В дни работы пленума Межсоборного присутствия в Москву приезжают члены этого совещательного церковного органа, в том числе игумены и игумении из монастырей разных стран, чтобы соборно обсудить подготовленные профильными комиссиями Межсоборного присутствия документы. Ни политические разногласия между государствами, ни накал страстей в средствах массовой информации не помешали чадам Украинской Православной Церкви принять участие этом форуме. Прибывашая на пленум председатель Синодального отдела «Церковь и культура» Украинской Православной Церкви, настоятельница Архангело-Михайловского женского монастыря в Одессе игумения Серафима (Шевчик) ответила на вопросы портала «Монастырский вестник».
— Матушка, мы знаем, насколько непросто живется сегодня православным людям на Украине. Но хотелось бы от Вас услышать, как вы живете? Трудно ли быть насельниками монастырей Церкви Московского Патриархата?
— Мы живем спокойно, благодаря Господа за Его великие милости, потому что каждый из нас, монашествующих Украинской Православной Церкви, прекрасно знает, что наш фундамент незыблем. Церковь создана Самим Господом. Он ее Глава и никто иной! Не Константинопольский Патриарх, как сказал один из фанариотов — это высказывание можно найти в Интернете. Так вот мы-то точно знаем, кто наш истинный Глава, поэтому нам ничто не угрожает.
— Но ведь в монастырях, кроме насельников, есть прихожане монастырских храмов, да и у монахов есть родственники, чье мнение о происходящих на Украине событиях подчас не совпадает с их мнением, а, наоборот, является диаметрально противоположным...
— Следует обратить внимание на то обстоятельство, что ни один монастырь Украинской Православной Церкви не только не перешел в новую структуру — ПЦУ, но мы даже не слышали о том, чтобы кто-либо из насельников или насельниц высказывал подобное желание. Если на приходах Западной Украины бывали случаи, когда какая-то часть прихожан выражала такое стремление, то в монастырях ничего подобного не было. В том числе и в монастырях Западной Украины. И на Волыни, и в Ровно, и на Львовщине, а это, наверное, самые проблемные области, насельники единодушно поддерживают Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, молятся о своем Предстоятеле. Это говорит о том, что монашество на Украине решительно настроено хранить единство со своей матерью — Русской Православной Церковью.
— Следующий вопрос, наверное, волнует всех людей, чьи близкие пребывают по разные стороны конфликта в странах, политические отношения которых обострились. Скажите, как и за кого вы молитесь?
— Как и подобает православным, мы ежедневно за богослужением молимся о властях и воинстве нашей Богом хранимой страны Украины. И, конечно же, мы сугубо поминаем Святейшего Патриарха Кирилла, Великого Господина и Отца нашего. Это прямая обязанность всех членов Церкви — поминать своего Предстоятеля. Я постоянно поминаю Святейшего Патриарха Кирилла и во время службы, и при чтении келейного правила. Мое личное отношение к нему исполнено благоговейной любви и почитания. Считаю Святейшего одним из столпов современного Православия. Поминаю также и многих других иерархов Русской Православной Церкви, которых знаю лично, которые встречались мне на жизненном пути и которые просили святых молитв, и делаю это с радостью в сердце. Поминаю многих своих знакомых, которые живут в Российской Федерации. Это близкие мне, добрые, уважаемые мною люди. Поминаю, исходя из того, что все мы, в первую очередь, христиане. Сестры поминают родственников, близких и дальних, которые живут в России, это родные для них люди, за которых они, конечно же, молятся. Мы обязательно молимся о мире во всем мире, и особенно в Украине, как и заповедал нам Святейший Патриарх. Во время каждого богослужения, когда совершается молитва о мире в Украине, все молящиеся становятся на колени. Даже в великие праздники, когда коленопреклоненные молитвы отменяются, я вижу, что прихожане молятся, стоя на коленях. Они это делают, уповая на то, что Господь увидит их усердие, услышит их просьбы и поможет. Люди хотят мира и очень страдают от его отсутствия. Они переживают это как личное горе.
— Матушка, XXVIII Международные Рождественские образовательные чтения, проходившие в конце января наступившего года, были посвящены 75-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне. Остается ли День Победы праздником для верующих людей на Украине?
