Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Патриархия

Председатель Отдела внешних церковных связей и Первоиерарх РПЦЗ совершили Литургию в Синодальной резиденции Русской Зарубежной Церкви в Нью-Йорке

Председатель Отдела внешних церковных связей и Первоиерарх РПЦЗ совершили Литургию в Синодальной резиденции Русской Зарубежной Церкви в Нью-Йорке
Версия для печати
13 июля 2021 г. 18:34

12 июля 2021 года, в день памяти славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион и Первоиерарх Русской Зарубежной Церкви митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Иларион совершили Божественную литургию в Знаменском кафедральном соборе Русской Зарубежной Церкви в Нью-Йорке. Иерархам сослужили епископ Манхэттенский Николай, клирики Знаменского собора и духовенство приходов Московского Патриархата в США.

Обратившись по окончании богослужения к председателю ОВЦС со словами приветствия, Первоиерарх Русской Зарубежной Церкви сказал: «Ваше Высокопреосвященство, братски приветствуя Вас с днем памяти первоверховных апостолов Петра и Павла, сердечно благодарствую за совместную молитву, которую мы вознесли в нынешний праздничный день, за любовь, внимание, слова назидания. Я не нахожу достаточных слов, чтобы выразить, с каким особенным чувством мы совершили сегодня Божественную литургию».

«Вспоминая архипастырские подвиги одного из моих предшественников митрополита Анастасия (Грибановского), автора популярных бесед с собственным сердцем, который был хиротонисан во епископа в этот день 115 лет тому назад в Успенском соборе Московского Кремля, мы молились сегодня о том, чтобы Пастыреначальник Христос продолжил, умножил Свои милости над тем духовным единением между Русской Зарубежной и Отечественной Церквами, которого мы добивались братской любовью и большим трудом», — отметил митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Иларион.

Он подчеркнул: «Верим, что это единение между нами будет служить источником благодатного утешения и укрепления для всех чад Поместной Русской Православной Церкви в нынешний сложный для православного мира период».

Обратившись к Первоиерарху Русской Зарубежной Церкви, духовенству и прихожанам Знаменского собора, митрополит Волоколамский Иларион передал им сердечное приветствие и благословение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. «Радуюсь сегодня душой и сердцем возможности совершить Божественную литургию в этом историческом храме Русской Зарубежной Церкви, который является ее сердцем, где молились и служили Ваши предшественники, дорогой владыка, в том числе и владыка Анастасий, которого мы молитвенно сегодня вспоминали», — сказал председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата.

Говоря о совершаемом в этот день торжестве, митрополит Волоколамский Иларион отметил:

«Праздник святых апостолов Петра и Павла переносит нас к самым истокам христианства, к первому поколению христиан, когда после Воскресения и Вознесения на небо Господа Иисуса Христа апостолы начали проповедовать Христа Распятого и Воскресшего.

Мы читаем в книге Деяний апостольских о том, как совершались эти первые шаги христианской Церкви: как апостолы сидели в Иерусалиме, как люди приносили к их ногам свои имения, как постепенно и понемногу распространялась Церковь Христова. А самым первым самостоятельным актом церковной общины было избрание двенадцатого апостола на место отпавшего Иуды. Избрали его по жребию, имя избранного было Матфий, и упоминается он в книге Деяний апостольских всего один раз — именно в связи с этим избранием.

Но когда мы смотрим на икону святой Пятидесятницы, на иконы Собора святых апостолов, мы видим там не Матфия, а другого апостола — мы видим там апостола Павла, который не был членом апостольской общины и при жизни Господа Иисуса Христа не являлся Его последователем, а в первые годы существования Церкви выступил ее гонителем и противником. Но Богу было угодно призвать этого гонителя и сделать его великим апостолом и проповедником христианства.

Если первая половина книги Деяний посвящена апостолу Петру и некоторым другим апостолам, то вся вторая ее половина посвящена миссионерским подвигам святого апостола Павла, которые были действительно беспримерны: даже если мы просто посмотрим на карту путешествий святого апостола Павла, которая часто прилагается к изданию Нового Завета, то увидим, что он покрывал огромные расстояния, которые сегодня можно пролететь на самолете за два, три, четыре часа. Павел же все эти страны обходил пешком, и не в удобной спортивной обуви, как сейчас люди ходят или бегают по Центральному парку, а босиком или в сандалиях.

Апостол Павел преодолевал многие километры пути для того, чтобы донести до разных уголков земли весть о Христе Распятом и Воскресшем. Также для того, чтобы объяснить первым христианам, что означала эта весть, он направлял свои послания в Церкви, которые создавались. Читая эти послания сейчас, мы зачастую не сознаем, что в тот момент, когда они были написаны, не имелось четырех Евангелий: они были еще только в стадии написания, еще не стали Священным Писанием Церкви. И когда апостол Павел говорит о Священном Писании, он говорит о Ветхом Завете. Он не цитирует Евангелия, потому что тех еще не было. То есть самые ранние христианские писания, которые появились, принадлежат святому апостолу Павлу.

