Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Патриархия

Новый, не домовый. Зачем МГУ второй храм

Новый, не домовый. Зачем МГУ второй храм
Версия для печати
26 января 2021 г. 14:32

Осенью в СМИ и социальных сетях разгорелись дискуссии о том, что при МГУ будет построен новый православный храм высотой 46 метров. Многие возмущались, что их не спросили, и даже предлагали построить рядом пародийный храм Летающего макаронного монстра. Но никакой новости здесь нет: идее строительства второй университетской церкви уже 20 лет, а богослужения на выделенной для нее территории проходят четыре года (из них два — во временном храме). Зачем МГУ еще один храм? На чьи деньги он строится? Почему выбран «несовременный» архитектурный облик? Станут ли университетские мусульмане просить построить мечеть, а иудеи — синагогу? «Татьянин день» обсудил острые вопросы со студентами университета, автором архитектурного проекта и настоятелем храма.

При МГУ уже есть домовый храм — мученицы Татианы на Моховой. Зачем еще один?

«Чем не угодил храм на Моховой? Он уже своего рода символ. Да, можно сказать, что он маленький, вмещает немного народа, а вот сейчас будет по-настоящему — но это игра в масштабы, попытка измерить веру числом последователей», — говорит студентка первого курса исторического факультета МГУ Юлия. По ее словам, она не относится к строительству нового храма «резко негативно», однако оно вызывает недоумение.

Выпускница факультета журналистики Полина Частова тоже считает, что одного храма в МГУ достаточно: «Нам рассказывали на парах, что в этом храме отпевали Гоголя, а также прощались со многими знаменитыми профессорами университета. Это место с потрясающей историей, намоленное, и мне не хотелось бы, чтобы новый храм отвлекал внимание на себя от старого». Полина отмечает, что и расположен исторический храм удачно: «Добираться до храма святой Татианы одинаково удобно из любой точки Москвы, а от Воробьевых гор ехать 15 минут на метро. Думаю, если он уже есть, то больше ничего не нужно».

В отличие от предыдущих респонденток, студент четвертого курса механико-математического факультета Владимир Никишов строительству нового храма рад: «Существующий храм мученицы Татианы находится в центре города, где расположены только четыре факультета. При этом в одном Главном здании живет около семи тысяч человек, а есть еще студенты, проживающие в Доме студента на Ломоносовском проспекте (ДСЛ). Среди всех этих людей немало православных христиан. Рядом с ГЗ МГУ есть церковь Живоначальной Троицы на Воробьевых горах, и, насколько мне известно, этот храм сотрудничает с неформальными объединениями студентов и с преподавателями университета. Однако при всей своей роли он имеет довольно скромные размеры и предназначен не столько для людей университета, сколько для местных жителей».

Владимир рад, что у студентов и сотрудников МГУ появится «свой» храм в шаговой доступности от университета: «Для меня это личный вопрос, а не только абстрактный, так как я сам живу в ГЗ. Я православный христианин и с удовольствием приду в новый храм, если его построят».

«Крупнейшие мировые учебные центры имеют на территории своих кампусов студенческие церкви, что отнюдь не нарушает их светский статус и не противоречит принципам, положенным в основу научной деятельности этих учебных заведений, — отмечал в интервью «ТД» настоятель храма равноапостольных Кирилла и Мефодия при МГУ протоиерей Иоанн Лапидус еще четыре года назад. — При МГУ практически всегда, за исключением советского периода, была церковь. Если в 1953 году большинство факультетов переместилось на Ленинские (ныне Воробьевы. — «ТД») горы, то уже более полувека там должен был действовать студенческий храм. Очевидно, что это было невозможно в условиях государственного атеизма и гонений на Церковь. Сейчас, слава Богу, ситуация изменилась».

Традиция строить храмы в разных кампусах университета существует и на Западе. «В Оксфорде одиннадцать христианских храмов, а в Кембридже — восемь, — напоминает настоятель храма мученицы Татианы при МГУ протоиерей Владимир Вигилянский. — В американских Гарварде (с 1816 г.) и Стэнфорде (с 1897 г.) тоже есть действующие храмы».

Нужен новый храм и местным жителям, считает старший преподаватель филологического факультета МГУ, жительница района Проспект Вернадского, главный редактор портала «Православие и мир» Анна Данилова. Все окрестные церкви либо далеко находятся, либо переполнены, пишет она.