— 75-летие Победы в Великой Отечественной войне — это для всех нас великий праздник, праздник со слезами на глазах. И когда в Украине возникает вопрос, нужно ли праздновать его сегодня, ни у меня, ни у наших сестер, ни у кого-либо из одесситов, которых я знаю, нет иного мнения — обязательно нужно! Одесса сильно пострадала в годы войны. Были варварски разрушены уникальные памятники архитектуры, уничтожены несколько сот тысяч людей, из них несколько десятков тысяч евреев. Фашисты издевались над ними, а потом сожгли заживо, поместив в старые бараки и затем облив их бензином. В Одессе есть музей Холокоста, который основала еврейская община. Недавно мы встречались там с узником гетто, которому сейчас 92 года. Он жив, здравствует, бодр, и я была очень рада пообщаться с живым свидетелем тех страшных событий, пожелала ему здоровья и долгих лет жизни, пожала руку… Этот человек — один из очевидцев диавольской жестокости фашизма и может рассказать об ужасах, которые творили одержимые человеконенавистнической идеологией гитлеровские захватчики. Было очень поучительно встретиться с ним как с живым воплощением истории.
Одесса — многонациональный город. В Одесской области проживают представители 132 национальностей, и все мы мирно сосуществуем друг с другом. Мир для одесситов — очень значимое понятие, поэтому нам так важно помнить о Великой Отечественной войне, о Победе!
— Важно еще и потому, что какими бы ни были наши разногласия, защищая Православие и отеческую веру, необходимо объединять усилия. Если этого не происходит, то последствия бывают трагическими…
— Да, Вы правы. К слову, в годы Великой Отечественной войны на Украине обострились расколы и церковные нестроения по той причине, что оккупационная гитлеровская власть всячески их поддерживала. Была создана так называемая Автокефальная Церковь во главе с Поликарпом Сикорским, который не просто отделился от Московской Патриархии, а призывал к вражде со всем, что было связано с Русской Православной Церковью, разжигал рознь между христианами. Тогда же примерно была создана Автономная Украинская Православная Церковь, которая состояла в единстве с Московским Патриархатом, но была гонимой гитлеровской властью. Архиереи и священнослужители подвергались арестам. Гестапо арестовало митрополита Алексия (Громадского), главу Автономной Украинской Православной Церкви, а в 1944 году он был убит последователями Бандеры. Вооруженные формирования Украинской повстанческой армии, которые боролись тогда с советской армией и, как сейчас утверждают их последователи, с немецко-фашистскими захватчиками, жестоко расправлялись с членами Автономной Православной Церкви, поддерживающей Московский Патриархат. Ими были убиты более 40 священников, духовные лица подвергались пыткам и издевательствам. Некоторых из них живьем утопили в колодцах, других расстреляли. Епископа Мануила (Тарнавского) бандеровцы выкрали и повесили в лесу только за то, что он находился в каноническом единстве с Московским Патриархатом. Об этом мало кто знает, но это горькая страница в истории Украины.
— Пленум Межсоборного присутствия собирает представителей епископата, духовенства, монашествующих и мирян Русской Православной Церкви ради обсуждения документов, которые готовят профильные комиссии. Почему, на Ваш взгляд, так важно сегодня учитывать ситуацию на Украине при подготовке этих текстов? Разве необходимость хранения церковного единства не очевидна для всех нас?
— Единство Церкви — это исполнение молитвы Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа к Своему Небесному Отцу перед страданиями и крестной смертью, когда Он говорил в молитве: Отче, да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они будут в Нас едино (Ин. 17:21).
Единство Церкви — это заповедь, данная Богом. Сам Господь благословляет беречь это единство, а тот, кто его разрывает, кто призывает к экстремизму, предпринимая действия, направленные на разжигание вражды между христианами, тот идет против воли Бога, против Христа и Его заповедей о любви и единении. То, что сейчас происходит во время заседания Межсоборного присутствия, чрезвычайно важно. На пленуме рассматривается текст документа, который отражает насущные проблемы современной церковной жизни. Я благодарю Господа, что нахожусь в среде тех, кто собрался сейчас под сводами Зала церковных соборов Храма Христа Спасителя. Это известные богословы, уважаемые эксперты по различной церковной проблематике, люди с огромным опытом и глубокими, разносторонними знаниями — настоящая элита Церкви. Подобное соработничество обогащает церковного человека, расширяет его духовный кругозор. Я признательна Священноначалию за то, что у чад Украинской Православной Церкви есть возможность находиться в этой семье, быть причастными к принятию судьбоносных решений, которые влияют, как я думаю, и на жизнь Вселенской Церкви. На этом пленуме мы говорили о последствиях расколов и ересей, о расколе в Украине, о позиции Поместных Церквей, некоторые из которых, к сожалению, в угоду интересам мировых элит кощунственно попирают христианские принципы братского общения и единства во Христе.
