В серии «Аланская библиотека», издаваемой Институтом истории и археологии РСО-Алания, вышла в свет новая монография кандидата исторических наук, директора Музея древностей Северо-Осетинского государственного университета М.Э. Мамиева «Храмовый комплекс Уæлæмaсыг Мад Майрæм и Моздокская икона Богородицы».
Монография, с одной стороны, продолжает цикл работ ученого, посвященных феномену аланского христианства (и преодолению устаревших представлений о «поверхностной христианизации», господствовавших в литературе советского периода); с другой, подводит определенный итог исследований храмового комплекса Уæлæмaсыг Мад Майрaм близ с. Харисджин в Куртатинском ущелье Северной Осетии и истории чтимого образа Божией Матери, по преданию, хранившегося в названном храме.
Автор с сожалением отмечает, что интерес к прошлому Алании привел к появлению значительного количества «околонаучных дилетантских интерпретаций, транслируемых и тиражируемых в средствах массовой информации, а затем и социальных сетях в виде книг, статей, фильмов, видеороликов, постов». Ярким тому подтверждением стали дилетантские публикации последнего времени, отрицающие христианский характер храмового комплекса у с. Харисджин.
В работе М.Э. Мамиева на основе комплексного анализа всех известных к настоящему времени данных надежно подтверждается связь храма (дзуара) Мад Майрæм с аланским христианством, причем как архитектурные особенности, так и письменные источники свидетельствуют, что эта связь сохранялась на протяжении всей истории комплекса, в том числе в период, когда он утратил литургическое значение. Тем большую тревогу вызывают попытки вандалов — увы, небезуспешные — уничтожить материальные подтверждения христианского происхождения памятника, в частности, недавнее разрушение плиты, свидетельствующей об обновлении храма (именно христианского храма!) в 1900 году силами местных жителей.
Широкое распространена точка зрения, согласно которой в комплексе Уæлæмaсыг Мад Майрæм хранилась знаменитая икона Богородицы, в конце XVIII века перенесенная в Моздок и утраченная после революции. До сих пор история святыни оставалась за пределами внимания специалистов и находила отражение лишь в популярной литературе. Анализируя все доступные на сегодняшний день источники, М.Э. Мамиев доказывает неисторичность предания о связи иконы с грузинской царицей Тамарой, как и в целом представлений о ее особой роли в «утверждении христианства» в Алании, к тому времени давно ставшей частью восточнохристианской цивилизации. Исследователь предварительно датирует икону XVII веком — в таком случае Моздокский образ ставится в ряд иных хорошо известных пожертвований, сделанных грузинскими правителями в пользу православных храмов Алании (в частности, дошедших до нашего времени колоколов для храмов в Рекоме и в селе Дзивгис).
Обращаясь к вопросу первоначального местонахождения святыни (а наряду с Куртатинским ущельем в литературе упоминается и селение Нижний Кани недалеко от Военно-Грузинской дороги), М.Э. Мамиев приходит к выводу о достоверности обеих локализаций: в XVII веке икона была преподнесена представителями высшей грузинской аристократии в монастырский комплекс в Куртатинском ущелье, позднее перенесена в Нижний Кани, далее — в район современного села Майрамадаг и, наконец, около 1795 года — в Моздок.
Монография, посвященная частным аспектам истории аланского христианства в позднем средневековье, заметно расширяет наши представления об этом чрезвычайно интересном периоде, когда Церковь как институт практически исчезла, но традиции православного христианства получили весьма своеобразное дальнейшее развитие, прослеживаемое вплоть до наших дней.
Владикавказская епархия/Патриархия.ru