Кстати, «домовым», в отличие от Татьянинского, новый храм называться не будет, так как для него построят отдельное здание. И даже не на территории МГУ (об этом ниже).

Храм будут строить на деньги университета? Может быть, лучше было построить новое общежитие или университетский стадион?

«Я не слышала о петициях в поддержку нового храма, зато знаю людей, которым не хватило мест в ДСЛ, и они ездят на учебу из Дома аспиранта и студента на улице Шверника. При том, что наш факультет располагается на Ломоносовском», — рассуждает Юлия. Полина Частова добавляет: «Если деньги выделены спонсором и это его желание, тут ничего не поделать. Но, возможно, есть смысл объяснить, что деньги логичнее потратить, к примеру, на тот же ремонт обоих гуманитарных корпусов».

«Среди студентов есть расхожее мнение, что храм будет строиться на деньги из бюджета МГУ, а даже если не на них, то все равно на деньги налогоплательщиков. Все это неправда, — возражает Владимир Никишов. — Бюджет такой крупной государственной организации подробно расписан на несколько лет, и постройка культовых сооружений туда не входит. Даже если бы руководство МГУ решило построить храм, получилось бы нецелевое расходование бюджета — а это, на минуточку, уголовное преступление».

Владимир отмечает, что налогоплательщики строительство церквей не финансируют. Государство выделяет деньги на реставрацию объектов культурного наследия, к которым новые храмы не относятся, напоминает он: «Все деньги, которыми распоряжается Русская Православная Церковь, — это деньги, полученные от добровольных пожертвований ее прихожан и работы церковных лавок. По сути, верующие хотят на свои же деньги построить себе храм. Поэтому странно смотрятся заявления, что эти средства можно было бы потратить на строительство второй линии ДСЛ или на ремонт имеющихся общежитий. Получается, люди считают чужие деньги!»

«В плане финансово-хозяйственной деятельности МГУ до 2022 года, который находится в открытом доступе на сайте университета, отсутствует графа "строительство храма"», — подчеркивает протоиерей Иоанн Лапидус. Намерений финансировать строительство с начала 2022 года администрация вуза тоже не высказывала. «Возведение храмового комплекса будет осуществляться за счет добровольных пожертвований, как это обычно и происходит с храмами, строящимися сегодня в Москве», — подтверждает отец Иоанн.

Земельный участок, на котором строится храм, принадлежит МГУ?

«Согласно постановлению правительства Москвы № 652-ПП от 07.10.2015 года, храм в честь святых равноапостольных Кирилла и Мефодия будет построен на участке, находящемся рядом с новыми территориями МГУ, — объясняет протоиерей Иоанн Лапидус. — На этих территориях, согласно генеральному плану застройки города, будут расположены новые университетские корпуса — факультеты, общежития, НИИ».

«После того как на Пасху 2015 года к Святейшему Патриарху Кириллу и ректору В.А. Садовничему обратились 25 деканов, пять директоров НИИ МГУ, 11 академиков, профессора, преподаватели, студенты (в общей сложности — представители 33 факультетов) с просьбой о возведении храма вблизи основных корпусов, начался поиск подходящего участка, — продолжает отец Иоанн. — Интересно, что среди тех, кто подписал обращение, были мусульмане, иудеи и католики. После долгих поисков и согласований город выделил участок в районе проспекта Вернадского».

Сам участок — это собственность города Москвы, переданная в безвозмездное пользование Церкви, обращает внимание отец Иоанн. Территория представляет собой пустырь, так что ни одного дерева во время строительства не срубят, а наоборот, благоустроят пространство вокруг храма.

Если храм находится не на территории университета и вуз его строительство не финансирует, почему он тогда называется «при МГУ»?

«Почему строят именно сейчас? Какие студенты и сотрудники просили об этом? Почему столь внезапно для всех?» — перечисляет свои вопросы Юлия.