Хочется сказать еще и о том, что в дни работы пленума Межсоборного присутствия у нас есть счастливая возможность более тесно общаться со Святейшим Патриархом. Лично для меня чрезвычайно ценно наблюдать, как работает Предстоятель, слушать его выступления, следить за тем, как он общается с аудиторией, насколько тактично высказывает свои замечания и комментирует обсуждаемые вопросы. Это человек величайшей мудрости, энциклопедических знаний и бесценного духовного опыта. Общение с Предстоятелем духовно обогащает и радует. Мы любим своего Патриарха, молимся за него и сопереживаем ему. Его крест очень тяжел! Во времена, когда идут тектонические разломы, опасные для всего мирового Православия, Святейший Патриарх Кирилл мужественно стоит за Божию правду, противодействуя ереси фанариотского папизма и недопустимому вмешательству Константинополя в жизнь Поместных Церквей. Он твердо отстаивает основы православной веры, и мы призваны содействовать ему в этом.
— Матушка, рассказываете ли Вы по возвращении домой сестрам о том, что происходит во время Ваших поездок? Обсуждаете ли вопросы, в решении которых приходится по послушанию Церкви участвовать?
— Конечно. Более того, не только сестры, но и прихожане монастыря, и даже абсолютно светские люди, с которыми я состою в хороших, приятельских отношениях, и мои друзья в социальных сетях — все интересуются происходящими в Церкви событиями. У меня более 5000 друзей на Фейсбуке, и по их комментариям видно, что даже тем, кто далек от Церкви, интересна работа пленума Межсоборного присутствия, Рождественских чтений, других церковных форумов и мероприятий. Социальные сети — это одна из самых успешных миссионерских площадок в данный момент. Людей затрагивает то, что обсуждается в Церкви, они начинают вовлекаться в церковную тематику, говорить о проблемах духовной жизни, думать о том, что происходит в церковной среде, обсуждать друг с другом эти по-настоящему важные проблемы.
— Но ведь наверняка есть и несогласные с Вашей позицией? У Вас есть время на сетевые дискуссии?
— Раньше среди многих сестер нашей обители бытовало мнение, что пребывание в социальных сетях не приносит церковному человеку ничего, кроме ненужной суеты. Приходилось объяснять, что в нынешнее время, когда антицерковные силы самым недопустимым, самым агрессивным образом вмешиваются в жизнь Православия, не просто полезно, но и крайне необходимо расширять воздействие Церкви на самые разные сообщества людей, в том числе светских. Например, при бывшем президенте Украины Петре Порошенко на граждан Украины обрушилась целая кампания по дискредитации нашей святой канонической Церкви, затронувшая все государственное пространство, все круги населения! Сейчас ситуация изменилась в лучшую сторону. Тем не менее, когда подобное происходит, нельзя отсидеться в келье, закрыв плотно двери и не замечая происходящего. К огромному сожалению, нельзя. Монастыри призваны вести просветительскую работу, заниматься миссионерской деятельностью, должны разъяснять позицию Церкви.
— Тем более, что именно монастыри пользуются особенным доверием не только у церковных, но и у светских людей…
— Вы абсолютно правы. Слава Богу, что и у нас в Украине монастыри, где бы они ни находились, действительно пользуются у народа очень большим доверием. Вот рядом с нами сейчас в Зале церковных соборов храма Христа Спасителя находится член Межсоборного присутствия игумения Рафаила, настоятельница Корецкого ставропигиального монастыря на Ровенщине, который едва не подвергся штурму со стороны радикалов. После провокационного вброса о том, что Московский Патриархат прячет в Корецком монастыре оружие для пророссийски настроенных граждан и казаков, в обитель начали ломиться экстремисты, которые требовали, чтобы монахини передали им спрятанный арсенал. Но, вопреки их ожиданиям, что обитель забаррикадировалась и готовится к отпору, матушка игумения широко распахнула двери монастыря и предложила штурмовикам самим найти все, что, по их мнению, спрятано в монастыре. Конечно же, ничего из объявленного не нашли и обман обнаружился во всей своей отвратительной сущности. Матушка Рафаила любовью и смирением погасила эту враждебную волну, тем самым не позволив разгореться конфликту, который мог бы, вероятно, иметь трагические последствия.
