22 октября 2020 года на базе Миссионерского института города Екатеринбурга состоялась II научная конференция «Теология в научно-образовательном пространстве: задачи и решения». Встреча впервые проходила в дистанционном формате на платформе Zoom.
Участники конференции обсудили современную медиакультуру, влияние дистанционных технологий на качество и методику теологического обучения, особенности богословского образования в Польше, отношения религиоведов и теологов в России и необходимость обучения современных миссионеров культуре речи.
С докладом «Современная медиакультура: вызовы для теологического образования» выступила И.Я. Мурзина, доктор культурологии, профессор, старший научный сотрудник Миссионерского института. Она отметила, что современная теология довольно успешно выходит в медиапространство, создаются сайты на широкую аудиторию, используются социальные сети, форматы виртуальных экскурсий и прямые трансляции.
«Конференция, посвященная теологическому образованию сегодня, неизбежно обращает нас к ситуации последних месяцев, когда мы оказались в новых условиях: локдаун, дистанционные форматы обучения, новые технологические трудности. Это требует профессиональной рефлексии. На мой взгляд, конференция позволила продуктивно осмыслить, какие вызовы принесла нам современная ситуация и насколько наши ответы были адекватны. Новые издания, электронные публикации, портал для дистанционного обучения, онлайн-конференции свидетельствуют о том, что мы справились с непростыми условиями, продолжили обучение студентов и сохранили возможности профессионального общения», — прокомментировала И.Я. Мурзина.
Священник Иоанн Никулин, кандидат исторических наук, кандидат богословия, доцент, рассказал о православной теологии в образовательном процессе в Польше. Отец Иоанн отметил, что в Польше начальные знания о религии преподаются с детского сада. В школах на уроки религии (Православия или католичества) отводятся два урока в неделю. В тех провинциях, где православных меньшинство, основы религии преподаются в рамках воскресных школ. Отличие от России, эти уроки в храмах финансируются Министерством образования. В вузовском образовании все похоже на российские реалии, конфессиональные вузы могут получить государственную аккредитацию.
Опытом организации дистанционного образования в условиях пандемии COVID-19 поделился священник Иоанн Парамонов, кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой теологии Миссионерского института. В своем выступлении он рассказал об опыте работы конфессионального вуза. По его мнению, институт справился с вызовами, которые принесла пандемия. В самом начале, конечно, возникали проблемы технического порядка, однако к концу самоизоляции и преподаватели, и студенты успешно освоили дистанционное обучение. Выступавший также отметил, что еще предстоит проанализировать узкие места преподавания онлайн.
По традиции был заслушан студенческий доклад на тему «Теология и религиоведение в современной России: от противостояния к взаимодействию». Сообщение подготовила студентка 4 курса Миссионерского института Ю.Г. Зиберт, отметившая, что религиоведческое и теологическое образование в настоящее время часто оказывается в одной связке на факультетах философии в светских вузах, направления нередко составляют теолого-религиоведческую кафедру. Противостояние теологов и религиоведов потеряло свою остроту, споры перешли в формат определения границ направлений, проведения демаркационной черты в плане методологии.
Н.А. Дьячкова, доктор филологических наук, профессор, ректор Миссионерского института, презентовала учебник для бакалавров теологии по дисциплине «Русский язык и культура речи». Отвечая на вопрос, какие проблемы как филолог она видит в сфере развития современных речевых коммуникаций, Н.А. Дьячкова отметила крайнюю степень агрессии в социальных сетях и при этом низкий уровень грамотности.
«Проблема в том, что говорить и писать безграмотно люди уже не стыдятся», — отметила докладчик. В вузе будущим миссионерам прививают уважение к слову, помогают ликвидировать безграмотность и освоить навыки оратора.
В ходе конференции в чате участники имели возможность задавать вопросы и дискутировать на интересующие темы. Оценивая формат и качество мероприятия, онлайн-участники отметили, что дискуссиия получилась живой, несмотря на дистанционное общение.
Екатеринбургская епархия/Патриархия.ru