Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Патриархия

К вопросу о времени и обстоятельствах основания Ипатьевского монастыря

К вопросу о времени и обстоятельствах основания Ипатьевского монастыря
Версия для печати
2 апреля 2024 г. 11:20

В первом номере научно-богословского журнала Костромской духовной семинарии «Ипатьевский вестник» за 2024 год опубликована статья митрополита Костромского и Нерехтского Ферапонта «К вопросу о времени и обстоятельствах основания Ипатьевского монастыря».

Статья посвящена главной проблеме истории Свято-Троицкой Ипатьевской обители, до настоящего времени не получившей своего разрешения. До середины ХХ века традиционно считалось, что Ипатьевский монастырь был основан в 1330 году татарским мурзой Четом, принявшим крещение с именем Захария и положившим начало знаменитому роду Годуновых. Однако работы исследователей ХХ столетия, прежде всего академика С.Б. Веселовского, убедительно продемонстрировали противоречивость такой гипотезы: действительно, мог ли Чет-Захария основать монастырь в 1330 году, если его сын Александр Зерно, как свидетельствуют исторические источники, был убит в 1304 году и похоронен здесь же, на монастырской территории? В связи с этим, как отмечается в статье, к настоящему времени имеются три версии основания монастыря, которые автор условно именует традиционной, научной и новгородской.

Согласно традиционной гипотезе, сформулированной, надо полагать, в XVI веке, Ипатьевский монастырь был основан в 1330 году Четом-Захарией. Научная гипотеза, изложенная академиком С.Б. Веселовским, относит основание монастыря — как вотчинной обители на земле того же Чета-Захарии — к концу XIII столетия. Новгородская гипотеза, предложенная костромским историком Н.А. Зонтиковым, вообще не связывает основание монастыря с именем мурзы Чета и предполагает, что это событие произошло в первой половине XIII столетия, а создателем обители был некий новгородский боярин.

В статье митрополита Ферапонта предлагается принципиально иная версия создания Ипатьевской обители, которая разъясняет все имеющиеся недоумения, например, почему небесными покровителями монастыря исстари считаются апостол Филипп и священномученик Ипатий Гангрский — святые, имена которых не связаны с какими-то событиями в истории Костромской земли, если не считать их упоминания в предании о явлении этих угодников Божиих мурзе Чету.

Основываясь на изложенной в статье версии, можно говорить о том, что 1330 год действительно является точной датой основания Ипатьевского монастыря, а саму обитель следует считать святыней трех царских династий: Рюриковичей, Годуновых и Романовых. Более того, Ипатьевский монастырь первоначально создавался как духовный памятник великому святому, молитвеннику и защитнику земли Русской — благоверному великому князю Александру Невскому, но впоследствии, в XV столетии, фактически утратил этот статус. При этом автор нисколько не умаляет роль Чета-Захарии в истории обители, однако предлагает ее новую трактовку: основываясь на гипотезе выдающегося искусствоведа В.Г. Брюсовой о том, что Чет мог участвовать в нападении на Кострому в 1262 году монголо-татарского отряда, а после поражения захватчиков в битве при Святом озере попал в плен, принял крещение и остался жить в Костроме.

С текстом статьи можно ознакомиться по ссылке.

«Соборная библиотека»/Патриархия.ru

Материалы по теме

Елисаветинский монастырь в Минске признан лучшим объектом религиозного туризма в Республиканском туристическом конкурсе «Познай Беларусь»

В Богородице-Рождественском ставропигиальном монастыре прошли торжества по случаю 635-летия со дня преставления основательницы обители схимонахини Марфы

Представители молодежи Армянской Апостольской Церкви посетили Зачатьевский монастырь

Отошла ко Господу настоятельница женской монашеской общины при архиерейском подворье храма Сретения Господня Уржумской епархии монахиня Валентина (Попова)

В Алма-Ате состоялась презентация книги митрополита Астанайского и Казахстанского Александра «Христианство в Центральной Азии в эпоху Средних веков»

Третьи епархиальные Екатерининские чтения прошли в Калининградском областном историко-художественный музее

В Яранске прошла конференция, посвященная 105-летию Яранской епископии

В Северной столице состоялась конференция «Три века церковного строительства в Санкт-Петербурге»

Все материалы с ключевыми словами