Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Патриархия

Протоиерей Феодор Повный: Нужно духовно мобилизоваться и быть готовым ко всему

Протоиерей Феодор Повный: Нужно духовно мобилизоваться и быть готовым ко всему
Версия для печати
24 октября 2022 г. 16:59

Председатель Синодального отдела Белорусской Православной Церкви по сотрудничеству со светскими учреждениями образования протоиерей Феодор Повный дал интервью белорусскому порталу «Звязда».

«Наша наука строится по навязанному зарубежному образцу»

— Отец Феодор, второй год в белорусских школах ведется факультатив «Духовность и патриотизм» — результат взаимодействия Церкви и Министерства образования, к которому Вы имеете непосредственное отношение. Какие первые выводы можно сделать уже сегодня?

— Создано 67 инновационных площадок по факультативу «Духовность и патриотизм» и больше 80-ти — по патриотическому воспитанию. Если брать сам учебник, то у нас ничего подобного и в образовании, и в Церкви не было. Мы получили гриф Министерства образования на три учебно-методических комплекса: для 5 (6) классов (первая и вторая часть), 7 (8) классов (первая часть), и три методички. Оценка факультатива самая высокая: безукоризненно выверенные темы и вопросы.

В этом деле я отстаиваю позицию о том, что Православие не нужно навязывать, нужно показывать его красоту. Не нужно перегружать детей, и без того перегруженных, датами, событиями. Нужно сказать то и так, чтобы они запомнили на всю оставшуюся жизнь.

Нам удалось создать интересный и увлекательный учебник, не просто учебник — учебно-методический комплекс с рабочей тетрадью, словарем на двух языках, работающими QR-кодами. Он захватывает не только детей, но и взрослых. Думаю, мы даже немного опередили время. Но самое главное — есть пособие для учителей, которое позволяет вести факультатив практически любому благочестивому педагогу, даже предметнику…

— Не важно, какого вероисповедания?

— Авторами второго и третьего учебника стали также представители Католической Церкви, иудаизма и ислама. И это очень справедливо.

— Во время Открытого урока, который провел глава государства 1 сентября, Вы говорили про необходимость создания новой науки, которая служит интересам Беларуси. Почему недостаточно истории, культуры, обществоведения? И почему Вы считаете необходимым пересмотр ценностей, которые транслируются сегодня в школе?

— Буду отвечать Вам вопросом на вопрос. Скажите, какие ценности транслирует школа, если многие дети общаются друг с другом только нецензурными словами, вступают в раннюю половую жизнь, о чем свидетельствует статистика медосмотров? Они не слушают ни родителей, ни учителей. Ничего не знают о нравственности. Ищут легких денег и хотят много потреблять, мало работая. Не говорю, что раньше такого не было, но сейчас это особенно бросается в глаза.

Все это — нравственный аспект. На уроке у Президента я говорил о том, что мир поменялся. Сейчас нет рыночных отношений. Есть санкции и монополия корпораций. Да и не работает рынок при нашем менталитете. Формула «это бизнес, ничего личного» не подходит совестливому белорусу. Сегодня нет ни одной страны с той демократией, которую изучают по учебникам как идеал политической системы. И почему она — идеал, если для каждого народа эффективна своя система власти и управления?

Наверное, пора смотреть на мир разным взглядом, с разных координат. Откройте учебник «Обществоведение»: если видеть человека только как существо биологическое и социальное, то о какой нравственности можно говорить? При этом раскладе все наше поведение оправдывают физиология и инстинкты. И дети это прекрасно понимают.

А «История»? История нашего народа подается в отрыве от славянского единства. Но наши земли все века являются ареной борьбы Запада и Востока. И скажите, как можно изучать историю, ограничиваясь окружностью, которая не разъясняет ни правил игры субъектов, не знакомит с международными игроками, не изучает их ходы, явные и тайные, их мотивы и стратегию? Как можно выкидывать религиозный фактор из истории? Когда именно религия была идеологией государств вплоть до середины XVIII века. Когда порой отношение к религии являлось определяющим критерием при оценке: враг/друг.

Наша наука сейчас строится полностью по навязанному зарубежному образцу. Мы под давлением мягкой и жесткой силы решили, что Европа прогрессивна и у нее все нужно копировать. Действительность показывает: отнюдь не все.

