Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Патриархия

Профессор Московской духовной академии игумен Дионисий (Шлёнов) выступил с лекциями по богословию перед клириками Белорусского экзархата

Профессор Московской духовной академии игумен Дионисий (Шлёнов) выступил с лекциями по богословию перед клириками Белорусского экзархата
Версия для печати
23 ноября 2023 г. 13:10

С 13 по 19 ноября 2023 года по приглашению Патриаршего экзарха всея Беларуси митрополита Минского и Заславского Вениамина состоялась рабочая поездка наместника Андреевского ставропигиального мужского монастыря города Москвы, профессора Московской духовной академии игумена Дионисия (Шлёнова) в Белорусский экзархат.

Основная цель визита — проведение богословских лекций и встреч в рамках общей духовно-образовательной деятельности Белорусской Православной Церкви. В 2017 году в Белорусском экзархате начали работать курсы повышения квалификации для духовенства на базе Минской духовной академии и Минской духовной семинарии. Также сложилась традиция проведения духовно-образовательных встреч для духовенства в епархиях. Получение духовенством дополнительного образования сегодня особенно актуально.

Что происходит в мире Православных Церквей? Почему между Русской Православной Церковью и Константинопольским Патриархатом прервано евхаристическое общение? Как можно описать и обосновать соборную экклесиологию, и чем она отличается от экклесиологии, в основе которой лежит понятие чрезмерного первенства? Каковы опасные тенденции первенства Константинопольского Патриархата в современном мире? На данные вопросы с учетом церковно-исторической и канонической перспективы были даны ответы в развернутой лекции игумена Дионисия (Шлёнова) под названием «Критика теории первенства чести и власти Константинопольского Патриарха». Данная лекция сопровождалась показом презентации с несколькими десятками слайдов.

В качестве эпиграфа к лекции выбраны слова свт. Афанасия Александрийского «одностороннее не имеет силы» (τὰ κατὰ μονομέρειαν ἰσχὺν οὐκ ἔχει). Данные слова, первоначально направленные против арианского учения, Иерусалимский Патриарх Досифей произнес в 1686 году о Константинопольском Патриархе, подчеркивая недопустимость любых односторонних решений. В результате односторонней реализации теории первенства Константинопольского Патриарха происходит отступление от традиционных ценностей и понятий. Сторонники данной теории настаивают на относительности канонов и малозначимости святоотеческого предания. При этом их уверенность в том, что и каноны, и святоотеческая традиция поддерживают именно их теорию, не подтверждается фактами.

К основополагающим постулатам теории первенства среди прочих относятся:

  • первенство чести и власти принадлежало Римской Церкви в I тысячелетии, а значит, его унаследовала Константинопольская Церковь во II-м;
  • Константинопольская Церковь стала обладать первенством чести и власти на Востоке начиная со II Вселенского Собора (381 г.) и в любом случае после IV Вселенского Собора (451 г.);
  • Константинопольская Церковь в отличие от других автокефальных Церквей имеет вселенский характер и является — по чудесному исключению — Церковью без границ, призванной иметь заботу и попечение о всех остальных Церквях;
  • Константинопольская Церковь имеет исключительное право предоставлять автокефалию Церкви в любой независимой стране;
  • Константинопольская Церковь имеет право руководить всей диаспорой, то есть приходами всех Церквей вне их национальных границ.

В основной ткани лекции показывается призрачность данных и аналогичных постулатов, в которых желаемое выдается за действительное. Экстерриториальная апелляция, юрисдикция, икономия, автокефалия не могут иметь место в традиции соборной Церкви, которая учит о равноправных Поместных Православных Церквях вне зависимости от времени их создания. Для доказательства соборной экклесиологии Церкви детально разбираются церковные правила (особо — актуальные 9, 17 и 28 правила Халкидонского Собора) и 123 новелла императора Юстиниана, которая во многом легла в основу дальнейшего законодательства и соответствует соборному церковному устройству. Права и привилегии Константинопольского Патриарха византийской или поствизантийской эпохи носили эпизодический характер и не могут применяться в современное время. В частности, толкования Феодора Вальсамона, которыми пользуются сторонники теории первенства, не могут обосновать экстерриториальные деяния Константинополя в настоящее время.

