6 ноября 2019 года в Свято-Троицком Серафимо-Дивеевском женском монастыре состоялся круглый стол на тему «Канонизация государственных деятелей в истории Русской Православной Церкви». В обсуждении приняли участие преподаватели гуманитарных кафедр вузов Нижегородской области, учителя истории православных гимназий и других образовательных учреждений.
Встречу открыл митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий, ознакомивший собравшихся с церковным пониманием категории святости и проблемами канонизации политических деятелей. В частности, архиерей рассказал, почему критерии, положенные в основу прославления политических деятелей, непонятны для секулярного сознания.
«Святые благоверные князья и цари являются неким исключением из общего правила канонизации, — сказал владыка Георгий. — Их государственная деятельность неизбежно сочеталась с насилием, они обладали материальными ресурсами и другими благами. При поверхностном взгляде кажется, что самым очевидным в оценке их как святых является критерий успешности: если правитель принес мир в жизнь народа, материальные блага нации, содействовал процветанию культуры и духовности, строил дворцы и храмы. Но не все так очевидно. Ряд святых этим требованиям не соответствовали: святые мученики Борис и Глеб, святой великий князь Георгий Всеволодович, царевич Димитрий Угличский, император Николай II. С их правлением связаны кризисы, катастрофы русской цивилизации, но тем не менее они святые».
В ходе встречи были представлены два основных доклада. Российский историк, журналист, писатель Александр Мясников в своем докладе «На службе Отечеству и в воинстве небесном» рассказал о периодизации истории русской канонизации и подробно остановился на созванном митрополитом Московским Макарием Поместном Соборе Русской Церкви 1547 года, на котором был выработан порядок канонизации святых и причислены к лику святых многие русские князья.
Проректор Нижегородской духовной семинарии по научной и учебной работе кандидат философских наук Даниил Семикопов выступил с докладом «Кенотический тип русской святости: от святых Бориса и Глеба к царской семье». Он рассказал об особом типе русской святости — «кенозисе», когда облеченные властью русские князья и цари в подражание Христу смирялись вплоть до добровольного принятия смерти. Таковыми были первые русские святые Борис и Глеб — страстотерпцы, погибшие от руки своего брата Святополка. По мнению английского историка Арнольда Тойнби, они «добровольно пошли на казнь вместо того, чтобы сражаться за свои права и жизнь». «Это была крайняя степень кенозиса — добродетели, которой западному миру крайне не хватает», — писал А. Тойнби.
По словам Даниила Семикопова, причисление к лику святых князей Бориса и Глеба, а также императора Николая II стало возможным благодаря тому, что русская государственность изначально имела христианскую направленность — в отличие от языческой римской идеологии, венчавшей лаврами только победителей, в русской традиции победителем могла считаться жертва, то есть тот правитель, кто добровольно страдал от политических противников ради блага народа и государства. К примеру, царь Николай II пострадал, пытаясь остановить надвигающуюся революцию, и прославлен не за государственные заслуги и не за личное благочестие.
В беседе с журналистами доцент кафедры средневековых цивилизаций Института международных отношений и мировой истории Нижегородского государственного университета имени Н.И. Лобачевского Федор Дорофеев, говоря об актуальности встречи, отметил, что студенты на лекциях и семинарах задают много вопросов о канонизации царской семьи и целого ряда других святых.
«Уже в течение нескольких месяцев в нашем институте идет семинар с участием преподавателей и студентов, на котором обсуждают тему "Проблема святости в секулярном мире". Этот вопрос затрагивает всю российскую цивилизацию, поскольку те образы, которые стоят у истоков нашего государства, такие, к примеру, как Александр Невский, оказывают воздействие на всю историю России: имперскую, советскую и постсоветскую. До сих пор его фигура в западном мире является раздражающим фактором. Надо разобраться, почему такие люди, как Александр Невский, так легко легли на русский характер и ментальность и почему Церковь их канонизировала, и донести эти идеи до подрастающего поколения», — добавил Федор Дорофеев.
В свою очередь писатель и историк Александр Мясников заявил: «В отношении нашей истории, страны, веры сегодня ведется целенаправленная политика, информационная война, пропаганда. Нас все время пытаются на чем-то поймать, пристыдить прошлым, перевернуть историю с ног на голову, к примеру, доказать, что Гитлер и Сталин — одно и то же. На эту встречу приглашены преподаватели, которые ежедневно общаются с подрастающим поколением. Они должны совершенно определенно понимать, какие сейчас есть тенденции в области антироссийской пропаганды, как и на каких исторических фактах сегодня играют противники России, переворачивая и унижая русскую историю. И я считаю, что не надо бояться своей истории, не надо верить разным интерпретаторам — надо садиться за стол переговоров и обсуждать».
Синодальный отдел по монастырям и монашеству/Патриархия.ru