В преддверии празднования 1100-летия Крещения Алании епископ Владикавказский и Аланский Герасим ответил на вопросы корреспондента газеты «Слово».
— Владыка, Вы уже год возглавляете Аланскую епархию. Времени хватило, чтобы узнать нашу культуру и народ?
— От осетинского народа — самые теплые впечатления. Мне очень приятны и доброта, и широта души осетин. Надо сказать, что мне довелось служить в таких регионах, где православных явное меньшинство. Я говорю о Японии. Так уж сложилось, что в основном тамошние прихожане — люди преклонного возраста. В храм ребенка водят до школы, потом он погружен в учебу и работу и возвращается в церковь, когда времени снова в избытке, — на пенсии. Поэтому очень порадовало, что в Осетии храмы полные, среди прихожан много молодых мужчин. Значит, самое важное время жизни не проходит без Бога.
— В преддверии такого значимого для Православия праздника, как 1100-летие Крещения Алании, хотелось бы узнать Ваше мнение — насколько важно было для Осетии принятие христианской веры?
— Чрезвычайно важно. Все мы знаем, что через принятие христианства из рук византийцев та или иная страна входила в орбиту византийской культуры, Русь до принятия Крещения была просто конгломератом различных племен. А уже после принятия Крещения стала великой и Святой Русью, как ее называли. То же самое произошло и с Аланией. К сожалению, мы не обладаем таким объемом письменных документов, свидетельств, которые бы в мельчайших подробностях рассказали, что здесь происходило, но имеющиеся археологические раскопки говорят: храмы строились на всей территории исторической Алании. По сути, от Каспия до Черного моря. Поэтому, конечно же, вхождение в круг византийской цивилизации, ее культурных ценностей было важно и в государственном плане, и в духовном. Слово Христово пришло, тьма рассеялась и засиял свет. Тут даже спорить невозможно. Где, например, сейчас Хазарский каганат? Его нет. Где половцы? Их нет. А аланы живы до сих пор, их имя существует не только на территории исторической Осетии, но и в Европе. Думаю, благодаря этому осетинский народ сохранил свою идентичность. Не будь веры, трудно представить, что было бы с аланами во время жесточайших нашествий при Тамерлане и его предшественнике. Их бы стерли, как и множество других имен.
— У Осетии свой особенный путь в Православие, есть святые места, которые почитаются у нас. Какие знаковые объекты православного зодчества мы могли бы показать миру?
— Я стараюсь много ездить по епархии, смотреть эти места: восстанавливающийся храм в селении Зруг, храмы Дигории, например, Фараскатта, Донифарс, храм в Галиате. Конечно же, Нузал — жемчужина Осетии — безусловно, нужно показывать и рассказывать о фресках этой церкви. Есть святыни, нуждающиеся в восстановлении, тот же храм в Лисри — архитектурный комплекс, гордость Мамисонского ущелья и всей Осетии. На самом деле много уникальных мест, достойных взора путешественников со всего мира, интересных паломникам. Сейчас люди открывают для себя Северную Осетию. Всегда мы были неким транзитным хабом, через который люди попадали в Грузию. Наконец-то Осетия начала привлекать внимание. Древние строители, как на Руси, так и в Осетии, старались строить храмы в наиболее красивых местах, красота природы располагает душу к обращению к Богу. Поэтому в горных храмах, которые находятся в чудесных местах, душа раскрывается особенным образом.
— Подготовка к празднованию 1100-летия Крещения Алании началась задолго до торжественной даты, все ли задуманное удалось воплотить?
— Во-первых, отреставрировано немалое количество храмов, о которых я уже сказал. Речь об объектах, вошедших в федеральную программу восстановления культурных памятников. Наконец, собран интерактивный свод памятников Северной и Южной Осетии, проделана серьезная работа, и теперь каждый желающий сможет зайти в Интернет и ознакомиться с этими святынями.
Издана «Аланская библиотека» — шикарная серия из 17 книг. Это собрание рассказывает об истории Православия за последние 1100 лет и даже более ранние времена.
Надо понимать, что одиннадцать веков назад возникла церковная структура Аланской митрополии, а крещеные аланы упоминаются, начиная с I-II веков, о чем говорят, к слову, истории месукевийских мучеников. По благословению царицы Тамары, наполовину аланки, написана Моздокская икона Божией Матери. И так далее. Обо всем этом можно прочитать в книгах «Аланской библиотеки».
В рамках Международных Рождественских чтений проведена содержательная конференция в Москве, посвященная святой благоверной княгине Марии Ясыне, жене великого князя Всеволода по прозванию Большое Гнездо, родной бабке великого князя Александра Невского.
