, включая трудников.

В среднем численность братии составляет около 30 человек. Постепенно приходят новые послушники, некоторые из которых становятся монахами.

Также насельниками монастыря являются и клирики Ростовской епархии, монашеского звания, которые командированы нести свои послушания на приходах. Их численность сейчас составляет 19 человек.

Важно, чтобы люди, приходящие в монастырь, обретали здесь спасение, радость, мир и благодать. Это очень важный момент, когда мы говорим о духовном развитии.

Кроме того, у нас есть бытовые планы развития. Это реставрация Петропавловского храма станицы Старочеркасской, строительство большой братской трапезной, реставрация келейного корпуса и развития Успенского храма и братских келий в монастырском скиту.

Абсолютно уверен, что с Божией помощью, у нас все получится, потому что «Христос есть Истина, Путь и Жизнь» (Ин. 14:6).

Беседовала редактор сайта Ростовской епархии София Клименко

Ростовская епархия/Патриархия.ru

Все материалы с ключевыми словами