13 июня 2019 года в рамках празднования 800-летия основания Почаевского Свято-Духова монастыря-скита состоялся многолюдный крестный ход с чудотворной «Почаевской» иконой Божией Матери, сообщает Pochaev.org.ua.
Торжественное шествие из Успенской Почаевской лавры в Свято-Духов скит возглавил митрополит Тернопольский и Кременецкий Сергий. В голове колонны шли также наместник Лавры митрополит Почаевский Владимир, ректор Почаевской духовной семинарии епископ Шумский Иов, скитоначальник архимандрит Пафнутий (Целика), братия Лавры и скита в священном сане, сонм прибывшего духовенства.
В молитвенной процессии приняли участие несколько тысяч человек — прихожане Лавры и скита, паломники, местные жители.
Крестный ход сопровождали торжественным пением четыре хора: братский хор Почаевской лавры под руководством монаха Климента (Сахневича), братский хор Свято-Духова монастыря-скита под руководством иеромонаха Самуила (Головача), большой лаврский хор под руководством священника Павла Дихтяра и хор студентов Почаевской духовной семинарии под руководством священника Андрея Романюка.
По прибытии в скит на площади перед главным храмом обители был отслужен благодарственный молебен. В конце богослужения митрополит Владимир обратился к богомольцам с приветственным словом, в котором кратко напомнил историю обители и призвал дорожить тем, что оставили нам предшественники-подвижники.
Затем хоры исполнили концертные песнопения. Верующие смогли поклониться чудотворному «Почаевскому» образу Божией Матери и были помазаны святым елеем.
***
Почаевский Свято-Духов монастырь-скит расположен на месте древней обители, заложенной афонским монахом Мефодием на одной из Почаевских гор в 1219 году. Древняя обитель отличалась строгостью иноческой жизни, со временем стала центром духовного просвещения Западной Руси с собственной богословской школой и типографией.
В XVI веке, после гибели большинства насельников скита от моровой язвы, история обители преподобного Мефодия теряется. В середине XVII века скит возобновляет свою деятельность и с возведением Троицкого храма называется Духосошественским или Троицким. В XVIII веке обитель с Почаевским монастырем переходит в руки униатов-базилиан; в 1831 году, когда Почаевский монастырь возвращают православным, в описи имущества скит уже не значится.
В 1901 году скит во имя Святого Духа возрождается, но через 58 лет, на пике своего духовного и материального расцвета, атеистической властью разоряется: обитель закрывают, монахов переселяют в Почаевскую лавру, ценности вывозят в неизвестном направлении. В храмах скита устраивают склады, в братском корпусе — приют для психических больных. Запустение царит до 1990 года, когда начинается возобновление богослужебной и монашеской жизни обители.
В настоящее время скит перерос в общежительный монастырь, в котором подвизаются около 70 насельников. При обители устроены пасека, сад и огород, есть своя пекарня, действуют иконописная и пошивочная мастерские. Скит часто посещают паломники. Здесь пребывают мощи прп. Мефодия под спудом, чудотворная копия Почаевской иконы Божией Матери, мироточивая глава неизвестного печерского подвижника, чудотворный крест-вериги преподобного Никиты Столпника Переяславского, икона преподобного Серафима Саровского, написанная на части камня, на котором святой молился 1000 дней и ночей. В обители также хранятся частицы мощей более 120 угодников Божьих и многих святынь из разных стран мира.
«Православная жизнь»/Патриархия.ru