Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Патриархия

Митрополит Восточно-Американский Иларион: Паству я люблю как самую родную и всегда о ней молюсь

Митрополит Восточно-Американский Иларион: Паству я люблю как самую родную и всегда о ней молюсь
Версия для печати
16 апреля 2021 г. 15:41

Пасху 2019 года митрополит Иларион, Первоиерарх Русской Зарубежной Церкви и правящий архиерей Восточно-Американской и Австралийско-Новозеландской епархий, встречал в Австралии. И уезжал оттуда с мыслью о скорой встрече со своей австралийской паствой. Но пандемия внесла коррективы в жизненные и деловые планы жителей Земли, и потому митрополит Иларион рассказывает о своем служении на Зеленом континенте в своем кабинете в здании Архиерейского Синода в центре Нью-Йорка.

— Ваше Высокопреосвященство, вспомните, как Вы впервые приехали в Австралию. Какими были ваши первые впечатления от страны?

— Впервые Австралию я посетил еще до назначения в епархию в 1987 году, когда приезжал туда на молодежный съезд Австралийской епархии, поэтому у меня уже сложилось представление о стране и не было так называемого культурного шока. Если кратко, то Австралия — это иной мир по сравнению с Америкой и Европой. Австралия (от латинского australis — южный) — это объединенный союз стран, состоящий из шести штатов и двух территорий. Там проживает около 25 миллионов человек, что равно населению двух Нью-Йорков или двух Сан-Франциско, или пяти таких городов, как Лос-Анджелес.

Европейцам Австралия стала известна с середины XVII века. Первоначально эта земля была названа Новой Голландией, хотя голландцы так и не взялись за освоение новой территории, а первыми европейцами, поселившимися в Австралии, стали высланные с родины за преступления британцы.

Австралия — страна изначально англиканская, есть католики. Сейчас много китайцев, которые переехали в страну и организовали свои конгрегации. Православных в Австралии — примерно 500 тысяч человек, или 2%.

По приезде меня встретили молебном в крестовом храме в честь Всех святых, в земле Российской просиявших, после чего я направился в находящуюся рядом архиерейскую резиденцию.

— Что представляет из себя архиерейская резиденция?

— Это старинный дом, построенный примерно 100 лет назад. Очень красивый, с потолком, украшенным лепниной, как любят австралийцы.

В свое время там жил архиепископ Феодосий (Путилин), потом жил приехавший из Германии архиепископ Павел (Павлов), а еще раньше при церкви жил архиепископ Савва (Раевский).

Рядом с резиденцией находится крестовый храм. Фактически это дом, превращенный в храм. Крестовая церковь всегда считалась домовой церковью архиерея. Сейчас это отдельный приход. В кройдонском храме у нас хранится мантия и облачение святителя Иоанна Шанхайского.

За храмом построен зал с библиотекой с церковными и светскими русскими книгами. Там же кухня для сестричества и зал, где прихожане часто собираются на чаепития и устраивают обеды.

— Как Вы начали ездить по приходам?

— Ездил я со своим помощником о. Михаилом Бойковым, в то время настоятелем крестовой церкви. Знакомился с людьми, принимали меня всегда гостеприимно. Прихожане — в основном приезжие из Китая: из Харбина, Шанхая, из района Трехречья — приграничной с Россией территории, а также приехавшие из Европы после Второй мировой войны.

Для русских китайцев было трагедией, когда коммунисты захватили Китай, и после культурной революции в 1966-1976 годы они вынуждены были покинуть страну. А ведь Харбин в те годы был большим «русским городом» с восемью православными храмами, школами, высшими учебными заведениями.

Харбинцы очень любили свой город. Они до сих пор вспоминают, как жили в Китае, пишут книги о своей жизни там и по сей день навещают родные места. Я трижды был в Харбине с группами наших верующих. Там они находили свои дома и, бывало, жителей, которых помнили. В Китае я впервые встретил старейшего священника епархии — протоиерея Михаила Ли, пострадавшего во время гонений в Китае.

— Слышала, что он по рождению был православным, а в годы культурной революции и гонений 20 лет провел в заключении и вынужден был работать в каменоломне…

— Родился отец Михаил в 1925 году в семье православных китайцев на территории Русской духовной миссии и застал еще годы ее расцвета. С детства прислуживал и пел при Духовной миссии, а его отец чеканил ризы для икон. В 1950 году о. Михаил стал священником.

В годы культурной революции он был изгнан из прихода и приходского дома и почти 20 лет трудился на каторжной работе в каменоломне. Отцу Михаилу не позволяли разговаривать с другими рабочими за то, что он являлся православным священником. Тем более ему было запрещено открыто молиться.

