Пресс-конференция по поводу окончания реставрации фасадов Казанского кафедрального собора г. Санкт-Петербурга с участием председателя Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры (КГИОП) правительства Северной столицы Сергея Макарова и председателя приходского совета протоиерея Александра Пашкова состоялась 16 ноября 2021 года у южного фасада собора.
«Служу в Казанском соборе с 2012 года, поэтому видел реставрацию практически с самого начала, — сказал отец Александр. — Конечно, были для нас определенные неудобства, но рабочие всегда относились с пониманием, когда мы просили не шуметь во время богослужений, крещения, венчания, отпевания. Казанский собор не был кафедральным, но был императорским, одним из главных в Российской империи. Он строился по инициативе императора Павла Первого, а завершилось строительство при его сыне, императоре Александре Первом. Одним из попечителей был граф Александр Строганов, а архитектором — Андрей Воронихин. Очевидно, император Павел вынес представление об облике будущего собора из путешествий по Италии — ему понравился камень-ракушечник, он такой воздушный, легкий, теплый. Но в нашем сложном северном климате он быстро отсыревает, поэтому практически сразу по завершении строительства начались ремонтные работы. На сегодня реставраторы имеют огромный опыт, наработанный десятилетиями, и его профессионально применили при реставрации такого сложного объекта. Работы по периметру фасадов закончены, и мы можем видеть собор в его первозданной красоте».
В процессе реставрации часто звучали упреки, что светлые стены собора выглядят непривычно, разрушается «исторический облик города». Отец Александр подчеркнул, что вопрос об историческом облике — весьма спорный: так, до начала ХХ века люди не имели представления о том, как выглядела знаменитые иконы — «Богоматерь Владимирская» или «Троица» Андрея Рублева. Только с появлением современных технологий стало возможным удалить позднейшие наслоения и показать первоначальный красочный слой. Стены собора подвергались воздействию грязи, копоти, микроорганизмов, и это надо было вычищать, а сами стены консервировать. Если бы работы не проводились, от фасадов начали бы отваливаться куски. Реставрация — научный процесс: новейшие составы не только защищают, но и «лечат» фасады. В дальнейшем стены чуть потемнеют, но благодаря современным технологиям уже не будут разрушаться.
По договоренностям с КГИОП в 2022 году будут исследованы барабан и вся купольная система.
Санкт-Петербургская митрополия/Патриархия.ru