Поэтому, когда мы говорим о новой науке — это всерьез. Уже прошла научно-практическая конференция на эту тему в Институте национальной безопасности Республики Беларусь. Там прозвучали очень серьезные размышления, глубокий анализ ситуации. Я оказался тем, кто, сам того не осознавая, попал в «яблочко». Проблема чрезвычайно назревшая.

«Падение цивилизаций происходит из-за духовной омертвелости»

— Но разве христианизация общества и государства гарантируют безопасность и процветание? Византия пала, царская Россия не избежала переворота и гражданской войны...

— Где в Евангелии говорится о том, что Христос обещал политическую стабильность? Нигде. Он обещал выход из экономического кризиса? Нет. Он предупреждал о войнах. Христос — не депутат. Он — Сын Божий. Он обещал Царство Небесное тем, кто поверит в Него. Он обещал прощение грехов. Простое — без всякого торгашества. Просто попроси прощения, покайся — и ты уже прощен. Он обещал любовь. Так Он выполнил обещание! Он взял грех мира и умер за людей, чтобы они могли общаться с Богом. Скажите, что может быть больше? Он обещал победу над смертью, Он и воскрес. И мы воскреснем вслед за Ним. Не воскреснем же мы для того, чтобы наслаждаться земными удовольствиями.

Мне думается, что есть времена, когда вера во Христа действительно дает процветание. Мы видим это на примере Византии времен императора Константина, Руси времен князя Владимира и его святых потомков. Но порой приходят времена, такие как наше (и мы не первые), когда зло ополчается и пытается уничтожить тех, кто верит во Христа. Тогда нашей задачей становится взойти с Ним на Крест. Жертва Александра Пересвета предопределила победу в Куликовском сражении. Те, кто, не задумываясь, кидались на амбразуру и закрывали очередь пулемета, предопределили Великую Победу. Когда мы все делаем во имя Христа, нам все равно, какие времена в материальном выражении — благополучные или нет.

А падение цивилизаций происходит как раз из-за духовной омертвелости. Когда номинально вера есть, Церковь есть, но в людях Ее свет не горит. Когда люди перестают нуждаться в Боге и прячутся от Его любви. Когда ничего Божиего уже нет, но все прикрываются именем Божиим. Когда человек не поднимается ко Христу, а опускает Его до своих интересов, становится обрядовером: эта свечка за одно, эта — за другое. А если не получает просимое, то негодует. Думаю, пришло время встряхнуться всем, духовно мобилизоваться. Это самая главная мобилизация.

«Как священник, скажу всем верным: нужно духовно мобилизоваться и быть готовым ко всему»

— Вы сказали о славянском единстве. Но сейчас эта фраза звучит горько. Что вообще, на Ваш взгляд, происходит между Россией и Украиной? Что будет дальше? Как нам с этим жить и что делать?

— Мой принципиальный ответ (я говорю сплошь всем, кто смотрит TikTok, Facebook и прочее): друзья мои, а у вас есть время помолиться, покаяться и попросить за тех, от кого зависит гораздо больше, чем от нашего мнения? Чтобы Господь послал им мудрость, силу духа и крепость. Мы ведь очень мало знаем, на самом деле, что происходит. А все наши страхи — не от Бога. Почти на каждой странице Евангелия мы слышим слова Христа: «Не бойтесь!»

Белорусы — мирные люди. Но и мир нужно защищать. Что делали наши предки, когда шли войной на них? Они вставали на молитву. Вставали к станку на заводе, с автоматом уходили на фронт. Юноша оставлял любимую, сын — мать, муж — жену. Только так они защитили мир. Разве можно было договориться с Гитлером, у которого была цель уничтожить все славянство: на нашей земле оставить 25 процентов населения в качестве прислуги и рабов? Разве можно договориться с диаволом о мире, когда он выступает против Бога, то есть против мира?

Вокруг раздаются причитания: как же христиане могут воевать с христианами? Но вспомните крестовый поход на православную Византию. И сейчас посмотрите: что в Украине делают с православными храмами? У себя в стране, которая дала сотни святых, десятки чудотворных образов Богородицы, оскверняют храмы, священников пытают.

