16 сентября 2020 года в духовно-просветительском центре Феодоровского собора Санкт-Петербурга состоялась презентация книги Алексея Муравьева «Христианский Восток накануне арабского завоевания. Сирийский мир и цивилизационные процессы в V-VI вв. н.э.».
Это первое мероприятие в лекционной программе проекта «Восток свыше», реализуемого при содействии Фонда президентских грантов. Куратор программы, клирик собора иерей Алексий Волчков рассказал, что мероприятия проекта будут проходить с сентября по май. Проект — своеобразное продолжение программы «Древние тексты в современном мире», проходившей два года назад. Он состоит из лекций и занятий по древним языкам. Задача проекта «Восток свыше» — показать все многообразие культур христианского Востока, включающего Сирию, Грузию, Армению, Абиссинию и другие земли. Помимо лекций об указанных регионах и культурах предполагается знакомство с древними рукописями, которые хранятся в Кунсткамере, Эрмитаже, Музее этнографии, Институте восточных рукописей Российской академии наук, Санкт-Петербургской духовной академии. В Санкт-Петербурге можно познакомиться с эфиопскими, персидскими, грузинскими, армянскими рукописями.
Участникам проекта предоставляется возможность бесплатно изучать сирийский язык. Будет создан сайт, посвященный истории русской сирологии. Возможна встреча с представителями восточнохристианских культур. Цель проета — знакомство с уникальными культурами христианского Востока широкого круга слушателей, но в первую очередь — студентов СПбДА, в дальней перспективе — создание сообщества любителей и носителей этих культур. Отец Алексий рассказал также о порядке просмотра трансляций, об участии в языковых занятиях на платформе Zoom.
Алексей Муравьев рассказал, что книга о христианском Востоке была задумана давно, писалась больше двадцати лет. Он обратил внимание на надпись на обложке на разных языках, в том числе на церковнославянском: «Се, удалихся бегая и водворихся в пустыни» (Пс. 54:8). Предметом исследования стали западные сирийцы, та часть сирийского мира, которая проживала на современных территориях Сирии, Ливана, Палестины, Израиля. В V-VI веке произошло становление цивилизационной структуры христианского Востока. Благодаря сирийцам христианский Восток обрел те черты и границы, которые имеет и сейчас.
Сирийцы жили на границе мира византийского и мира персидского, граница проходила по территориям современных Сирии и Ирана. Ученый объяснил, что его интересует, что происходило с простыми людьми, как среди них распространялось христианское мировоззрение. Материал, в котором отражается народное мировоззрение, — жития святых. Одна из центральных фигур — святой Симеон Столпник. Недаром его изображение украшает обложку книги. Его житие породило огромное количество подражателей.
Говоря о том, каковы результаты влияния сирийцев в Эфиопии, Армении и Грузии, ученый отметил, что они сыграли роль связующего между этими разными средами, привел малоизвестный факт — сирийцы сыграли большую роль в христианском просвещении грузин и армян.
Сирийцы в V-VI веке сыграли огромную роль в формировании аскетического мировоззрения, таких явлений, как столпничество, отшельничество. Автор книги напомнил, что святитель Иоанн Златоуст — выходец из Киликии, из эллинизированной сирийской аристократии. В юности Иоанн ушел в «ближние горы», где встретил «сирийского старца, заботившегося о воздержании», и провел с ним «дважды по три года», и затем ушел в одинокую пещеру еще на два года, где практиковал весьма радикальную аскезу. Когда молодой аскет-проповедник был избран архиепископом Константинополя, пытался продолжать жить той же аскетической жизнью, к которой привык в Антиохии. Однако аскетическое поведение вызывало неприязнь элит, хотя и импонировало людям малоимущим.
Ученый упомянул о наследии великих христианских святых — Ефрема Сирина, Исаака Сирина, Игнатия Богоносца.
Почему эта культура в итоге оказалась полузабытой? С одной стороны — отношение исламского мира, не проявлявшего интереса к иным культурам и верам. С другой — пренебрежительное отношение Западной Европы ко всему восточному. И у России исторически не было тесных связей с этим сироязычным регионом. К сожалению, до геноцида 1912-1915 года, в котором пострадали не только армяне, но и сирийцы, никто не обращал на эту культуру внимания. В нашей стране в результате оказалось большое количество сирийцев. Известный российский ученый, востоковед и церковный историк Василий Болотов (1853-1900) был одним из тех, кто в конце XIX века активно вносил тему сирийцев в церковную и академическую среду.
Алексей Муравьев — востоковед, кандидат исторических наук, доцент Школы исторических наук Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», старший научный сотрудник Института всеобщей истории РАН, член Школы исторических исследований Института перспективных исследований в Принстоне, Board member in International Syriac Language project.
Санкт-Петербургская митрополия/Патриархия.ru