«Инициатива строительства храма целиком и полностью исходила от представителей профессорско-преподавательской корпорации и студенчества. Это желание, которое идет из университета, а не навязывается извне Церковью или сверху государством, — отвечает отец Иоанн. — Мысль о необходимости создать новый храм при МГУ была высказана группой сотрудников и студентов университета двадцать лет назад и многократно повторялась. Церковь просто идет навстречу их пожеланиям. В 2016 году решением Святейшего Патриарха Кирилла, на которое ранее дал принципиальное согласие ректор Московского университета Виктор Антонович Садовничий, создано Патриаршее подворье при храме святых равноапостольных Кирилла и Мефодия при МГУ имени М. В. Ломоносова — мы так в ЕГРЮЛ (Едином государственном реестре юридических лиц — «ТД») зарегистрированы. Сразу после этого информация о строительстве второго университетского храма была опубликована многими СМИ. Поэтому некоторые недавние комментарии о том, что "мы ничего об этом не знаем", "с нами никто не советовался" и так далее, выглядят несколько странно».

Совершенно очевидно, что никто никого не будет заставлять ходить в храм, говорит настоятель. Он убежден, что церковь Кирилла и Мефодия должна стать «местом, где студенты и преподаватели почувствуют себя как дома, смогут помолиться, пообщаться со священником, не понаслышке знакомым с учебным процессом» (сам отец Иоанн — соискатель аспирантуры исторического факультета МГУ и доцент Московской духовной академии). Один из приделов планируется посвятить университетским новомученикам и исповедникам — на сегодня собрана информация о двадцати одном святом, в разные года учившемся или преподававшем в Московском университете. В здании нового храма планируется создать духовно-просветительский центр, конференц-зал с лекторием, постоянно действующую экспозицию «Верующие ученые — о Боге».

«Есть замечательный многолетний опыт Татьянинского прихода, который мы планируем перенять и перенести на проспект Вернадского, поближе к основным корпусам МГУ, — говорит отец Иоанн. — В целом надо настраиваться на спокойную, качественную и взвешенную работу со студенчеством и профессорско-преподавательской корпорацией». По его словам, возможны также совместные конференции, организованные приходом и университетскими кафедрами.

Нарушать закон «Об образовании в Российской Федерации», запрещающий деятельность религиозных организаций на территории государственных вузов, храм не будет.

Если строить православный храм, то не нужно ли создать при МГУ мечеть, синагогу, буддийский дацан и клуб атеистов, чтобы никого не ущемлять?

«В этой идее, как и в недавнем полушуточном предложении построить при МГУ храм Летающего макаронного монстра, нет ничего плохого, — отмечает выпускник факультета журналистики, прихожанин храма мученицы Татианы при МГУ Андрей Субботин (имя изменено). — Если мусульмане, иудеи, буддисты, атеисты или люди других воззрений имеют такую потребность, им нужно создать инициативную группу, провести переговоры с руководством университета и факультетов, заручиться поддержкой соответствующей религиозной (либо атеистической) организации. А потом убедить городские власти выделить участок для строительства — словом, сделать все, что делали православные МГУшники. И приготовиться, что процесс будет долгим: православным понадобилось шестнадцать лет».

На взгляд Субботина, если инициаторы такого строительства добьются успеха, будет только хорошо: «В любом вузе необходим спокойный и уважительный диалог между сторонниками разных взглядов».

Как был выбран проект храма?

«Этому проекту уже несколько лет, — рассказывает протоиерей Иоанн Лапидус. — С момента образования прихода в 2016 году мы стали сотрудничать с архитектором Дмитрием Владимировичем Пшеничниковым — лауреатом Государственной премии, членом Экспертного совета по церковному искусству, архитектуре и реставрации, преподавателем Московского архитектурного института (МАрхИ), автором ряда проектов храмов в России и за рубежом».

Перед архитектором была поставлена задача «спроектировать большой, высокий, красивый храм, который был бы достоин первого и главного университета страны». «За основу решили взять шедевры русского храмового зодчества XVI и XIX веков, и в нашем проекте угадываются черты Покровского собора (храма Василия Блаженного) на Красной площади и храма Спаса-на-Крови в Санкт-Петербурге, — объясняет отец Иоанн. — Эту архитектурную концепцию одобрили Святейший Патриарх и ректор университета. С 2018 года эскизный проект храма размещен на нашем сайте hram-mgu.ru, ссылка на который находится на официальном сайте МГУ, и на сайте Финансово-хозяйственного управления Московской Патриархии».