13 ноября лекция была представлена духовенству Гродненской епархии. В течение двух часов докладчик раскрывал перед собравшимся священством подлинный смысл канонической традиции Православной Церкви, делая особый акцент на недопустимости экстерриториальных решений и подходов. Признание так называемой Православной церкви Украины со стороны Константинопольского Патриархата осенью 2018 года — категорически недозволительное деяние, притом что тенденция к односторонним решениям восходит к предшествующим эпохам, но в последнее время приняла самые неприемлемые формы.

В тот же день во второй лекции «Покаяние в святоотеческой и византийской традиции» духовенству Гродненской епархии была представлена история таинства Покаяния и основные смыслы, которые вкладывали святые отцы и христианские писатели Византии в данное понятие. Покаяние (μετάνοια) в дословном переводе с древнегреческого означает «изменение точки зрения или сознания». В духовном смысле — это духовное уврачевание, движение, богопознание. Покаяние считалось святыми отцами одной из добродетелей и при этом предельно важной. По точному выражению прп. Никодима Святогорца, «нет более страшного греха, чем грех нераскаянной совести». Прп. Симеон Новый Богослов учил о «непрестанном плаче» как об особо важной добродетели и о «непрестанном покаянии».

14 ноября критика теории первенства была раскрыта перед духовенством двух епархий — Новогрудской и Лидской — в Жировичском Успенском митрополичьем монастыре. Особый акцент делался на понятии гармонии, которое можно применить во взаимоотношениях между Церквями. Каждая Православная Поместная Церковь имеет общее и частное — то своеобразие, которое позволяет ей обогащать общее духовное единство без доминирования и превозношения. В целом были повторены и раскрыты общие тезисы об отсутствии здравых предпосылок для первенства как в Западной Церкви в первом тысячелетии, так и в Восточной Церкви, которая отстаивала принципиальную важность соборного равночестного и равноправного устройства Церкви.

После завершения лекций архиепископ Новогрудский и Слонимский Гурий, наместник Жировичского монастыря, ректор Минской духовной семинарии, наградил игумена Дионисия юбилейной медалью «В память 500-летия Успенского Жировичского мужского монастыря».

15 ноября в Солигорске состоялась аналогичная встреча с духовенством Слуцкой епархии. Здесь, как и ранее, после лекции был задан ключевой вопрос: «А что же далее? Удастся ли преодолеть печальное разделение?» В ответ указывалось на важность открытого диалога на основании истины. По слову Священного Писания, «невозможное людям возможно Богу» (Лк. 18:27). На основании истины и традиции Православия можно преодолеть данное разделение, что однако предельно сложно с учетом недиалогичности другой стороны, опирающейся больше на субъективную идеологию, чем на объективную науку.

16 ноября в Минске игумен Дионисий дал интервью для программы «Прикосновение к свету» на телеканале РТР-Беларусь. После интервью игумен Дионисий принял участие в VIII богословской конференции «Церковная наука в начале III тысячелетия: актуальные проблемы и перспективы развития» с докладом, посвященным учению о высшей судебной власти византийского канониста и богослова XIV века иеромонаха Матфея Властаря в контексте его богословских взглядов. Данный доклад представляет собой попытку раскрыть один из частных аспектов общей темы в защиту соборной экклесиологии. Хотя сторонники теории неумеренного первенства ссылаются на иеромонаха Матфея как на своего предшественника, в действительности комплексное рассмотрение учения о высшей церковной власти в «Алфавитной синтагме» ясно показывает, что иеромонах Матфей считал высшими судьями Предстоятелей Поместных Церквей — каждого для своей юрисдикции — а не одного только Константинопольского Патриарха. Данное понимание усиливается на фоне богословских взглядов иеромонаха Матфея как сторонника учения святителя Григория Паламы о Боге, непостижимом по сущности и постижимом/приобщимом для достойных по нетварным божественным энергиям. В свете данного учения представления об иерархичности среди Лиц Святой Троицы как аналог для аналогичных иерархических отношений среди Предстоятелей Церквей (современная концепция митрополита Иоанна (Зизиуласа) в защиту первенства власти) становятся совсем не обоснованными.

После пленарного заседания конференции состоялась встреча с духовенством Борисовской епархии на общую тему с критикой теории первенства. Перед аудиторией была представлена соборная экклесиология Православной Церкви по принципу гармонии, нарушение которой через реализацию теории первенства власти Константинопольского Патриарха приводит к трудноисправимым тяжелым последствиям и в теоретических обоснованиях, и на практике.

