20-22 октября 2020 года в рамках деятельности межкафедрального научно-просветительского проекта «Византийский кабинет» в Санкт-Петербургской духовной академии прошла II международная научно-богословская конференция по византинистике «Русско-византийский логос», цель которой — обсуждение вопросов русско-византийских идейных пересечений. В организации мероприятия приняли участие кафедра богословия, кафедра иностранных языков и кафедра древних языков СПбДА. Из-за непростой эпидемиологической ситуации конференция прошла в онлайн-формате.
Открывая научное собрание, с приветственным словом к участникам обратились организаторы и модераторы конференции: кандидат философских наук, доцент, заведующий кафедрой иностранных языков, доцент кафедры богословия СПбДА священник Игорь Иванов и кандидат философских наук, доцент кафедры богословия СПбДА И.Б. Гаврилов.
В первый день конференции состоялось пленарное заседание, на котором с докладами выступили представители учебных и научных центров России и Украины.
Доктор философских наук, заведующий кафедрой общих гуманитарных дисциплин ФГБОУ ВО «Уральская государственная консерватория имени М.П. Мусоргского» Д.И. Макаров в докладе «Феодор Метохит о кризисе коммуникации в византийском обществе начала XIV века» раскрыл сущность девальвации иконичности слова из-за духовного и интеллектуального размежевания общества, члены которого утрачивают способность слышать и понимать друг друга.
Размышления о базовых христианских культурологических архетипах продолжила доктор культурологии, профессор Санкт-Петербургского государственного института культуры, ведущий научный сотрудник Российского института истории искусств Г.В. Скотникова в докладе «Художественное воплощение "антропного принципа" в византийской традиции храмовой архитектуры».
С докладом «Книга С.Л. Франка "С нами Бог": неизвестные страницы» выступил доктор философских наук, профессор, сопредседатель Общества русской философии при Украинском философском фонде Г.Е. Аляев, который рассказал об обстоятельствах написания этого философски-исповедального сочинения выдающегося религиозного мыслителя ХХ века.
Следующие три доклада были посвящены узловым мировоззренческим вопросам золотого века русской культуры.
Доктор исторических наук, профессор Воронежского государственного университета А.Ю. Минаков показал этапы развития мировоззрения А.С. Пушкина — от увлечения вольтерьянством к зрелым и продуманным консервативным убеждениям.
В рамках доклада «Связь Византии и России: линии, проявленные в русской мысли начала и середины XIX века» доктор философских наук, PhD, научный сотрудник Высшей школы экономики и Сибирского отделения Российской академии наук Д.С. Бирюков рассказал о двух изводах восприятия генетического культурного родства Византии и России (в противоположных концепциях П. Чаадаева и И. Киреевского), отметив, что А.С. Пушкин не усматривал в этом родстве жесткой связки и полагал, что у России есть свой путь и своя историческая свобода.
С докладом «Государство и Церковь в политической концепции С.С. Уварова» выступил кандидат исторических наук, доцент кафедры истории России XIX — начала XX вв. исторического факультета Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова М. М. Шевченко.
В завершение пленарного заседания состоялось обсуждение заслушанных докладов.
21 октября в рамках конференции прошла работа секции «Византия и русская культура», где участники смогли обсудить рецепцию русским народом наследия Византийской империи и современную оценку восточного влияния. Собравшиеся также обсудили проблемы перевода византийской Литургии на русский язык, полемику, связанную с Флорентийской унией, а также тему сопоставления современного пения Спасо-Преображенского Валаамского ставропигиального мужского монастыря с греческой традицией и особенности изучения истории Востока в учебных заведениях Русской Православной Церкви.
Открыл заседание секции кандидат философских наук, доцент, заведующий кафедрой иностранных языков СПбДА, доцент кафедры богословия СПбДА священник Игорь Иванов докладом-презентацией «Сергей Дурылин о "Граде Софии" в контексте русского народного восприятия». В ходе сообщения была раскрыта амбивалентность восприятия Царьграда в интеллигентских и народных слоях русского общества как в исторической перспективе, так непосредственно в годы Первой мировой войны. Также была отмечена разнообразная реакция участников Религиозно-философского общества, ознакомившихся с сочинением С. Дурылина об исторической судьбе и духовном значении Царьграда.
