Провинциальная деревня или небольшое село. Вокруг инициативной группы сплачивается община, которая со временем регистрируется в качестве прихода. Правящий архиерей назначает настоятеля, и даже местная власть не прочь выделить землю под возведение храма из муниципального фонда. И вот тут возникает проблема: где взять источник финансирования, если богатого спонсора нет? Статья опубликована в «Журнале Московской Патриархии» (№ 10, 2020, pdf-версия).
В подобной непростой ситуации общины действуют по-разному. Бесплатно берут чертежи повторного применения из столичной Программы строительства православных храмов и тем самым экономят хотя бы на проектной документации (правда, самая скромная новостройка там рассчитана на три сотни прихожан, так что ее приходится адаптировать и уменьшать — и все равно строительство растягивается на долгие годы). Заказывают проект храма-«малютки» под конкретный земельный участок профессиональному зодчему, а строят потом не под ключ, а хозспособом (и процесс тоже затягивается). Методично обходят все районные предприятия и организации с надеждой собрать средства хотя бы на нулевой цикл, а стройплощадка тем временем наглухо зарастает бурьяном...
В Мелекесской епархии (Симбирская митрополия) несколько лет назад с подобной проблемой столкнулись сразу по нескольким адресам. «Поскольку встала задача параллельно строить несколько храмов, мы решили разработать типовой проект в бюджетном исполнении, — вспоминает клирик епархии иеромонах Максим (Однорал). — Связались с московскими архитекторами, поставили задачу. Когда они закончили работу, мы сразу же увидели: результат более чем востребован. Так само собой это начинание сформировалось в программу по развитию приходской жизни "Сельский храм" — поначалу епархиальную».
Вскоре проектом заинтересовались остальные епархии Симбирской митрополии, а затем и другие регионы. Сейчас в Тверской, Ростовской, Биробиджанской и Барышской епархиях построено по две церкви, в Алтайской митрополии общестроительные работы завершены на полутора десятках объектов. Еще один проект реализован в селе Дьяконово Тульской области. Огромную популярность «Сельский храм» снискал в Украинской Православной Церкви: в Крыму возведено свыше двух десятков храмов, есть заявки от приходов на территории Украины. Причем текущую статистику тут проследить довольно трудно: минувшим летом, несмотря на известные затруднения из-за санитарных ограничений, работы удалось начать еще на 15-20 приходах.
Главный плюс разработки — в ее невероятной простоте. Фактически это стартовая точка для начала евхаристической жизни на молодом приходе для еженедельного совершения Божественной литургии. Само здание представляет собой быстровозводимое легкое сооружение на свайном фундаменте из металлического каркаса и сэндвич-панелей. «Эти комплектующие подбираются исходя из климатических условий. Сваи должны забиваться ниже глубины промерзания, чтобы здание не повело. Сэндвич-панелей в южных регионах достаточно самых тонких, в то время как на Алтае брали толстые, утепленные», — объясняет иеромонах Максим (Однорал). Эта конструкция служит основой для декора, отделки и элементов убранства.
В селах Филипповка и Средняя Якушка Мелекесской епархии дореволюционные храмы уничтожила богоборческая власть. В Филипповке в 1961 году из разобранной на кирпичи церкви сложили клуб, в Средней Якушке в 1952 году стройматериалы, оставшиеся от разрушенного храма, пустили на склад. Невероятным образом от старой колокольни уцелел кованый крест, который прихожане во главе с настоятелем протоиереем Алексием Исаевым отремонтировали и установили за алтарной апсидой в качестве поклонного.
Летом 2019 года в этих селах были возведены новостройки. Они похожи как две капли воды. И тут, и там наружные стены отделаны «под доску», кровля покрыта металлочерепицей, а одинаковые купола блестят новенькими ячейками нитрида титана. И все же внимательный наблюдатель заметит различия. Так, например, в храме во имя святого преподобного Алексия, человека Божия, в Средней Якушке кирпичный цоколь уложен на ленточный фундамент и окружен отмосткой. Интерьеры отделаны зашпатлеванным и окрашенным гипсокартоном.
В Филипповке был возведен храм в честь бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана Асийских. В сентябре его освятил епископ Мелекесский и Чердаклинский Диодор. «Зиму здание пережило без нареканий, но при косых дождях влага от осадков в угловых швах приводила к протечкам. Дополнительно обработали герметиком проблемные места», — рассказывает настоятель храма протоиерей Андрей Спиридонов.
В штатном инженерном исполнении здание комплектуется шестью электрическими радиаторами. «Если все включить в сеть, через два часа в храме уже комфортно даже в сильные морозы, а вообще здание прогревается примерно за полчаса», — отмечает отец Андрей. Староста прихода в Средней Якушке Анатолий Родионов опробовал немного иную схему прогрева: вечером накануне Литургии включает пару радиаторов — и утром внутри уже тепло. Что при первом, что при втором варианте затраты на электроэнергию примерно одинаковы и составляют около 700 рублей в месяц в отопительный сезон. Остальное зависит от фантазии заказчика: можно отделать здание снаружи и внутри практически любым материалом (например, клееным брусом), пристроить обширный притвор, отапливать храм газом (если населенный пункт газифицирован).
