По окончании работы Собрания игуменов и игумений монастырей Русской Православной Церкви председатель Комиссии Межсоборного присутствия по организации жизни монастырей и монашества митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий ответил на вопросы портала «Монастырский вестник».
— Ваше Высокопреосвященство, расскажите, пожалуйста, о чем на этот раз говорил Патриарх на Собрании с игуменами и игумениями монастырей Русской Православной Церкви? Чему была посвящена встреча в Зале церковных соборов Храма Христа Спасителя? Что особенно запомнилось из Первосвятительского слова?
— На Собрании как-то особенно чувствовалось, что Святейший Патриарх от сердца говорил о том, что сам пережил и глубоко прочувствовал как монах. На монастыри сегодня возложено много разных забот, и духовное, и социальное служение… Предстоятель Церкви, однако, центральной частью своего доклада сделал собственно монаха и его духовное состояние. Кто такой монах? В чем главный смысл монашества? Борьба со страстями, с духами злобы поднебесной (Еф. 6:12) — вот тот фундамент, на котором строится жизнь инока. Покаяние, молитва, поклоны, бдения… Ведь монастырь — это прежде всего место молитвы. Молитвы келейной и соборной. Говорил Святейший и о том, что вторым крылом монашеского делания является чтение святоотеческих наставлений. Всем нам напомнил о том, что в монастырях должны быть хорошие библиотеки, и что братии и сестрам необходимо бывать в этих библиотеках, никогда не оставлять чтение святоотеческой литературы, чтобы набираться духовного опыта и иметь возможность продолжить традицию русского монашества, которая была сильно ослаблена в ХХ веке.
— Владыка, а что лично для себя Вы услышали в слове Предстоятеля? Что отозвалось в Вашей душе?
— Мне очень близко по духу и понятно рассуждение Святейшего Патриарха о том, что монах — это воин Христов. И раз уж ты идешь в бой, то не должен останавливаться и оглядываться назад. Своему призванию мы должны отдавать себя без остатка. Ничего личного, ничего, кроме служения Богу, Церкви и собственного духовного возрастания, не должно занимать ум и душу инока. Все внешнее только мешает нам. Родственники, друзья, какие-то сторонние увлечения зачастую только расхолаживают братьев и сестер. Смотришь, человек десятилетия проводит в обители, а духовно не возрастает — шаг вперед, два назад… Но ведь без самоотвержения не происходит духовного возрастания. И Святейший Патриарх именно на это обратил наше внимание.
— В других докладах Собрания как продолжение этой же мысли Святейшего звучало размышление о том, что подвиг является неотъемлемой частью монашеского пути.
— Без всякого сомнения. Жизнь монаха невозможна без тщательного исполнения устава обители. А это уже и есть подвиг, который позволяет человеку духовно расти. Также и покаяние, видение своих грехов, соборная и келейная молитва, исполнение послушаний — все это ступени нашего возрастания.
Еще один важный аспект, который осветил Предстоятель Церкви в своем Первосвятительском слове на Собрании, — это обязанность игуменов и игумений монастырей заботиться о воспитании и духовном росте новоначальных. Сегодня в Церкви все для этого есть. Только приходи, бери золотое наследие наших предшественников и воплощай на практике все, о чем они сказали.
— Владыка, в этом году на Собрании игуменов и игумений по понятным причинам не было представителей украинских обителей, но ведь слово Предстоятеля было обращено к насельникам всех монастырей Русской Православной Церкви, независимо от того, гражданами какой страны они являются?
— Наша монашеская встреча лишена какой бы то ни было политической окраски. Все мы — наследники Святой Руси, у нас общие корни — это преподобные Антоний и Феодосий Киево-Печерские, Сергий Радонежский, Серафим Саровский... Все мы — единый организм, который определен на Небе как Русская Православная Церковь. Враг рода человеческого, зная страсти и немощи людей, пытается разделить нас, но это — дело земное, и оно скоро рассыплется, а мы будем жить, как жили прежде, по заповеди святых отцов. Мы молимся за митрополита Павла и братию Киево-Печерской лавры. Верим, что Господь не посрамит исповедников святой православной веры. Дай Бог всем страждущим на Украине мужества, крепости, верности канонам Церкви.
