Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Патриархия

«Хотел бы я хотя бы минутку подышать даниловским воздухом…»

«Хотел бы я хотя бы минутку подышать даниловским воздухом…»
Версия для печати
2 апреля 2021 г. 14:13

21 марта / 2 апреля исполняется 145 лет со дня рождения последнего перед закрытием Данилова монастыря г. Москвы настоятеля обители архиепископа Феодора (Поздеевского).

Епископ Феодор (Поздеевский) был назначен настоятелем Данилова монастыря 1 мая 1917 года. До этого с 1909 по 1917 год он был ректором Московской духовной академии. Снят он был с поста ректора вскоре после Февральской революции как консерватор, активный противник всяческих переворотов, пытавшийся оградить и очистить духовную академию от революционных настроений, ставивший себе целью воспитывать настоящих пастырей Церкви.

В Даниловом монастыре владыке пришлось прожить совсем немного времени: с осени 1917 года до своего первого ареста 27 июня 1920 года. В заключении владыка находился почти два года — до марта 1922 года. Во второй раз он был арестован 27 марта 1923 года и находился в заключении до конца июня 1923 года. В третий раз владыка Феодор был арестован 16 апреля 1924 года и освобожден в конце октября, но совсем ненадолго — в середине декабря его вновь арестовывают, в июне 1925 года осуждают на три года высылки в Киркрай, затем сразу следует ссылка в Орск. Так как владыке Феодору было запрещено жить в Москве, в Даниловом монастыре после этого он смог появиться лишь один раз — проездом из одной ссылки в другую с 18 декабря 1930 года до 8 января 1931 года, когда он успел отслужить на Рождество в храме Воскресения Словущего, его опять попытались арестовать и ему пришлось срочно уехать во Владимир. Больше владыка никогда не видел успевший стать дорогим его сердцу монастырь святого князя Даниила.

Но несмотря на такой короткий срок пребывания архиепископа Феодора в Даниловом монастыре, его успели полюбить и братия, и прихожане обители. Бывший воспитанник воскресной школы при монастыре, а впоследствии постоянный прихожанин и звонарь Михаил Иванович Макаров оставил свои воспоминания о монастыре того времени, его насельниках и настоятеле — владыке Феодоре (Поздеевском).

Михаил Иванович впервые увидел нового настоятеля Данилова в конце мая 1917 года:

«Войдя в монастырь, я увидел шедших к воротам настоятеля монастыря архимандрита Иоакима (Хромова. — Т.П.) и рядом с ним монаха высокого роста, брюнета с бледным, очень умным лицом. Очки в черной оправе еще больше подчеркивали бледность его лица. Особенно запомнилось увиденное мною впервые: наметка его клобука не расстилалась свободно по спине, как было обычно у монахов, а уходила под верхнюю рясу-пальто…

Я по обыкновению подошел к отцу архимандриту под благословение, но он жестом указал мне, что благословение надо получить не у него, а у высокого монаха. Высокий монах сосредоточенно и, мне показалось, даже строго благословил меня, и они пошли дальше к воротам. Все это для меня было необычно. Я нарочно замедлил шаг, чтобы видеть, куда они пойдут. Оказалось, что они пошли на колокольню. Кто-то мне тут же сказал, что высокий монах в очках — новый настоятель монастыря епископ Феодор Волоколамский, которому архимандрит Иоаким сдает монастырь».

Некоторое время владыка не служил. Первое его богослужение в Даниловом состоялось на день святых апостолов Петра и Павла.

«Это было очень торжественно и радостно. Никогда не забуду, — пишет Михаил Иванович, — как я вошел в сияющий солнечным летним утром Троицкий собор монастыря. От алтаря до входа в собор была разостлана ковровая дорожка. Посредине собора перед паникадилом положена обитая красным сукном архиерейская кафедра, также устланная дорогим ковром. На коврах в соответствующих местах положены архиерейские орлецы. Все это настраивало на торжество. Вместительный собор был полон народа. Я кое-как пробрался на свое любимое место, у самой солеи…»

Более полувека Михаил Иванович помнил свое впечатление от этой службы: «Обедня прошла для меня как райский миг, я был наполнен неземным торжеством — так благодатно служил епископ Феодор. Это чувствовал не только я: постоянное большое стечение молящихся на служениях Владыки доказывало, что это чувствовали и другие».