В 1997 году во время поездки в Шанхай я встретился с о. Михаилом и предложил ему переехать в Австралию, чтобы взять на себя служение среди китайскоязычных православных жителей Сиднея. В мае 1999 года о. Михаил с матушкой Анной прибыли в Сидней, где он возглавил Русско-китайскую православную миссию РПЦЗ в Австралии, целью которой было духовное просвещение китайского населения. Служил отец Михаил вначале в Покровском храме в Кабраматте, а потом в крестовой церкви в Кройдоне до своей кончины в 2016 году. Ему было около ста лет.

Отец Михаил был ярким образом пастырской доброты, простоты и чистосердечия. Он помнил святителя Иоанна Шанхайского и его служение; помнил трех начальников Русской духовной миссии в Китае — митрополита Иннокентия, архиепископа Симона и архиепископа Виктора, бывшего его первым духовником.

Служил он по-славянски, говорил по-русски с китайским акцентом. Я просил его вспомнить, как они в Китае пели по-китайски «Символ веры» и другие песнопения, и записывал его пение на магнитофон. Также собрал фотографии китайских священников, которые пострадали во время культурной революции, и передал все это для сайта «Православие в Китае», где сейчас можно найти эту информацию.

— А ведется ли миссионерская проповедь среди коренного населения Австралии?

— Да, у нас, например, был священник-абориген о. Серафим Слейд, который сам пришел к Православию благодаря знакомству с книгой святителя Иоанна Шанхайского. До своей кончины он окормлял аборигенское население страны. В своем доме он устроил небольшой храм, который освящен во имя святителя Иоанна Шанхайского. Он также окормлял тюрьмы с аборигенами.

В Австралию аборигены приплыли на плотах и каноэ из Восточной Азии очень давно, 50-40 тысяч лет назад, и стали селиться там, где есть пресная вода. В древние времена в Австралии проживали более 30 тысяч аборигенов. По мере увеличения населения и когда исчезали источники воды, они перемещались в глубь страны. Таким образом они расселились по всей Австралии. Сегодня аборигенов поддерживает государство.

Отец Серафим был добрейшим человеком. Его матушка — австралийка. Жили они недалеко от Канберры. Он старался найти подход к своим аборигенам, привести своих собратьев к Православию. У него это получалось, и в его приходе было немало прихожан из аборигенов. Но надо понимать, что это люди особой культуры и ментального устроения, и не каждый, и не сразу может их убедить. У них вообще своеобразный метод общения и, тем более, убеждения, не принятые у нас. Предполагается, что этот метод должен работать следующим образом: человек приходит, садится и ждет, пока другой к нему подойдет, — и только тогда будет пытаться убедить в чем-то собеседника. До своей кончины он старался найти пути к обращению в Православие аборигенского населения страны.

Отец Серафим купил участок земли, устроил там кладбище, где места под захоронение продавались по доступной цене.

— Владыка, как живут русские православные приходы в Австралии, как справляются с экономическими проблемами?

— Примерно 90% духовенства работает на светской работе, как и большинство священников за рубежом. Все приходы хорошо устроены, храмы благолепные. Это и Николаевский собор в Брисбене, и Покровский собор в Мельбурне, построенный в русском стиле, и Петропавловский собор в Сиднее. У многих был опыт устроения приходов и организация сестричеств еще в Харбине.

Сестричества часто, в основном в крупных храмах, организуют разнообразные мероприятия, которые используются для сбора средств на храм, приход, субботнюю школу. Очень популярны трапезы с пельменями. Иногда прихожане покупают изготовленные сестрами замороженные пельмени себе домой.

— В России в народном Православии очень любимы праздники Казанской иконы Божией Матери, Покров Пресвятой Богородицы. Именно в эти дни люди, даже не слишком близкие к Церкви, стараются прийти в храм. Какие православные праздники наиболее любимы в православной Австралии? У русских? У греков? У сербов?

— Как все православные христиане — празднуется Пасха, Рождество Христово, престольные праздники храмов, именины и т.д.

— Как изменялись приходы за время Вашего пребывания в Австралии?

— Когда я приехал, в епархии были в основном уже устоявшиеся после 1950-х годов приходы. Их часто благоукрашают, устраивают при некоторых храмах русские субботние школы. При Петропавловском соборе в Сиднее, например, работает 10-классная школа по субботам.