«Нужно было решить несколько задач: одна из них — чтобы храм силуэтно имел некоторую корреляцию с Главным зданием МГУ на Воробьевых горах, — говорит в свою очередь архитектор Дмитрий Пшеничников. — Вторая — отразить то, что храм будет освящен в честь святых Кирилла и Мефодия, создателей первой славянской письменности. Фасады храма с множеством маленьких закомар сложной формы — это некий образ письма, витиеватых буквиц. Изначально предполагалось, что храм будет высотой 85 метров, так как он окружен высокими зданиями. Но из-за ограничений Градостроительного плана застройки земельного участка (ГПЗУ — он определяют высотность и плотность застройки в конкретном месте города) храм будет 46 метров высотой». Это не выше, чем ближайшие дома на проспекте Вернадского.

«Чтобы разместить в храме духовно-просветительский центр и экспозицию музея, посвященного православным ученым МГУ, нам пришлось "спустить" здание храма, опустить под землю и спроектировать два подземных этажа», — добавляет Пшеничников.

Проекту еще предстоит окончательное утверждение Комитетом по архитектуре и градостроительству города Москвы.

Почему внешний вид храма такой традиционный? Нельзя ли было сделать «посовременнее» — он же для студентов!

«Я не имею ничего против храмов как таковых, но данный проект вызывает ряд вопросов, — замечает Юлия. — Храмовая архитектура, как и любая другая, не стоит на месте, развивается соответственно времени и образу мышления людей. В проекте этого не видно. Он не выглядит ни современным, ни исторической реконструкцией. Он чем-то похож на замок спящей красавицы в Диснейленде».

«Помимо архитектуры храмов я занимаюсь "гражданскими" проектами (например, мы c коллегами делали терминал D в Шереметьево), и понятно, что совершенно несложно было бы сделать храм в чертах современной архитектуры, — отвечает Дмитрий Пшеничников. — Но проблема в том, что в современной архитектуре существует очень много направлений и стилей. Это может быть и минимализм, и хай-тек, где конструкции выходят наружу, и биоморфный стиль в духе Захи Хадид».

По мнению архитектора, чтобы здание узнавали, оно должно быть внешне похоже на православный храм, а «архитектурный код» Русской Православной Церкви связан именно со строительством конца XVI-XVII веков. «Это самое яркое проявление самобытности, выразившейся в шатровых формах, в сложных разноцветных куполах, — полагает Пшеничников. — Когда в XIX веке в обществе возникла потребность возвратиться к истокам, к традициям, то вернулись именно к этому периоду живописной, сложной по силуэту архитектуры. Мы тоже обратились к традиции. Современная архитектура бывает довольно аскетичной, а русское зодчество очень нарядное, теплое, радостное».

Но будут в храме и актуальные архитектурные элементы: «Мы собираемся использовать современные технологии для энергоэффективности, освещения, — перечисляет автор проекта. — Подземную часть будем освещать за счет системы solo tube, придуманной в советское время, а потом доработанной американцами, — это световые трубы, позволяющие осветить подземное пространство естественным дневным светом. Мы будем применять монолитный железобетон, который принимает различные сложные формы, — это уже удалось применить в храме Всех святых в Страсбурге, который мы тоже проектировали. Там нет бра и паникадил, и в вечернее время храм освещен скрытой подсветкой. В храме при МГУ будет схожий эффект неожиданности: внешне видишь традиционную архитектуру, а внутри оказываешься в совершенно новом пространстве».

На сравнение проекта с замками Диснейленда архитектор не обижается: «Совершенно нормально, когда у людей есть какие-то ассоциации. Кто-то сравнивал наш храм с Хогвартсом. Мне Диснейленд в голову не приходил, но это хорошо, что возникают разные образы. Может быть, человек посмотрит и захочет потом изучить русское зодчество XVI-XVII века, на которое я ориентировался, или псевдорусскую архитектуру XIX века».

Почему храм решили посвятить именно Кириллу и Мефодию?

«С самого начала, с 2000 года, речь шла о храме в честь святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, — говорит отец Иоанн. — Святые братья — великие просветители IX века, благодаря плодам их трудов наши предки приобщились к культуре и образованию Византии, лежащим в основании всей славянской цивилизации. Почитание святых Кирилла и Мефодии на Руси началось практически с момента принятия христианства. В Остромировом Евангелии 1056 года значится память святого Кирилла, в Софийском соборе в Киеве есть изображение братьев XII века, а древнейшая служба святому Кириллу и канон обоим просветителям сохранился в Минеях Московской Синодальной библиотеки конца XII — начала XIII веков».

