Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Патриархия

Слово Святейшего Патриарха Кирилла при вручении архиерейского жезла Преосвященному Мефодию (Зинковскому), епископу Егорьевскому

Слово Святейшего Патриарха Кирилла при вручении архиерейского жезла Преосвященному Мефодию (Зинковскому), епископу Егорьевскому
Версия для печати
16 июля 2024 г. 14:27

16 июля 2024 года, в день памяти перенесения мощей святителя Филиппа, митрополита Московского и всея России, чудотворца, за Литургией в Патриаршем Успенском соборе Московского Кремля Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил хиротонию архимандрита Мефодия (Зинковского) во епископа Егорьевского, викария Патриарха Московского и всея Руси. По окончании Литургии Предстоятель Русской Православной Церкви напутствовал епископа Мефодия на служение и вручил ему архиерейский жезл.

Преосвященный епископ Мефодий!

Обращая к тебе торжественные слова традиционного приветствия, которое Предстоятель Церкви произносит после Литургии, вручая жезл новопоставленному архиерею, выражаю тебе еще раз свои искренние поздравления и самые добрые, сердечные пожелания. Сегодня над тобой свершилось Таинство архиерейской хиротонии. Наитием Святого Духа ты получил дар апостольский — по слову апостола Павла, «на дело служения, для созидания Тела Христова» (Еф. 4:12). И эти слова очень важно помнить каждому архиерею — «на дело служения, для созидания Тела Христова». Тело Христово — это и есть Церковь. поэтому первая обязанность всякого епископа — это забота о Церкви, это забота о тех, кто еще вне Церкви, но кто должен войти в число чад Церкви. А это означает заботу и о внутренних, и о внешних. Это означает благочестивую жизнь и убедительную проповедь для тех, кто посещает Божии храмы, и одновременно способность говорить с теми, кто вне Церкви, так чтобы также их ум и сердце открылись навстречу Божественному Слову.

Премудрый Промысл Вседержителя на протяжении многих лет приуготовлял тебя к этому славному событию, испытывая твердость твоего упования, веру и послушание. Ты немало потрудился ради пользы церковной и во славу имени Христова, занимаясь исследовательской и преподавательской работой, внося свой вклад в развитие богословской науки. Ныне же пред тобою простирается новое поле деятельности, к которой ты призван по благой, угодной и совершенной воле Божией (Рим. 12:2).

В речи, произнесенной тобою при наречении, ты вспомнил слова древней церковной молитвы при пострижении в великую схиму. Ты верно заметил, что труды монаха, всецело посвятившего себя предстоянию пред Господом в молитве, сравниваются со служением тех, кто принимает благодать епископства. Однако почему так? Что общего между этими, на первый взгляд, совершенно разными путями? Полное самоотречение и жертвенность, когда человек живет уже не для себя, а для других, подвиг самоотверженного несения тягот и скорбей мира в подражание Божественному Учителю — вот что сближает подвиг архиерейского служения и аскетический подвиг монаха.

Златоустый святитель Иоанн, говоря о величии и высоте архиерейского сана, справедливо отмечает: «Все имеем одно и то же крещение; все сподобились одного и того же Духа; в одно и то же мы с вами стремимся Царство; все мы равно братья Христовы. В чем же состоит мое преимущество пред вами? В заботах, трудах, беспокойствах, в скорби о вас. Но нет для нас ничего приятнее этой скорби» (Беседа 4-я на 2-е послание к Фессалоникийцам). Возлюби и ты сии спасительные страдания, стараясь делать твердым свое звание и избрание. Так поступая, — свидетельствует апостол Петр, — никогда не преткнешься (2 Пет. 1:10).

Поводов же для претыканий, соблазнов и искушений встречается немало на пути архипастырском. Почет и уважение, которыми окружают епископа, порою могут вскружить голову, посеять в сердце греховные чувства гордости и самомнения, породить в душе ложное представление о собственной исключительности и значимости. Знаю, что ты скорее всего застрахован, по милости Божией, от этих соблазнов; но если что-то подобное возникнет в сознании,гони прочь эти лукавые и безумные помыслы! Помни о том, что истинный Царь славы, пришедший в мир ради спасения всех людей, смиренно претерпел позорную смерть на Кресте и добровольно подвергся поношениям не для того, чтобы мы кичились своими мнимыми достоинствами или положением, которое получаем не за некие личные заслуги, а как дар — дар великой ответственности пред Богом за Церковь, которую Он приобрел Себе Кровию Своею (Деян. 20:28).