После этой службы на Петров день владыка Феодор служил постоянно, не пропуская ни одной воскресной службы и ни одного праздничного дня. При владыке, как свидетельствует Михаил Иванович, Данилов монастырь стал самым популярным в Москве: «Молящиеся во множестве стекались в монастырь. Даже в обычные воскресные службы это множество людей мог вместить только обширный Троицкий собор. Поэтому было решено перенести мощи святого князя Даниила из храма Вселенских Соборов в Троицкий собор».

Монастырь при владыке Феодоре пополнился образованными, строгими, истыми монахами, которые пришли в монастырь вслед за своим ректором и духовным наставником из Академии.

Авторитет Данилова монастыря среди верующего народа был так высок, что даже во время отсутствия владыки, когда он был в заключении или ссылке, количество приходящих на службы в обитель не уменьшалось: «В монастыре подолгу жили и служили епископы Филипп (Ставицкий), Гурий (Степанов), Амвросий (Полянский), Валериан (Рудич), Парфений (Брянских) и другие архиереи; нередко служил митрополит Серафим (Чичагов). Поэтому в отсутствие владыки архиерейская служба здесь почти не прекращалась, строго соблюдался порядок, установленный владыкой, и молящиеся во множестве стекались в монастырь».

Когда архиепископа Феодора освобождали из заключения, он сразу возвращался в Данилов. Это каждый раз вызывало огромную радость молящихся. Михаил Иванович рассказывает об одном таком неожиданном появлении владыки в обители: «Не помню точно, в каком это было году: владыка, находившийся в то время в длительном заключении, вдруг появился в Троицком соборе в конце всенощной. Кажется, это была всенощная под Лазареву субботу или в Великую Среду. Светлой радости молящихся, слившейся с радостью владыки, не было конца. Молящиеся были ошеломлены чудесным по своей внезапности освобождением и возвращением владыки как раз под Пасху.

По окончании всенощной владыка вышел на амвон, благословил нас, молящихся, под пение «Исполла» и обратился к нам с краткой речью. Я заметил, что в бороде владыки появилась значительная проседь. Вот содержание этой речи, насколько я ее запомнил: "Своим Промыслом Господь сподобил меня встретиться с вами, дорогие мои друзья, чтобы с вами вместе молиться в святые дни Страстной седмицы и светло праздновать великий день Воскресения Христова. Какая это большая неизреченная радость! И какими словами я смогу выразить мое благодарение Господу за эту радость! Разлука с вами была для меня очень тяжела, и тяга к вам, как волна, подымала меня на молитву о даровании мне, хотя бы на мгновение, встречи с вами. И вот я снова с вами, да еще в такие великие дни! Разве это не милость Божия?! Будем же вместе, едиными устами и единым сердцем благодарить и славить Его за эту милость. Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе!"

Владыка был растроган. Это слышалось в его голосе. В этом году службы владыки в Cтрастные и Пасхальные дни были особенно торжественны, вдохновенны и благодатны. Кто знает, быть может, он чувствовал, что это были его последние Страстные и Пасхальные службы в любимом им монастыре».

До нас дошло всего одно письмо архиепископа Феодора того времени. Оно было послано в октябре 1925 года, когда владыка этапом добирался к месту ссылки в тогдашний Киркрай. Владыка пишет о своей дороге, дает распоряжения по даниловской братии, а в конце восклицает: «Хотел бы я хотя бы минутку подышать даниловским воздухом, особенно богослужебным, ведь 10 м/есяцев/ не был в храме…»

Вечная вам память, достоблаженнии отцы и братия наша, приснопоминаемии!

Татьяна Петрова

«Прихожанин»/Патриархия.ru

Материалы по теме

В Яранске открылась выставка, посвященная подвижникам веры ХХ века Яранской епархии

2025 год в Тверской епархии объявлен Годом осмысления святости новомучеников и исповедников Российских

Председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству совершил Литургию на Бутовском полигоне

Состоялась встреча главы Казахстанского митрополичьего округа и председателя Сената Парламента Республики Казахстан

Преставился ко Господу насельник Успенского Трифонова монастыря Вятской епархии схииеромонах Селафиил (Шадрин)

Отошла ко Господу насельница монастыря в честь иконы Божией Матери «Взыскание погибших» г. Астаны монахиня Варвара (Сташан)

Отошел ко Господу насельник Покровского монастыря Салаватской епархии иеродиакон Вонифатий (Ветков)

Патриарший экзарх всея Беларуси совершил освящение отреставрированной древней Спасо-Преображенской церкви Спасо-Евфросиниевского женского монастыря г. Полоцка

Все материалы с ключевыми словами