Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Патриархия

Отошел ко Господу известный церковный композитор протоиерей Николай Ведерников

Отошел ко Господу известный церковный композитор протоиерей Николай Ведерников
Версия для печати
10 июня 2020 г. 16:07

9 июня 2020 года, на 92-м году жизни, отошел ко Господу известный церковный композитор, заштатный клирик храма мученика Иоанна Воина на Якиманке г. Москвы протоиерей Николай Ведерников.

***

Протоиерей Николай Анатольевич Ведерников родился в Москве 10 июня 1928 г. в семье известного церковного деятеля А.В. Ведерникова, бывшего на протяжении нескольких десятилетий ответственным секретарем редакции «Журнала Московской Патриархии».

В 1942 г. нес послушание иподиакона при архиепископе Уфимском Стефане (Проценко).

По заказу В.С. Комарова, регента Патриаршего хора в Богоявленском кафедральном соборе г. Москвы, написал песнопение «От восток солнца» (исполняемое при встрече архиерея; 1945), а также тропарь «Богородице Дево» (C-dur, 1947). Первая «Всенощная» (1946-1948), исполнявшаяся (4 из 9 номеров) хором храма Всех святых во Всехсвятском на Соколе г. Москвы под управлением регента Н.С. Данилова, не сохранилась. В 1952 г. окончил Московскую консерваторию имени П.И. Чайковского по классу скрипки (у Б.Е. Кузнецова), в 1955 г. — по классу композиции (у В.Я. Шебалина).

В 1958 г. Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием I рукоположен в сан диакона, в 1961 г. архиепископом Дмитровским Пименом (будущим Святейшим Патриархом Московским и всея Руси) — в сан пресвитера.

В 1961-1973 гг. — священник храма Рождества Христова в Измайлове г. Москвы (параллельно заочно закончил Ленинградскую духовную семинарию).

В 1973-1989 гг. — настоятель храма Рождества Иоанна Предтечи в Ивановском г. Москвы.

В 1978 г. окончил Московскую духовную академию.

С 1989 г. служил в храме мученика Иоанна Воина на Якиманке г. Москвы; являлся духовным руководителем воскресной школы, открытой при храме в 1990 г., преподавал там Закон Божий.

Одна из важных сторон служения протоиерея Николая Ведерникова — церковная проповедь, в характере которой, исходящем из личного переживания веры, сказался опыт его духовного общения с митрополитом Антонием Сурожским. Совершал чин отпевания, по просьбе их близких, известных музыкантов России: С.Т. Рихтера, Н.Л. Дорлиак, А.Г. Шнитке.

Отказавшись от карьеры профессионального музыканта, протоиерей Николай Ведерников неоднократно обращался к созданию богослужебных песнопений. Его музыкальные сочинения написаны в русле высокой традиции русского литургического пения и отличаются ориентацией на состав и возможности профессиональных церковных хоров, глубоким знанием хоровой фактуры, строгостью и кристальной ясностью многоголосной ткани, преобладанием вертикально-гармонического параметра в развертывании композиции в сочетании с элементами имитационной техники (песнопения Литургии (1975): «Великая ектения» киевского распева, «Благослови, душе моя, Господа»; «Единородный Сыне» киевского распева; «Во Царствии Твоем»; «Приидите, поклонимся» малого знаменного распева; «Трисвятое» знаменного распева; «Сугубая ектения» малого знаменного распева; «Заупокойная ектения»; «Херувимская песнь» на подобен «Чашу спасения»; «Милость мира»; «Достойно есть» малая Жуковская; «Отче наш» знаменного распева; «Хвалите Господа» киевского распева, а также одночастные духовные концерты на тексты богослужебных песнопений для 4-голосного смешанного хора (90-е гг.): «Правило веры», тропарь свт. Николаю, C-dur; «Душе моя», кондак Великого покаянного канона, c-moll/Es-dur; «Радуются вси ангели», припевы на 9-й песни канона на Рождество Христово, C-dur; «Плотию уснув», кондак Пасхи, h-moll/D-dur; «Егда снизшед», кондак в день Св. Троицы, D-dur; 2 Херувимские песни (1991, G-dur, на обиходный напев; 1995, D-dur)). Обращение протоиерея Николая Ведерников к напевам обихода Спасо-Преображенского Валаамского ставропигиального мужского монастыря в отдельных песнопениях из всенощного бдения отразило характерный для композиторов московской школы интерес к претворению традиций древних распевов в современной церковно-певческой практике, а также близость отца Николая творческим взглядам А.Д. Кастальского (1977-1978; Предначинательный псалом, «Блажен муж», «Богородице Дево», Полиелей, Великое славословие, «Взбранной Воеводе»; свободные композиции, не опирающиеся на традиц. распевы — «Ныне отпущаеши», малое славословие, песнь Богородицы «Величит»; «Свете тихий» киевского распева). С этим связаны отличительные черты многоголосной фактуры песнопений всенощной: линеарность, самостоятельность контура отдельных голосов, модальный тип гармонии с присущим ему многообразием вертикальных созвучий.

Протоиерей Николай Ведерников — автор также и светских музыкальных сочинений, среди которых две симфонии (2-я, e-moll, для струнного оркестра, ударных и фортепиано, посвящена памяти Шебалина), струнный квартет, кантата «Дары Терека» на стихи М.Ю. Лермонтова.

Награжден орденами преподобного Сергия Радонежского III степени и святителя Иннокентия, митрополита Московского (2001), за миссионерскую деятельность.

Патриархия.ru

Все материалы с ключевыми словами