Да, Христос много говорит о мире, но в Священном Писании есть и Апокалипсис. И Библия смущает незрелого читателя постоянными войнами, посылаемыми как гнев Божий. А в святцах мы найдем много имен канонизированных архистратигов, победоносцев, стратилатов. В том числе, славянских князей, которые всегда были главнокомандующими. Архангел возглавил ангельское воинство в битве с диаволом.

И нам тоже нужно защищать свою веру и свою землю. Коль мы верующие в Бога, мы обязаны быть за Божию правду. А правда в том, что нацизм — это диавольская ухмылка. Правда в том, что с нами Бог и Он нам нужен. А на нас идут те, кто с Богом борется. Как священник, скажу всем верным: нужно духовно мобилизоваться и быть готовыми ко всему. Нужно принимать реальность, а не обман. Не нужно ждать, образно говоря, пока враг дойдет до Москвы, потоптав нас, чтобы понять, что нужно было бежать к Богу позавчера.

И еще. Да, у нас нет мобилизации. Номинально мы — другое государство. Но это не значит, что мы можем пить, есть, веселиться, пока наши братья (а ведь мы так себя позиционируем в Союзном государстве) идут защищать не только себя, но и нас. Брат прикрывает нас щитом, а в него самого летят пули. Мы хоть чуточку благодарны за это? Мы хотя бы молимся за павших? Знаем их имена? Или мы будем потом говорить громкие слова о том, что никто не забыт?

Сейчас за нас всех мобилизован, сосредоточен и крайне серьезен наш Президент. Это не пафосные слова. Так надолго ли хватит его сердца прятать нас за своей спиной? Мы же не младенцы.

«Все условия для того, чтобы человек мог верить»

— Что, на Ваш взгляд, удалось сделать в деле возвращения веры в Христа на нашей земле за последние 30 лет?

— Удалось создать все условия для того, чтобы человек мог верить. Самые комфортные и благоприятные условия: книги, священники, храмы, богослужения, монастыри, паломничества, собеседования, факультатив в школе... Афон открыт и доступен — Святая Гора! А теперь скажите, Вы много вокруг себя настоящих христиан видите?

— Не знаю. А Вы?

— Мне же Бог дал радость общаться со святыми людьми в детстве и отрочестве, и в юности, и в зрелости. И сейчас встречаю много праведных людей. Сколько святых даст нам наше время, мне не ведомо, но я вижу в храме за богослужением очень много молодых лиц, людей среднего возраста. Пожилых людей, бабушек, сейчас меньшинство. А в храме полно людей.

То, что очень много молодых людей начинают искать Бога и находят Его, во многом зависит от священника и от места, куда они приходят. В нашем приходе, когда заканчивается Литургия, никто не уходит, поэтому и шатер у входа стоит. Люди остаются с детьми, обедают, общаются, им не хочется уходить. Этот опыт доказывает: Православие нужно показывать. Не просто о нем красиво с амвона рассказывать. В жизни должно быть продолжение тех слов, которые произносятся на амвоне.

Я ведь не зря сказал о святых людях, которых встречал в своей жизни, реально причисленных к лику святых, как матушка Манефа Гомельская. Это реальное общение, в земном измерении. Для меня в этом ряду и пример моих родителей: в то трудное время (не чета нашему), когда будучи только сыном священника, ты автоматически был лицом второго сорта в обществе, но ни меня это не обозлило, ни моих братьев. Почему? Потому что мы видели пример жизни родителей. Когда слово, произнесенное отцом с амвона, никогда не расходилось с делом, с жизнью. И какое было ровное, равноуважительное отношение и к верующим, и к неверующим, и к коммунисту, и к атеисту! И взаимно все уважали отца как священника. А мама? Это ведь уникальный пример настоящей христианки — подлинной христианки. Которая никогда никого даже словом не обидела.

«Духовные законы никто не отменял»

— В конце сентября в российском Ижевске произошла стрельба: погибли дети. К сожалению, подобные трагедии повторяются. Высказывалась версия о душевной болезни стрелка...