17 ноября лектор оказался в пределах южной Белоруссии в Гомельской епархии. Первая встреча — с частью духовенства ряда благочиний — состоялась в Гомельском епархиальном управлении. Вторая — с другой частью духовенства других благочиний — во второй половине дня в Светлогорске. В частности, на лекциях были рассмотрены обвинения в так называемой ереси филетизма/этнофилетизма в адрес Болгарского экзархата на Константинопольском Соборе 1872 года и проведены некоторые аналогии с современной ситуацией. К сожалению, уже в ту эпоху обвинителей сплачивала экклесиология первенства, которая еще более усиливается в современную эпоху.

18 ноября игумен Дионисий сослужил митрополиту Вениамину и сонму белорусского духовенства в храме в честь Рождества Пресвятой Богородицы деревни Тарасово Минского района. На богослужении присутствовали председатель Государственного пограничного комитета Республики Беларусь генерал-майор К.Г. Молостов, заместители председателя Государственного пограничного комитета, а также курсанты ГУО «Институт пограничной службы Республики Беларусь». Перед началом богослужения военнослужащими пограничных войск в храм была принесена хоругвь отряда пограничного контроля «Минск», освященная Патриаршим экзархом во время совместной молитвы с воинами-пограничниками 22 ноября 2015 года. В армии и особенно в пограничных войсках чтут память архистратига Михаила как покровителя и защитника воинства. Почитается архистратиг Михаил и в храме-колокольне Андреевского ставропигиального мужского монастыря в Москве.

19 ноября после ранней Литургии в Свято-Духовом кафедральном соборе г. Минска были проведены две последние встречи — с молодежью во Всехсвятском храме г. Минска и с насельницами Елисаветинского монастыря. Встречи носили духовно-нравственный характер. На встрече с молодежью была представлена презентация-доклад о предании и свободе в святоотеческой традиции. На основании ряда первоисточников из святоотеческой и византийской традиции были выявлены и актуализированы основные смыслы данных понятий и их глубокая взаимосвязь. Слова святителя Иоанна Златоуста предельно актуальны: «Где Христос, там свобода, равноправие всех, равнозаконие, равночестность, ибо все куплены честной Кровью. Посему уже ни раб еси, ни иудей, но свободный, ибо все мы во Христе стали свободными».

На такой духовно оптимистической ноте завершились встречи на Белорусской земле. Критика теории первенства совсем не означает нелюбви к греческому миру и культуре. Однако об истине надо говорить, ведь именно ее и хранит святая Церковь как столп и утверждение истины (1 Тим. 3:15).

Наместник Андреевского ставропигиального мужского монастыря, руководитель аспирантуры Московской духовной академии, профессор МДА игумен Дионисий (Шлёнов) вернулся в московскую обитель с научным приобретением — полным каталогом библиотеки Радзивиллов, которая в настоящее время хранится в центральной библиотеке Минска и является самым крупным собранием старопечатных книг в Белоруссии.

Пресс-служба МДА/Патриархия.ru

Материалы по теме

Открылся III Всероссийский хоровой фестиваль для регентских отделений духовных учебных заведений Русской Православной Церкви

В Минской духовной семинарии прошел торжественный выпуск

В Николо-Угрешской духовной семинарии состоялась Всероссийская конференция по вопросам семейной жизни

В Пермской епархии состоялась итоговая аттестация слушателей с целью аккредитации курсов для монашествующих

Патриарший экзарх всея Беларуси в Гродно возглавил торжества, посвященные Коложской иконе Божией Матери, и освятил памятник митрополиту Филарету (Вахромееву)

В рамках второго Санкт-Петербургского богословско-педагогического форума состоялась международная научно-практическая конференция «Образование через культуру»

В Минске состоялись торжества в честь дня памяти равноапостольных Мефодия и Кирилла и Дня славянской письменности и культуры

Игумен Дионисий (Шлёнов) выступил с лекциями о соборной экклесиологии Русской Православной Церкви в Кузбасской и Томской духовных семинариях

В епархиях Белорусского экзархата прошел курс лекций по православной экклезиологии

В Московской духовной академии прошла IV Всероссийская научно-практическая конференция «Юстиниановские чтения»

Профессор Московской духовной академии игумен Дионисий (Шлёнов) выступил с лекциями по богословию перед клириками Белорусского экзархата

В Тамбовской духовной семинарии прошли курсы повышения квалификации преподавателей церковной истории

Настоятельница Введенского монастыря Орловской епархии игумения Олимпиада (Рожновская) удостоена звания «Заслуженный писатель»

Пензенская епархия объявляет о начале конкурса «Церковь в истории Пензенского края. Сохраняя духовное наследие»