При мне были основаны в основном миссионерские англоязычные общины, но их не много. Зато на некоторых приходах теперь служат также и по-английски, потому что большинство молодежи ассимилируется и уже не понимает службу на славянском. При резиденции в Кройдоне вечером всенощное бдение служат по-английски. Молодежь собирается, сами ведут службу, поют. Каждый приход имеет свой опыт.

Крупнейшие города австралийского континента, Мельбурн и Сидней, в течение долгого времени боролись за право называться столицей государства. Чтобы прекратить этот спор, руководство страны основало новый город, специально построенный в качестве столицы, на одинаковом расстоянии от Мельбурна и Сиднея. Город получил название Канберра, и сегодня в нем есть храм Русской Зарубежной Церкви — Свято-Иоанно-Предтеченский с великолепной росписью.

— Как в Австралии украшают храмы на праздники? Какие редкие цветы, растения используют, может быть такие, какие не встретишь в Европе, например?

— Как во всех православных приходах по всему свету храмы украшаются цветами — европейскими (например, розы), так и местными.

— В Австралии времена года отличаются от других континентов. Получается, что Рождество — это самое жаркое время года. И еще я слышала, что на трапезе в этот праздник подают еще и горячие пельмени!

— Пасха в Австралии приходится на осень, погода чаще всего спокойная, тихая, прохладная, иногда идет дождь. А вот на Рождество, как правило, жарко, и все спасаются кондиционерами. Раньше, когда не было кондиционеров, дома в городе Брисбене строили на «куриных ножках», чтобы воздух снизу циркулировал и поступал внутрь. В Австралии и по сей день можно встретить такие дома.

— Есть ли в епархии своя газета или журнал?

— Австралийско-Новозеландская епархия издавна выпускает журнал «Церковное слово». Мы сотрудничаем и любим газету «Единение», которая освещает жизнь нашей общины и епархии. Это старейшая газета русского зарубежья. С годами она менялась, много потрудились над ее нынешним современным дизайном и интересным содержанием ее редактор Владимир Кузьмин и Ольга Кузьмина. У газеты есть также интернет-версия. В целом газета предназначена для русских, которые в Австралии живут давно, знают и любят страну. Я и в Нью-Йорке получаю нашу газету и с интересом ее регулярно читаю.

— Владыка, расскажите, как был устроен Ваш день и быт в Австралии?

— Все было хорошо устроено. Канцелярия моя находилась при резиденции в Кройдоне. Штат сотрудников канцелярии был небольшой, но все хорошо трудились, были дружны. В январе во время Рождественских каникул (в Австралии это разгар лета!) я обычно ездил в молодежные лагеря.

В живописном месте недалеко от Сиднея на несколько дней арендовал домик в виноградниках, куда я временами выбирался.

Если погода была дождливой, то в нерабочее время ездил за грибами в насаженные приезжими из Европы хвойные леса. Ведь только в корнях хвойных деревьев живут споры грибов. Если удавалось собрать грибов, то потом их засаливали.

— Чем европейца или американца может удивить Австралия?

— Австралия — самая удивительная, необычная и обособленная страна, которая находится практически на самом краю земного шара. Она не имеет близких соседей. Со всех сторон Австралию омывают воды океана, при этом она является самым сухим континентом на земле. Именно здесь живут самые редкие животные в мире, как, например, утконос и кенгуру. А популяция кенгуру так вообще превосходит число людей.

Одно из самых распространенных и любимых животных австралийского континента — коала. Вопреки существующему мнению, коалы не являются медведями и вообще не состоят с ними в родственных связях.

Коалы обитают только в Австралии и на ближайших к материку островах. Цепкие пальцы, имеющие особое строение, позволяют коалам не только карабкаться по деревьям, но и спать, уцепившись за ближайшую ветку или ствол. При необходимости коала может довольно долго провисеть даже на одной лапе, а при желании могут довольно быстро бегать и отлично плавать.

Единственное, что едят коалы, — это эвкалиптовые листья, а воду они пьют только в засушливый сезон. Всю остальную влагу они получают из сочных эвкалиптовых листьев и росы. К сожалению, коалы часто страдают при пожарах.

— Владыка, за что Вы любите Австралию?

— За ее неординарность, за красоту ее природы, с которой я познакомился во время поездок по стране. Где еще можно увидеть, например, озеро с водой розового цвета, каким является озеро Хиллер на западе Австралии.

Но главное, что в Австралии, — моя епархия (она и до сих пор ею является). Паству я люблю как самую родную и всегда о ней молюсь.

Беседовала Татьяна Веселкина,

Нью-Йорк

«Единение»/Патриархия.ru

Все материалы с ключевыми словами