— Нет, это болезнь не душевная — духовная. Думаю, что это диавольская одержимость. Законы духовной жизни никто не отменял. Беснование видел своими глазами и не раз. И не пожелаю никому это увидеть. Одержимость проникает в человека, если есть на то его согласие. А дальше человеком уже управляет зло. Если мы этого не признаем, мы никогда не дадим правильной оценки произошедшему, даже правовой. Тем более, если человека уже нет.

— Как от подобного защитить своих детей?

— Если бы мне сейчас дали испорченную пищу, я не стал бы ее есть, потому что у меня есть обоняние. Когда у нас нет духовного обоняния, а нам подают информацию не просто с душком, а ядовитую, и не говорят, что это яд, то мы ее глотаем — так одержимость проникает в человека.

— Факультатив «Духовность и патриотизм» прививает духовное обоняние?

— Оно есть в каждом, потому что душа по природе христианка. Факультатив помогает духовное обоняние обнаружить в себе и развить. Мне тоже приходится пользоваться Интернетом. На одной встрече со студентами мне сказали: «Отец Феодор, молодых смущает выражение "раб Божий", оно звучит унизительно». Тогда мной был задан вопрос: кто из вас, здесь присутствующих, не раб айфонов и прочих гаджетов? Из 700 человек один поднял руку. Я был второй. Тогда говорю: «Ребята, так каким рабом лучше быть?».

— В любой трагедии есть невинные жертвы. Да и личные трагедии никто не отменял: кто-то теряет близких, кто-то тяжело болеет... Впрочем, всегда находятся те, кто, подобно друзьям библейского Иова, скажет: значит все же что-то ты делал не так, раз беда тебя настигла…

— Слышал такую шутку, с которой полностью согласен, и она относится ко всем православным: русский человек не является русским, если не ждет конца света и не имеет планы после него. Особенно важна вторая часть. Крещение и вера во Христа гарантируют такие планы на вечность тем, что человек уже на земле, через участие в таинстве Евхаристии, находится в Церкви Христовой. Он уже одной ногой находится в Царстве Божием.

Верующие не одни, а с Христом проходят испытания. В крещенных действует Дух Святой, и Он им сообщает силу и мудрость принятия или борьбы. Он меняет их внутренний состав сердца. И поэтому человек начинает понимать суть событий хороших и плохих. Просто доброго сердца недостаточно, чтобы сошла с нас шелуха, чтобы мы изменились. Нет, совсем недостаточно. А боремся мы со злом в себе, учимся любви и молимся не потому, что нам нужно благополучие, а потому что любим Христа. И по-другому не может быть. В любом случае, с верой или без, скорбь — неотъемлемая часть земной, как мы говорим в Церкви, юдоли, земной жизни. Иначе мы были бы в раю, и человек был бы бессмертен, без болезней. Нужно помнить, что без Бога нет смысла ни в горе, ни в радости — только страшная пустота и обреченность, невыносимость бытия. А с Богом самой смерти нет, есть рождение в вечность, на которую еще на земле человек имел, да и имеет большие планы.

Ольга Медведева

«Звязда»/Патриархия.ru

Материалы по теме

В рамках проекта Издательского Совета «Пространство Слова» в МГЛУ прошла встреча с писателем Олегом Роем

Состоялось расширенное заседание Общественного совета по нравственности — совместного органа, учрежденного Белорусской Православной Церковью и Союзом писателей Беларуси

В Якутской епархии прошел крупный молодежный форум

В Новосибирске проходит Спартакиада имени святого благоверного князя Александра Невского

Патриарший экзарх всея Беларуси встретился с активом Белорусского фонда мира

В Белорусском государственном университете состоялось заседание в честь 20-летия основания Института теологии имени святых Мефодия и Кирилла

Патриарший экзарх всея Беларуси возглавил торжества по случаю 20-летия основания Института теологии БГУ

Делегация Русской Православной Церкви приняла участие в Саммите религиозных лидеров СОР29

В Кубанском государственном университете прошла научно-практическая конференция «Русская Православная Церковь в истории Юга и Северного Кавказа»

Председатель Синодального отдела религиозного образования и катехизации принял участие в пленарном заседании XXIX Димитриевских образовательных чтений в Ростове-на-Дону

Представитель Синодального комитета по взаимодействию с казачеством принял участие в научной конференции «Разумовские чтения 2024» в Москве

Все материалы с ключевыми словами