Рассчитать общестроительную смету на завершенных объектах не так-то просто. Поскольку приходы самостоятельно подбирали подрядчиков, имея возможность финансировать стройку поэтапно, разница в бюджете даже для территорий одинаковой климатической зоны может достигать нескольких сотен тысяч рублей. Кроме того, некоторые принципиальные стадии финансировали меценаты, а протоиерею Алексию Исаеву, как и многим другим, со строительством и убранством помог благотворительный интернет-проект для малообеспеченных храмов «Помоги-приходу.ру».
Однако теперь общинам в регионах, которые только планируют присоединиться к программе, нет необходимости обзванивать коллег и оценивать косвенные затраты. С этого года фактически общецерковным оператором «Сельского храма» стало Художественно-производственное предприятие Русской Православной Церкви «Софрино». Авторы проекта передали туда всю документацию, и теперь именно «Софрино» выступает в качестве куратора и организатора работ на новых площадках.
«Это очень интересное начинание. Прежде всего, это полностью отечественная разработка, включая инновационную систему отопления, — говорит заместитель заведующего отделом продаж ХПП "Софрино" Александр Туленцев. — Сегодня мы готовы предложить три варианта сооружений: приходской дом, небольшой храм и храм чуть просторнее — с трапезной частью. Ценник на них жестко фиксирован и на настоящий момент составляет 2,3, 2,6 и 4 млн руб. соответственно. Помимо описанной выше полной комплектации строения, в эту цену входят полы типа "настил + доска", электрическая разводка до лампочек и выключателей и установка четырех-пяти электрических отопительных радиаторов двухкиловаттной мощности каждый. Мы также можем поставить сертифицированные радиаторы меньшей совокупной потребляемой мощности (дополнительные затраты порядка 150-200 тыс. руб.), которые на выходе дадут сходный тепловой эффект. Это позволит приходу сэкономить на расходах по электричеству. Вообще мы как общецерковное предприятие заинтересованы в таком развитии производства, которое не сопряжено с большими расходами конечного заказчика. Ведь священник, как мы все прекрасно понимаем, должен заниматься своим прямым делом — совершать богослужения и окормлять приход, а не бегать по подрядчикам за песком, цементом и щебенкой. Кроме того, по сданным в эксплуатацию строениям "Софрино" будет контролировать и выполнение гарантийных обязательств: мы никуда не растворимся, не исчезнем. Наоборот, мы как специализирующееся на производстве церковной утвари предприятие заинтересованы в дальнейшей работе с приходом и поможем укомплектовать храм убранством по выгодным для заказчика расценкам».
Естественно, строителей в собственный штат предприятие набирать не планирует: не очень правильно держать «летучую бригаду» в федеральном центре, ожидая, пока в разных концах страны заказчики заинтересуются проектом. Надежных фирм-субпорядчиков тут будут подбирать под конкретные адреса застройки и в процессе работ перманентно поддерживать технадзор. Что же касается сроков, при идеальной подготовке стройплощадки храм вполне реально собрать даже за месяц.
Дмитрий Анохин
Эту программу вызвало к жизни само время
Приступая к этой программе в нашем регионе, мы руководствовались напоминанием Святейшего Патриарха Кирилла о том, что наши предки, осваивая какое-то новое место, прежде всего ставили там храм. Поэтому церкви Божии и оказывались со временем в центре поселений. Села сейчас вымирают. И если в малонаселенной местности есть верующие, им тем более нужна церковная жизнь — малый храм или в крайнем случае молитвенное помещение. Это или остановит вымирание населенного пункта, или будет способствовать его возрождению.
Я родом из Ульяновской области. Вырос в селе, так что все эти проблемы мне знакомы не понаслышке. Поэтому, когда совпали интересы общин, епархии и строителей, способных реализовать проект недорогого храма, я сразу же поддержал и благословил это начинание.
«Первенцем» программы «Сельский храм», ее своеобразным пилотным проектом стала часовня на городском кладбище Димитровграда. Убедившись, что это вполне реальная история, мы благословили общины, которые чувствовали в себе силы для подобного строительства, пользоваться проектными документами. Теперь три храма уже освящены, на нескольких завершены общестроительные работы. Честно говоря, степень заинтересованности и скорость, с которой программа распространяется на другие епархии, для меня самого стали неожиданными. Видимо, это начинание оказалось действительно своевременным и востребованным.
епископ Мелекесский и Чердаклинский Диодор
«Церковный вестник»/Патриархия.ru