Как всякая власть и начальство, епископство сопряжено с необходимостью принимать решения, невзирая на лица, не из личных симпатий и предпочтений, но прежде всего ради пользы дела церковного. Да, строгости не должно быть больше, чем доброты. Если этот баланс будет соблюден, твое святительское служение будет принято людьми и, несомненно, принято Господом.Однако доброта не должна превращаться в потакание человеческим страстям и опасную снисходительность ко греху. Вспомни, что именно по малодушию, излишней мягкости и нерадению первосвященника Илия, судии Израилева, его сыновья не получили вовремя строгого отеческого вразумления и утвердились в нечестии, за что не только сами были сурово наказаны Богом, но и на весь народ навлекли бедствия, как о том читаем мы в Первой книге Царств (см. 1 Цар. 1-4). Да будет предостережением для тебя сей поучительный пример из Священного Писания.

Мера отца — это мера любви, руководствующейся во всем истинным благом своих чад, для воспитания которых рáвно необходимы и великодушие, и взыскательность, и милость, и твердость. Без справедливости любовь становится слабостью, а справедливость без любви превращается в жестокость. Запомни, пожалуйста, это правило!

Тем более необходимо оно для того, кто трудится на ниве духовного образования, занимается подготовкой будущих пастырей Церкви, которым предстоит иметь попечение о духовно-нравственном воспитании людей, брать на себя ответственность за их возрастание в добродетели. Очевидно, что невозможно научить тому, чего не умеешь сам. Надобно, как свидетельствует святитель Григорий Богослов, прежде самому умудриться, потом умудрять; стать светом, потом просвещать (Слово 3). Потому прививай воспитанникам духовных школ чувство особой личной ответственности, здравую рассудительность, любовь к знаниям и стремление к постоянному самосовершенствованию, дабы, проповедуя другим, они и сами не остались недостойными (1 Кор. 9:27).

«Мефодий», как ты знаешь, в переводе означает «последовательный, целенаправленный». По имени и житие твое да будет! Пусть от твоего архипастырского внимания не ускользает даже то, что кажется мелочью, но что имеет отношение к твоему служению викарного епископа. Тебе предстоит помогать Патриарху в его непростых трудах. Искренне надеюсь обрести в твоем лице доброго и верного соработника, пребывающего в послушании Священноначалию и всегда стремящегося хранить единство духа в союзе мира (Еф. 4:3). Да не смущается твое сердце тяжестью и опасностью предлежащего тебе служения. Подавший труды непременно подаст и силы для их совершения, ибо неложны слова Сказавшего: «Не вы Меня избрали, а Я вас избрал и поставил вас, чтобы вы шли и приносили плод, и чтобы плод ваш пребывал» (Ин. 15:16).

Итак, вдохновляясь и укрепляясь сим напутствием, прими теперь в руки жезл сей как символ дарованной тебе власти и апостольского преемства и, благословив народ Божий, молитвенно участвовавший в твоей епископской хиротонии, гряди с миром на новое и славное служение Церкви Христовой. Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

Материалы по теме

Наречение архимандрита Николая (Пашкова) во епископа Георгиевского, архимандрита Сергия (Зайчикова) во епископа Алапаевского и архимандрита Серафима (Лопухова) во епископа Ейского

Слово архимандрита Серафима (Лопухова) при наречении во епископа Ейского и Тимашевского [Приветствия и обращения]

Слово архимандрита Сергия (Зайчикова) при наречении во епископа Алапаевского и Ирбитского [Приветствия и обращения]

Слово архимандрита Николая (Пашкова) при наречении во епископа Георгиевского и Прасковейского [Приветствия и обращения]

Патриаршее служение в праздник Казанской иконы Божией Матери в Успенском соборе Московского Кремля

В праздник Казанской иконы Божией Матери Предстоятель Русской Церкви совершил Литургию в Успенском соборе Московского Кремля

В праздник Казанской иконы Божией Матери Предстоятель Русской Церкви совершил Литургию в Успенском соборе Московского Кремля

В день памяти святителей Московских Святейший Патриарх Кирилл совершил Литургию в Успенском соборе Московского Кремля

Все материалы с ключевыми словами

 

Другие статьи

Патриаршее поздравление епископу Козельскому Никите с 55-летием со дня рождения

Патриаршее поздравление митрополиту Дубнинскому Иоанну с пятилетием воссоединения Архиепископии западноевропейских приходов русской традиции с Русской Православной Церковью

Патриаршее приветствие участникам совещания епархиальных древлехранителей

Патриаршее обращение по случаю 95-летия со дня рождения митрополита Никодима (Ротова)

Патриаршее поздравление митрополиту Ярославскому Вадиму с 70-летием со дня рождения

Патриаршее поздравление по случаю актового дня Московской духовной академии

Поздравление Святейшего Патриарха Кирилла митрополиту Волоколамскому Антонию с 40-летием со дня рождения

Патриаршее поздравление по случаю актового дня Санкт-Петербургской духовной академии

Патриаршее поздравление митрополиту Липецкому Арсению с 35-летием архиерейской хиротонии

Поздравления Святейшего Патриарха Кирилла по случаю Дня воссоединения ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей с Российской Федерацией