Эти два апостола — Петр, которого Господь нарек камнем и которому сказал: на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее (Мф. 16:18), и Павел, который был призван позже других апостолов, но который, как сам он говорит, потрудился больше других в благовестии Христовом (см. 1 Кор. 15:10), — прославляются Церковью как первоверховные.

Причем мы знаем, что, хотя при жизни апостолы Петр и Павел встречались нечасто и похоронены они были после своей мученической кончины в разных местах, тем не менее, и в Восточной Церкви, и в Западной Церкви их память всегда совершалась вместе. И хоть впоследствии в Западной Церкви апостола Петра возвеличили для того, чтобы создать учение о первенстве Римского епископа, которое якобы перешло от апостола Петра, но литургический праздник апостолов даже там все равно остается одним и тем же. То есть эти два апостола в памяти Церкви связаны неразрывно.

Неслучайно на Святой Руси строилось множество храмов, посвященных апостолам Петру и Павлу, но у нас не было храмов, которые были бы посвящены только апостолу Петру или только апостолу Павлу. А почему? Да потому что память их совершается в один день, и престольный праздник Петропавловского храма всегда выпадает на день памяти двух апостолов, а не одного из них.

Мы сегодня прославляем этих двух великих апостолов, двух проповедников христианства и восхищаемся их трудами, их апостольским подвигом. Мы прославляем их как тех, кто донес до нас весть о Христе Распятом и Воскресшем, а апостола Павла особым образом прославляем как того, кто первым богословски осмыслил то, что видели своими глазами другие апостолы.

Читая Евангелие, мы видим, что апостолы мало понимали из того, что происходило вокруг них. Господь Иисус Христос произносил притчи, а ученики просили Его: "Изъясни нам притчу сию" (Мф. 15:15), Христос совершал чудеса, а их духовные очи оставались закрытыми, так что очень часто Господь обличал их в непонимании. И только после того как на апостолов сошел Святой Дух в день Пятидесятницы, они начали, вспоминая то, что видели, осознавать, что же такое произошло и Кто Такой был в действительности Господь Иисус Христос: не просто человек, не просто великий пророк, а Бог, ставший человеком, Бог Воплотившийся, Который пришел для того, чтобы спасти каждого человека.

Именно апостолу Павлу было суждено объяснить на богословском языке это удивительно чудо сошествия в мир Бога во плоти. И до сих пор мы свое богословие основываем именно на том, что он нам проповедовал. Совершая во время Великого поста Литургию святителя Василия Великого, мы читали замечательные и длинные глубокие молитвы, которые составил этот святитель, и могли увидеть, что они составлены не из чего иного, как из слов святого апостола Павла. Именно этот апостол заложил богословскую основу христианства, поэтому его подвиг неоценим.

Мы прославляем его вместе с тем, кто был призван с самого начала и кто был фактическим главой апостольской общины в первые годы ее существования».

Обращаясь к Первоиерарху Русской Зарубежной Церкви, митрополит Волоколамский Иларион сказал:

«Я хотел бы сердечно поздравить Вас, дорогой владыка митрополит Иларион, с этим праздником и поблагодарить за возможность сегодня вместе с Вами молиться и совершать Божественную литургию в этом удивительном храме, где совершилось столько событий в жизни Русской Зарубежной Церкви.

Мы ощущаем наше единство через Божественную Евхаристию, которую совершаем совместно. Мы радуемся тому, что некогда существовавшее разделение, возникшее не по церковным причинам, а по причинам политического характера, уже в наше время, на наших глазах было преодолено. И сегодня мы духовно радуемся нашему единству.

Мы живем в эпоху, когда, к сожалению, совершается раскол в Православной Церкви из-за действий Константинопольского Патриарха, который антиканоническим образом признал украинских раскольников. Сегодня этот раскол вместо того чтобы быть исцелен, углубляется и захватывает все новые и новые Церкви. Но наша Святая Русская Православная Церковь остается незатронутой этим расколом. Мы продолжаем сохранять наше единство, нашу Церковь в тех ее священных границах, которые не мы создали — они созидались веками, и не нам их разорять.

Поэтому, молясь о единстве Святых Божиих Церквей, мы молимся о том, чтобы вернулись к единству те, кто от него отпал. В то же время мы радуемся тому, что наша Святая Церковь сохраняется единой, неделимой и непоколебимой».

В память о совместном служении митрополит Волоколамский Иларион преподнес в дар Первоиерарху Русской Зарубежной Церкви панагию, принадлежавшую викарию Восточно-Американской епархии РПЦЗ епископу Роклендскому Иоанну (Легкому).

После Литургии архипастыри продолжили общение за трапезой, обсудив вопросы, представляющие взаимный интерес. В частности, митрополит Волоколамский Иларион проинформировал Первоиерарха РПЦЗ о ходе подготовки к Архиерейскому Собору Русской Православной Церкви, намеченному на ноябрь с.г.

Служба коммуникации ОВЦС/Патриархия.ru

Все материалы с ключевыми словами