30 апреля 2020 года в Духовно-просветительском центре Сестрорецка появилась мемориальная инсталляция, посвященная 75-летию Великой Победы. Здесь помещены георгиевские ленточки, вышитый пасхальный рушник с пробитой пулей каской, найденной поисковиками в окрестностях города, солдатская пилотка, красные гвоздики. Основная часть экспозиции рассказывает об участии в войне священнослужителей.
После заупокойной литии о погибших настоятель городского храма Тихвинской иконы Божией Матери архимандрит Гавриил (Коневиченко) отметил, что задача миссионерского проекта, материалы которого расположены в самом оживленном месте и доступны каждому прохожему, — показать духовную составляющую славных исторических дат России. День Победы, который в 1945-м году выпал на праздник Пасхи, — одно из величайших событий в жизни Отечества.
«Экспозиция названа парафразом великой песни "День Победы" — "Этот день все приближали, как могли", — сказал священник. — Вся страна была на фронте: в небе, на земле на море, в партизанских отрядах, военных госпиталях, на предприятиях тыла. Русская Церковь была с народом и разделила его судьбу».
Материалы стенда рассказывают, что уже 22 июня 1941 года митрополит Московский и Коломенский Сергий (Страгородский) обратился с посланием «К пастырям и пасомым Христовой Православной Церкви» и благословил предстоящий всенародный подвиг.
Многие священнослужители воевали бойцами и командирами. В экспозиции упомянуты иеромонах Пимен (Извеков) — будущий Патриарх, который был заместителем командира стрелковой роты. Диакон Костромского кафедрального собора Борис Васильев, после войны ставший протоиереем, командовал взводом разведки. Будущий настоятель Псково-Печерского монастыря архимандрит Алипий (в миру — Иван Воронов) прошел путь от Москвы до Берлина в составе Четвертой танковой армии. Таких примеров — тысячи.
Церковь оказывала материальную помощь фронту. Московская епархия за три первых года войны собрала и сдала на нужды фронта пожертвований на 12 млн рублей. В марте 1944 года танковым полкам было передано 40 танков Т-34. Из них была сформирована колонна имени святого Димитрия Донского. Прихожане из Саратова собрали средства, на которые были построены шесть самолетов с надписью «Александр Невский» на бортах.
Священнослужители разделили с ленинградцами все тяготы жизни в осажденном городе, где к началу войны оставалось всего 10 храмов (в 1917-м их было около 500). Среди 30 оставшихся священников был будущий Патриарх Алексий I. Службы в храмах проходили ежедневно — в 8 и 16 часов. Время было изменено в связи с тем, что в эти часы было меньше всего бомбежек. Восемь клириков Владимирского собора не смогли пережить страшную зиму 1941-1942 года. Регент Никольской церкви умер прямо во время службы. В разгар войны Сталин написал благодарственное письмо ленинградским священникам. Его опубликовала газета «Правда». Осенью 1943 года 12 священнослужителей были награждены медалью «За оборону Ленинграда». Две из них хранятся в Музее истории Санкт-Петербургской епархии — медали передали родственники священников.
Санкт-Петербургская митрополия/Патриархия.ru