В ближайших планах еще одно историческое событие — 20 сентября состоится презентация осетинской Библии, изданной впервые. 20-летний труд перевода закончен. Тираж будет не очень большим — 1100 экземпляров. Конечно, здорово, что мы восстанавливаем храмы, но храмы без молитвенного наполнения — просто сооружения. А то, что люди будут молиться и читать Библию на родном языке, — дело колоссальное, даже не республиканского и не всероссийского масштаба — мирового. Новый перевод Библии на один из национальных языков — апостольский подвиг, который будет нами особенно отмечен.
Говоря о литургическом центре торжеств 1100-летия Крещения Алании, то есть кафедральном соборе святого Георгия, надо отметить, что заканчиваются подготовительные работы к визиту Святейшего Патриарха Кирилла. Молимся, чтобы его визит успешно состоялся.
— Готовы к приезду Его Святейшества?
— Готовимся изо всех сил. Патриарх Осетию посетит впервые. Да, не все из задуманного удастся осуществить к обозначенному сроку — не смогли расписать собор из-за отсутствия финансирования. Тем не менее для совершения Литургии мы подготовим все необходимое.
Что касается дальнейшего благоукрашения, надо отметить, что в сентябре мы не завершаем, а только начинаем праздновать год 1100-летия Крещения Алании, поэтому в дальнейшем работы будут продолжены. Думаю, празднование Крещения Алании и визит Святейшего послужит толчком к тому, чтобы люди, наконец, проявили интерес к своей истории, своей вере.
— У каждого православного есть любимое место для общения с Богом. А лично Вам какой храм по душе?
— Я люблю храмы всей Осетии. Поэтому стараюсь побывать везде и за год своего пребывания в регионе успел объехать практически все. Любимый храм — наиболее полный. Чем больше в храме людей, тем больше он мне нравится.
— Сегодня много молодых людей, безразличных к вопросам духовности и веры, втягиваются в сомнительные и деструктивные круги общества. Как переломить ситуацию?
— Если бы я знал некий рецепт, то давно бы ситуацию переломил. Дело в том, что каждый из нас создан свободным. Есть такая поговорка: «Невольник — не богомольник». Силой никого не заставить верить, здесь можно действовать только личным убеждением и примером. Человеческая свобода все равно склонится к тому, что ей нравится. К сожалению, часто воля человека клонится к таким вещам, как развлечения, пьянство, наркомания. По мысли великого святого Иоанна Златоуста, человеку в его привязанностях и нежелании проявлять какое-то усердие в помощь является удовольствие, и этот порочный союз преодолеть очень сложно. Философы говорят: «Высокое — трудно». Подниматься вверх тяжело, легко катиться под гору. Чтобы пойти вверх, человек должен принять некое важное решение, чтобы душа исполнилась благородства, чтобы найти путь к Господу. Если удовлетворяться чем-то меньшим, то это не тот путь.
В Евангелии приводится притча о блудном сыне: о человеке, бросившем своего отца, богатый дом, возлюбившего мнимую свободу и уехавшего в другую страну. А там оказалось, что он никому не нужен. Ему ничего не смогли доверить, кроме выпаса свиней. Блудный сын не возвращался домой до тех пор, пока совсем не оголодал. И сказал тогда: «… в доме моего отца даже наемники питаются лучше, чем я здесь. Вернусь и пусть он меня примет не как сына, а хотя бы как наемника». Так вот, пока душа человеческая не осознает, что ей должно вернуться к Богу как к Отцу, и что мнимые радости и удовольствия — это пища свиней, она не может вспомнить свое благородство. В Царствии же Божием человеку уготован богатый стол, заколот теленок и ждет любящий Отец. Человек должен преодолеть ложный стыд и вернуться к Богу. Душа должна работать, расти, учиться. На самом деле, стремящийся к святости и добродетели ставит перед собой очень амбициозные задачи. Если довольствуется меньшим, то ограничивает себя в самом важном. Ни один человек не изъят у Бога от перспектив стать великим и благородным, каждому дана богодарованная свобода, несмотря на те обстоятельства, в которых он рождается. Бывает, что человек из бедной, нищей семьи становится великим, и, наоборот, из богатой — негодяем.
В средневековье существовала загадка: «Бог всемогущ. Может ли Он создать такой камень, который Сам не поднимет?» Есть один только правильный ответ: Бог уже создал такой камень, и этот камень — человеческая свобода. Без воли человека Господь никакого насилия над ним не проявляет, только зовет, приглашает. Об этом все Евангелие. Каждый приглашен, но воспользоваться этим приглашением или нет — тоже выбор каждого.
— Владыка, глядя на сегодняшнее безумие, творящееся во всем мире, возникает только один вопрос: «Что происходит?»