Святейший Патриарх, отвечая на вопросы участников Собрания, вспоминал, как жила его семья в тот период истории нашей страны, когда Церковь была гонима, и как мужественно и стойко вели себя православные люди, духовенство, члены его семьи. Но время гонений закончилось в нашем Отечестве, и Церковь живет своей полнокровной жизнью. Мы надеемся, что так произойдет и на Украине. Верим, что по молитвам старцев, братий, сестер братской Киевской Руси уврачуются все разделения, и мы вновь будем единой духовной семьей.
— Владыка, в Нижегородской митрополии недавно побывал Президент России. Поделитесь, пожалуйста, с нашими читателями впечатлениями от визита Владимира Владимировича.
— Для нас визит Президента нашей страны имеет очень большое значение. Владимир Владимирович ознакомился с деятельностью попечительского совета по возрождению Саровской и Дивеевской обителей, увидел результаты работы кластера «Арзамас — Дивеево — Саров». Глава государства отметил, что в регионе многое сделано для развития общественного пространства, туристической отрасли и паломничества. В Арзамасе посетил Воскресенский собор и Музей русского Патриаршества. Cобор интересен еще и тем, что полностью создан арзамасцами. И архитектор, и мастера, которые его расписывали, и резчики по дереву — все они являются уроженцами города. Созерцая красоту и великолепие возрожденной святыни, люди имеют возможность приобщиться к духовной мощи наших предшественников. Затем Владимир Владимирович посетил Свято-Троицкую Серафимо-Дивеевскую обитель. Осмотрел территорию монастыря, побывал в Троицком и Благовещенском соборах. Помолился у мощей батюшки Серафима, прошел по канавке Пресвятой Богородицы. Особенно тронуло нас то, что наш Президент был в Четвертом Уделе Божией Матери не как турист, а как паломник. И это великая радость для верующих людей, живущих в нашей стране. Может быть, не все до конца осознают это, но для возрождения России и духа народа это дорогого стоит. Владимир Владимирович с трепетом и вниманием слушал все, о чем ему рассказывали в монастыре, радовался положительным изменениям, которые происходят в Дивееве и других местах Нижегородской земли, где почивают наши святыни и куда не иссякает сегодня поток паломников со всех концов земли.
— Владыка, Вы возглавляете Комиссию по организации жизни монастырей и монашества Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви. Какие темы сейчас рассматривает Комиссия? Какие проблемы волнуют современное монашество?
— С 2016 года, с того времени как меня назначили председателем Комиссии по вопросам организации жизни монастырей и монашества, было подготовлено девять документов. Из них семь приняты и одобрены для использования в монашеской среде, а два находятся на рассмотрении. Сейчас в комиссии разрабатываются две темы. Отмечу, что они были включены в повестку дня по инициативе самих членов нашей комиссии. Первая тема посвящена каноническому и церковно-историческому анализу такого явления, как переход монашествующего в другой монастырь. Готовящийся по этой теме документ призван стать дополнением к соответствующему пункту «Положения о монастырях и монашествующих». Сама практика перехода насельника из одного монастыря в другой однозначно осуждается церковными канонами и рассматривается как исключительное явление. Тем не менее, у архипастырей и игуменов монастырей должна быть четкая инструкция, как действовать в подобной ситуации, чтобы, в первую очередь, удержать насельника в том монастыре, в каком он принял постриг. Второй документ, находящийся в разработке, — «Положение о благочинном епархиальных монастырей». В нем есть потребность в тех епархиях, где имеется несколько обителей. Для помощи правящему архиерею в таких епархиях учреждается должность ответственного по монастырям или благочинного епархиальных монастырей. «Положение», разрабатывающееся сейчас в нашей комиссии, как раз и определяет круг обязанностей и задач, которые могут быть возложены правящим архиереем на своего помощника по монашеской жизни в епархии. Эти темы, равно как и уже отработанные комиссией, не являются плодом кабинетных измышлений. Они возникли из реальных проблем и потребностей современной монашеской практики и призваны совершенствовать высшую форму служения Христу, которая есть в Православной Церкви — «равноангельное житие».
Беседовала Екатерина Орлова
Синодальный отдел по монастырям и монашеству/Патриархия.ru