Эту тему продолжил и развил в современном контексте М.А. Венщиков, кандидат искусствоведения, преподаватель института философии СПбГУ, рассмотрев в своем докладе «Иконоборческие вызовы в современной культуре» некоторые не вполне корректные подходы к культурному наследию Константинополя со стороны политического истеблишмента Турции.
Кандидат богословия, доцент кафедры церковной истории Санкт-Петербургской духовной академии Д.А. Карпук рассказал об обстоятельствах учреждения и деятельности кафедры «История православной Греко-восточной Церкви» в Санкт-Петербургской духовной академии (1903-1918 гг.).
С докладом «Сильвестр Сиропул как источник по истории Ферраро-Флорентийского собора: попытка переосмысления» выступил аспирант кафедры классической филологии филологического факультета МГУ П.А. Пашков. Он отметил, что у Сиропула было мало упоминаний богословского диалога на соборе и он больше обращает внимание на то, в ходе прений доминировали церковно-политические вопросы.
О музыкальной иконичности литургического слова рассказала М.В. Красова (искусствовед-исследователь, Российский институт истории искусств), отметив в своем докладе «Культурный код Византии и современное Литургическое пение Валаамского монастыря», что в традиции знаменного пения исполнение исона выражает бесконечность и вечность бытия Божия и в этом проявляется созерцательность древних распевов, до сих живущих в православном богослужении.
Завершил работу секции доклад секретаря кафедры древних и новых языков Сретенской духовной семинарии К.А. Цырельчука, посвященный теме «Византийская Литургия на русской земле: проблема перевода в XX-XXI вв.».
Третий день конференции организаторы посвятили обсуждению истории русской религиозной мысли и анализу жизненного пути М.П. Погодина, Е.Н. Трубецкой, С.П. Шевырева и др. Также был рассмотрен идейный вклад представителей русской консервативной мысли XIX — начала XX века, ратовавших за формирование русской идентичности на основах национальной самобытности русского народа.
Открыл заседание секции кандидат философских наук, доцент кафедры богословия СПбДА И.Б. Гаврилов докладом «Об актуальности изучения публицистического наследия М.П. Погодина».
Погодинскую тематику продолжил кандидат филологических наук, член редколлегии издательства «Росток» В.А. Фатеев в сообщении «"Державный" историк М.П. Погодин и псевдонаучная теория "официальной народности" А.Н. Пыпина».
Затем с докладом «Идея "любви собирающей" в религиозно-философских трудах Е.Н. Трубецкого» выступила доктор культурологии, доцент, доцент Института истории СПбГУ О.Б. Сокурова.
Широкую перспективу идейного спектра дискуссий о национальном самосознании представила в своем докладе «Проблема национальной самобытности во взглядах российских консервативных мыслителей первой четверти XIX века» кандидат исторических наук, доцент Российского православного университета святого Иоанна Богослова, заместитель декана Социально-гуманитарного факультета по научной работе Н.Н. Лупарева.
Об успешной работе по введению в современный научный и культурный оборот наследия выдающегося отечественного педагога и мыслителя XIX столетия рассказала кандидат филологических наук, доцент Псковского государственного университета Н.В. Цветкова в своем докладе «Об издании полного собрания литературно-критических трудов С. П. Шевырева».
В силу болезни не смог принять участие в конференции кандидат богословия, кандидат философских наук, доцент Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета Н.Н. Павлюченков. Однако, он прислал материал своей статьи по теме доклада «Основы "византизма" в мировоззрении П. А. Флоренского» для публикации в очередном выпуске научного журнала «Русско-Византийский вестник».
Завершая конференцию, организаторы поблагодарили участников за плодотворную работу и выразили надежду на дальнейшее сотрудничество.
Также была кратко обозначена тематика для следующего года работы «Византийского кабинета» и редколлегии журнала «Русско-Византийского вестника».
Представленные на научной встрече доклады будут опубликованы в журналах Санкт-Петербургской духовной академии: в «Русско-Византийском вестнике» и в «Трудах и переводах».
Пресс-служба СПбДА/Патриархия.ru