«Интересно, что в 1855 году, в год празднования столетнего юбилея университета, профессор МГУ историк Михаил Петрович Погодин передал в дар университетскому храму мученицы Татианы часть десницы святого Кирилла, полученную им в Пражском соборе, — продолжает настоятель. — Тогда же была написана икона для Татьянинского храма, где святые изображены в образе, ставшем впоследствии общепринятым в Русской Православной Церкви (к сожалению, после революционного лихолетья начала XX века мощи и икона были утеряны). В 1862 году епископом Антонием (Амфитеатровым) была составлена новая служба святым братьям, а в 1863 году Святейшим Синодом установлено празднование обоим святым ежегодно 24 мая "в память совершения тысячелетия от первоначального освящения нашего отечественного языка Евангелием и верою Христовою". Можно сказать, что почитание солунских братьев в Россия XIX века началось благодаря Московскому университету».

Кроме главного престола, в храме будут еще три придела. Один, как уже говорилось, — в честь святых МГУ. Другой — в честь преподобного Сергия Радонежского, покровителя учащихся. И третий, крестильный, — в честь Иоанна Предтечи.

Когда храм будет построен?

«Сравнительно недавно, осенью 2018 года, начались регулярные богослужения во временном храме. Молодая община нового прихода сейчас формируется, мы находимся в самом начале пути, — рассказывает отец Иоанн Лапидус. — К нам приходят студенты и преподаватели МГУ, жители близлежащих домов из районов Раменки, Ломоносовский и Проспект Вернадского. Не нужно забывать, что скорость возведения любого храма зависит как от усиленной молитвы, так и от материальных возможностей. Что касается планов, то в 2025 году будет праздноваться 270-летие основания МГУ. Было бы символично освятить новый храм в этом году. Однако, делая прогнозы на будущее, необходимо помнить слова апостола Иакова: "Если угодно будет Господу и живы будем, то сделаем то или другое" (Иак. 4:15)».

Пока же стройка не началась, а на территории будущего храма нет ни воды, ни света. На богослужениях во временной церкви община использует электрогенератор.

«Сворачиваешь с проспекта Вернадского на Проектируемый проезд номер какой-то и попадаешь в... Лабытнанги. Признаться, только там я видел такого рода шестиколесный транспорт, — делится впечатлениями диакон Сергий Баранов из храма мученицы Татианы при МГУ. — Думал себе — разве может храм первого вуза столицы и страны быть без электричества и отопления? Оказывается, еще как может. Но, несмотря на отсутствие нормального отопления, в храме уютно и тепло».

Даниил Сидоров, Мария Хорькова, Мария Разгулина, Михаил Еремин

«Татьянин день»/Патриархия.ru

Материалы по теме

Глава Смоленской митрополии совершил чин освящения закладного камня в основание храма Всех святых в г. Гагарине Смоленской области

Председатель Финансово-хозяйственного управления освятил новый храм в Луганской епархии

Предстоятель Русской Церкви освятил московский храм Воскресения Словущего в Марьинском парке

Предстоятель Русской Церкви освятил московский храм Воскресения Словущего в Марьинском парке

Президент Всероссийского общества глухих посетил храм при Душепопечительском центре в Люблино г. Москвы

В День Крещения Руси епископ Тольяттинский Нестор освятил в воинской части в Тольятти молитвенную комнату в честь небесного покровителя Росгвардии

Врио председателя Синодального отдела по благотворительности освятил храм при Душепопечительском центре праведного Иоанна Кронштадтского в Москве

В центральной районной больнице г. Старицы Тверской области освящен домовый храм в честь иконы Божией Матери «Целительница»

В Санкт-Петербурге состоялась VIII научная конференция «Православие на Дальнем Востоке»

Свято-Тихоновский университет приглашает к участию в сообщество школы, поддерживающие ценность фундаментального образования

В подмосковном Красногорске освятили здание образовательного центра «Полет»

Ответственный секретарь Синодального комитета по взаимодействию с казачеством провел видеоконференцию с духовниками, атаманами и казаками Терского и Донского казачьих войск