7 августа 2022 года заместители руководителей Московского областного и Нижегородского отделений Императорского православного палестинского общества (ИППО) архимандрит Тихон (Затёкин) и Александр Панин, действительные члены иеродиакон Евстафий (Поляков), Юрий Рябиков и Семен Ваксман в рамках совместной работы посетили Мочальный остров, чтобы почтить память невинно убиенных в годы красного террора священников и мирян.
Действительные члены ИППО, прибыв на остров, совершили возложение цветов к поклонному кресту и все вместе пропели «Вечная память».
Архимандрит Тихон подробно рассказал всем присутствующим о казни, которая произошла на этом острове, а также о жизни и трудах на благо Русской Православной Церкви архимандрита Августина (Пятницкого) и протоиерея Николая Орловского.
«Мы обязаны чтить память этих людей, принявших смерть в годы лихолетья на этом месте. Благодаря их подвигу, мы можем сегодня бесстрашно исповедовать свою веру. Чтобы у нас, у нашей страны было будущее, надо не забывать прошлое, помнить его и передавать нашим детям», — сказал архимандрит Тихон.
Прямо на острове члены ИППО провели небольшое собрание, приняв решение в ближайшее время подготовить биографические статьи о священнослужителях Августине и Николае, а также изготовить и установить памятные доски, рассказывающие об этих невинно убиенных страдальцах.
***
Мочальный остров находится на борской стороне Волги и расположен напротив Чкаловской лестницы. Относительная удаленность, отсутствие удобных подъездных путей сделали его обособленным. На острове есть дачные участки, некоторые из которых заброшены. Приезжают сюда и отдыхающие: искупаться и порыбачить. В послевоенные времена пляж был популярным местом отдыха. Тогда мало кто знал, что Мочальный остров получил в истории и иное название — «Нижегородская Голгофа».
Фактически являющийся полуостровом Мочальный был островом изначально. Об этом в своей статье писал борский краевед Юрий Югин. От «большой земли» его отделяла гряда небольших пойменных озер. Дурную славу этот тихий уголок приобрел задолго до событий 1918 года. Неоднократно в публикациях борских краеведов говорилось, что в царские времена здесь прятались бродяги, воры, беглые каторжники. Так продолжалось до второй половины XIX века, когда землю стали использовать под нужды Нижегородской ярмарки: построили склады для мочала, рогож и кулей. Краевед Людмила Добролюбова писала, что в конце столетия волжским механиком и конструктором Василием Калашниковым на острове была создана судостроительная верфь.
Началось революционное лихолетье. Убийство главы Петроградской ЧК Моисея Урицкого и ранение председателя Совнаркома Владимира Ленина произошли в один день 30 августа 1918 года. Оба инцидента явились поистине подарком для большевистских «ястребов». Губернская ЧК откликнулась на директиву центра убийством 41 заложника-нижегородца. Казнь произошла в ночь на 1 сентября на Мочальном острове. Наутро газета «Рабоче-крестьянский нижегородский листок» опубликовала расстрельный список, сопроводив его словами: «За каждого убитого коммуниста или за покушение на убийство мы будем отвечать расстрелом заложников буржуазии», а также приказом созданного еще в августе по требованию Ленина чрезвычайного органа террора — Военно-революционного комитета, вышедшим за подписью Федорова и Шелехеса и гласившем: «Патронов на буржуазию не жалеть».
Первым в обнародованном списке стояло имя настоятеля Оранского Богородицкого монастыря архимандрита Августина (Пятницкого). За ним следовал священник нижегородской Казанской церкви Николай Васильевич Орловский. Замыкал первую тройку председатель хозяйственно-строительной комиссии по постройке завода взрывчатых веществ в Растяпине генерал-майор Михаил Чернов. Далее шли 14 царских офицеров и 12 чинов полиции и жандармерии. Собственно «буржуазию» представляли три предпринимателя из Павлова, в том числе владелец крупной фабрики металлоизделий Василий Теребин.
Самую большую группу жертв составили офицеры-фронтовики. Настоящим героем Отечественной войны 1914-1918 был полковник Тобольского полка Альберт Герник. Он был удостоен ордена святого Георгия 4-й степени за то, как гласил Высочайший приказ о награждении, что «в бою 14 февраля 1915 года у деревни Давия воодушевил солдат личным примером мужества и, выбив врага из деревни, преследовал его до двух верст, отбив при этом два пулемета и захватив пленных».
Его сослуживец полковник Павел Боглачев, из крестьян Воронежской губернии, также воевал в составе Тобольского полка, имел медаль в память о войне с Японией и орден святой Анны с мечами и бантом.
Николай Кондратьев был штаб-офицером 37-го пехотного Екатеринбургского полка. На фронте с первого дня Великой войны, за отличия в бою Высочайшим приказом от 12 июля 1915 года награжден Георгиевским оружием.
Протоиерей Николай Орловский был отцом 14 детей, младшим из которых было пять, четыре и два года. Николай Васильевич являлся законоучителем в четырехклассном городском училище, выполнял разнообразные общественные обязанности, в частности, состоял в патриотических организациях «Белое знамя» и Нижегородский Георгиевский отдел «Союза русского народа». Старший его сын Александр учился в медико-хирургической академии в Петрограде и в войну находился в действующей армии на Кавказском фронте в качестве зауряд-врача. Священнослужитель явился 20 августа в местный губЧК за разрешением на выезд из города, чтобы ехать в Васильсурск, где находился его больной тифом сын, но вместо пропуска был арестован и расстрелян как «ярый враг советской власти».
Существуют многочисленные свидетельства и воспоминания, что и впоследствии на этом острове и вблизи него производились расстрелы и казни.
В 2004 году на Мочальном острове был установлен мемориальный памятный деревянный крест, замененный в 2006 году на каменный. В настоящее время готовится проект на строительство на этом острове храма. Ежегодно в день памяти святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии прихожане нижегородских храмов отправляются на Мочальный остров почтить память невинно убиенных.
Нижегородская митрополия/Патриархия.ru