На Западной Украине каждый монастырь — мученик. Настоятельница Зимненского монастыря игумения Стефана и сестры в самые тяжелые годы — это 2014-й, 2015-й, 2016-й, — вынесли бремя непонимания, агрессии и вражды со стороны местного населения, в том числе бывших прихожан, потому что вокруг царила обстановка нетерпимости к Московскому Патриархату. Злоба доходила до готовности убивать и изгонять инакомыслящих. Ведь почти все средства массовой информации у нас говорили о том, что верующие Украинской Церкви Московского Патриархата — это «пятая колонна», что их надо гнать, изолировать, выселять из страны. Об этом не раз говорил и сам Петр Порошенко, и многие другие политики. К сожалению, риторика ненависти затронула тогда многие души и сердца. Настоятельницы монастырей Украинской Православной Церкви в западных областях Украины не раз говорили мне, что со дня на день ждут штурма, пролития крови. Неспокойно было и в Почаевской лавре. Жизнь монахов сопровождалась постоянными провокациями.
Теперь, слава Богу, все изменилось. Народ начал прозревать. Напряженность спала. Я преклоняюсь перед мужеством насельников этих святых обителей, которые терпеливо и смиренно переносили насмешки, издевательства, оскорбления, угрозы в адрес своих общин. Они все выдержали, своей любовью победили зло и снова обратили сердца людей к Богу, к Его правде. Поистине это — великий подвиг монастырей и монашествующих в Западной Украине.
— Как Вы думаете, сложившаяся на Украине ситуация не помешает ли приходу в монастыри Украинской Православной Церкви нового поколения монахов?
— Наоборот, как это ни парадоксально, прихожан в храмах стало больше. Когда Церковь подверглась гонениям, люди начали более активно выражать свою позицию, защищая веру и Церковь. Вы посмотрите, наши всеукраинские крестные ходы только увеличивают свою численность. В 2018 году в Киеве в крестном ходе канонической Православной Церкви участвовали 250 000 человек, в 2019 — уже более 300 000. Люди сплотились, как и в Черногории, чтобы защищать свои святыни.
— Сегодня для православных христиан во всем мире примером крепости веры и стояния в истине, в исповедании Христа стал Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий. Наверное, мы не погрешим против правды, если скажем, что во многом благодаря его личной святости, его готовности мученически свидетельствовать о своей вере, народ Украины объединился и оказался способным выдержать это суровое испытание?
— Безусловно, благодаря личному примеру, мужеству, Христовой любви и мудрости Блаженнейшего Онуфрия. Господь сказал апостолам: Будьте мудры как змии и просты как голуби (Мф. 10:16). Митрополит Онуфрий — человек необыкновенной стойкости, которая сочетается в нем с чистотой и простотой. Он не любит изощренного плетения словес, кажется, даже органически этого не переносит. Слово митрополита Онуфрия всегда очень просто, но оно пронизано светом Христовой веры. Его Блаженство всегда напоминает своей пастве, что главным в нашей жизни должен быть Христос. Он напоминает нам об этом постоянно. И, Вы знаете, я заметила, что людям нужна эта простота. Светская аудитория огромна, и многие, очень многие люди жаждут от Церкви именно этой простоты и чистоты. Их отпугивают длинные схоластические речи и вообще все, что затрудняет понимание смысла. Современный человек не воспринимает длинных текстов и сложных умозаключений. Наверное, поэтому манера общения Блаженнейшего митрополита Онуфрия с паствой настолько эффективна. Форма евангельского благовестия у Христа и апостолов была лишена ригоризма, отличалась емкостью, духовной силой и простотой. Их речь понимали рыбари, пастухи, землепашцы, принимая в свои сердца истины, излагаемые доступно и с любовью. Этим принципам следует в своем апостольском служении и Блаженнейший Онуфрий. Вот что особенно притягивает к нему сердца миллионов граждан Украины, которые чувствуют, что это Божий человек. В нем нет ничего наносного, ничего тщеславного, — сегодня это нечастое явление. И люди сердцем чувствуют это. Я не хотела употреблять здесь слово святость, но Вы сами его произнесли. Наверное, Вы правильно употребили это слово... Да, именно пример жизни Блаженнейшего митрополита Онуфрия, святость его исповедания веры помогает чадам Церкви хранить единство в мире и любви.
Беседовала Екатерина Орлова
Синодальный отдел по монастырям и монашеству/Патриархия.ru