— О том, что люди более склонны ко злу, нежели к добру, говорит нам вся история человечества. И с точки зрения Православной Церкви, конечно, это — знамение времен. Мы уже такое видели, помните историю Римской империи и чем она закончилась? Пришли новые народы, которые просто уничтожили цивилизацию, развратившуюся до такой степени, что она была не способна сопротивляться. Не хочу вдаваться в конспирологические теории, но очевидно: многие процессы в мире направлены на его разрушение, низведение людей в скотское состояние, чтобы для них взгляд вверх был невозможен, только состояние склонения к земле. Вдумайтесь, человек — это чело, поднятое к небу. Задача, которую решают все существующие безобразия, — чтобы люди ничем не отличались от животных. Такими легко управлять. Лишившись самого главного — свободы — они становятся рабами. Рабами пороков. Еще десять лет назад было невозможно представить, чтобы трехлетнего ребенка спрашивали о его гендерной ориентации: «Ты мальчик или девочка?» Идет разрушение человеческой души, и назвать это иначе как сатанизмом я не могу. К сожалению, ситуация печальная, но все это предсказано в Священном Писании. Господь говорит, что по причине умножения беззаконий охладеет любовь. Это взаимосвязанные вещи — чем больше насаждаются извращения, тем более жестокими становятся люди по отношению друг к другу, что порождает войны, насилие, зверские убийства. Падение нравственности и насилие связаны напрямую.
— Воспитательную функцию Церковь несла всегда, в сегодняшних условиях противостояния и насаждения ложных ценностей на что в первую очередь направлены усилия?
— Осетия в этом году отмечает 200-летие со дня рождения священника и просветителя Аксо Колиева, который стоял у истоков женского образования в республике. Он и епископ Иосиф (Чепиговский) видели очень большую грубость нравов, невоспитанность населения и понимали, что воспитательные разговоры ни к чему не приводят. Тогда отцу Алексию (Аксо Колиеву) пришла светлая мысль — дать образование в первую очередь женщинам, привести их к Православию, и тогда они правильно воспитают своих детей. Появилась надежда, что наш народ станет другим. Церковь, прежде всего, должна заниматься образованием, просвещением, идти вперед, опираясь на опыт предшественников. Потому так важно открывать больше православных гимназий, воскресных школ.
— В Осетии из поколения в поколение передаются национальные традиции и культура, которые во многом перекликаются с догмами христианства. Какие параллели, на Ваш взгляд, можно провести между Православием и культурой Осетии?
— Да, такие параллели есть. И это не мое личное мнение, многие известные осетинские ученые, в числе которых Васо Абаев, так считали. Действительно, календарь национальных праздников и обычаев восходит к Православию. В силу грозных и печальных событий, выпавших на долю осетинского народа в XIV веке, Алания потеряла духовенство, книжность, школы. Удар был силен, но Православие, крепко заложенное в душу осетинского народа, дало свои плоды. Возношение трех пирогов, обычаи заходить босыми в храм и лишь мужчинам явно несут на себе отпечаток христианской традиции. Духовная память сохранила предрасположенность к Православию на генетическом уровне. Обычаи, которые сегодня есть в Осетии, никакого противоречия не имеют с церковными традициями. До нас дошло свидетельство, как владыка Иосиф (Чепиговский), прекрасно знавший осетинский язык, во время путешествия по Осетии попросил одного из старейшин прочитать ему в дорогу молитву святому Георгию. Это подтверждает, что и владыка Иосиф не видел никаких противоречий. Традиционная осетинская трапеза напоминает древниехристианские «агапы» — вечери любви. Люди причащались на Божественной литургии, а потом собирались за трапезой. Разумеется, они возносили молитвы Богу, потому что это было второй частью Литургии, не менее важной, подчеркивающей единение.
— Патриарх Кирилл в одном из интервью подчеркнул особую роль взаимодействия епархии со СМИ. Что делается в нашей епархии в данном направлении?
— Это сотрудничество необходимо как воздух. Я открыт для общения, считаю очень важным, чтобы голос Церкви доносился через СМИ. Чем больше друг о друге знаем, тем ближе становимся и откровенней можем говорить, обсуждать самые острые вопросы. Церковь не боится никаких тем, ибо Бог есть Истина.
— Какой наказ Вы могли бы дать молодым людям?
— У молодого поколения много планов на жизнь, и хотелось бы, чтобы они не ограничивались ценностями только этого мира. Добиться роста — и личностного, и карьерного, к примеру, стать знаменитым врачом, военным, профессором, бизнесменом — это хорошее стремление. Но не нужно забывать о своей душе, она нуждается в том, чтобы человек работал над ней смолоду. Укореняются как добродетели, так и злые привычки. Душа видна через глаза. Почему кто-то красив в старости, а кто-то безобразен? Если в сердце чистота и свет, то и люди к тебе тянутся. Поэтому в молодости нужно думать о делах духовных, а основа всего этого — вера в Бога.
Милена Сабанова
Патриархия.ru