Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Патриархия

Завершился XVIII Московский Пасхальный фестиваль

Завершился XVIII Московский Пасхальный фестиваль
Версия для печати
16 мая 2019 г. 10:08

12 мая 2019 года в Московском концертном зале «Зарядье» состоялся заключительный концерт XVIII Московского Пасхального фестиваля.

В первом отделении прозвучала музыкальная мистерия «Мученичество святого Себастьяна» Клода Дебюсси. После антракта состоялась московская премьера нового сочинения Родиона Щедрина «Месса поминовения» для хора a capella, написанного в 2018 году и посвященного супруге композитора, одной из величайших балерин XX века Майе Плисецкой. Также прозвучала «Поэтория» Родиона Щедрина на стихи Андрея Вознесенского. Вокальные партии исполнили Анастасия Калагина (сопрано), Ангелина Ахмедова (сопрано) и Екатерина Сергеева (меццо-сопрано). В роли чтеца в «Поэтории» выступил народный артист России Сергей Безруков. За пультом Симфонического оркестра Мариинского театра находился дирижер Валерий Гергиев.

XVIII Московский Пасхальный фестиваль проходил с 27 апреля при поддержке Правительства Москвы, Министерства культуры Российской Федерации, Министерства обороны Российской Федерации и по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.

Симфоническая программа

Симфоническая программа XVIII Московского Пасхального фестиваля открылась 28 апреля, в праздник Светлого Христова Воскресения, двумя концертами Симфонического оркестра Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева в Большом зале Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского. В обоих концертах солировали пианисты: в дневном — Александр Малофеев, а вечером, на торжественном открытии фестиваля — Денис Мацуев. После выступления Валерий Гергиев и Симфонический оркестр Мариинского театра отправились в традиционный тур по регионам России. 

Несмотря на необычно короткую для этого фестиваля продолжительность, музыканты успели выступить в 20 городах, выполнив очень насыщенную и стремительную гастрольную программу. За две недели коллектив побывал в Москве, Твери, Казани, Перми, Екатеринбурге, Омске, Кемерове, Томске, Новосибирске, Сургуте, Тюмени, Набережных Челнах, Альметьевске, Самаре, Нижнем Новгороде, Воронеже, Рязани, Калуге, Туле, Смоленске и дал 28 концертов. Расширилась география симфонической программы фестиваля — впервые концерты прошли в Твери и Рязани.

За время фестиваля Симфонический оркестр Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева трижды посетил Москву и выступил там пять раз: дважды 28 апреля в Большом зале Консерватории на открытии фестиваля, дважды 9 мая — на Поклонной горе и в Московском концертном зале «Зарядье», пятое выступление — концерт-закрытие фестиваля — состоялся в «Зарядье» 12 мая.

На протяжении всего тура симфонической программы, во многих городах коллектив давал по два концерта в день — дневной (благотворительный) и вечерний. Дважды концерты прошли в Казани, Омске, Тюмени, Самаре, Нижнем Новгороде. Кульминацией благотворительной программы по традиции стал общедоступный концерт в Москве на Поклонной горе, 9 мая, в День Победы. Выступление собрало порядка 300 000 слушателей. В концерте принял участие Денис Мацуев (фортепиано).

Выступления Симфонического оркестра Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева снова вышли за рамки концертных залов и в регионах. Во второй раз коллектив выступил на автомобильном заводе ПАО «Камаз» в Набережных Челнах. Концерт состоялся в производственном цеху завода в обеденный перерыв и собрал 3500 работников, музыкантов города и ветеранов. Еще один необычный концерт в производственном формате состоялся на площадке Горьковского автозавода в Нижнем Новгороде. Выступление посетили работники и ветераны ГАЗ, семьи сотрудников и жители города — около полутора тысяч зрителей.

Сложилась традиция посвящать фестивали юбилеям композиторов, 18-й сезон прошел под знаком 175-летия Николая Андреевича Римского-Корсакова и 180-летия Модеста Петровича Мусоргского. Сочинения этих величайших русских композиторов прозвучали в Москве и в регионах России.

Ярким акцентом приношения Николаю Римскому-Корсакову стал московский дебют труппы Приморской сцены Мариинского театра (г. Владивосток) — на сцене концертного зала «Зарядье» была показана опера «Царская невеста» в постановке Приморской сцены Мариинского театра (режиссер — Вячеслав Стародубцев, сценография и костюмы Петра Окунева, видеохудожник — Вадим Дуленко). В спектакле приняли участие солисты и хор Приморской сцены Мариинского театра, за пультом Симфонического оркестра Мариинского театра находился Валерий Гергиев.

Хоровая программа

XVIII Московский Пасхальный фестиваль вновь стал центром притяжения лучших российских и зарубежных хоровых коллективов, давая возможность зрителям познакомиться с богатейшими традициями и разнообразием мировой культуры хорового исполнительства. В фестивале приняли участие коллективы из России (Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород), Белоруссии, Болгарии, Эстонии, Венгрии, Чехии, Греции, Швеции и Литвы.

Торжественное открытие хоровой программы состоялось 29 апреля в Москве, в Зале церковных соборов Храма Христа Спасителя. В открытии программы приняли участие Московский синодальный хор, Государственная академическая хоровая капелла России имени А.А. Юрлова и Хор Мариинского театра.

Выступления хоровых коллективов с большим успехом прошли не только в Москве, но также в Вязьме, Раменском, Твери, Егорьевске, Муроме, Коломне, Ростове Великом, Зарайске, Электростали, Сергиевом Посаде, Александрове, Серпухове, Туле, Дмитрове.

В хоровой программе приняли участие: Патриарший хор Храма Христа Спасителя (Москва), Хор Сретенской духовной семинарии (Москва), Государственная академическая хоровая капелла России имени А.А. Юрлова, Московский синодальный хор, Государственный академический русский хор имени А.В. Свешникова (Москва), Камерный хор «Древнерусский распев» (Москва), Ансамбль солистов «Русская рапсодия Оркестра имени Н.П. Осипова» (Москва), Государственный академический Московский областной хор имени А.Д. Кожевникова, Хор мальчиков и юношей хорового училища имени А.В. Свешникова (Москва), Хор Мариинского театра (Санкт-Петербург), Камерный хор «Нижний Новгород», Митрополичий хор Минского Свято-Духова кафедрального собора, Хор «Ваня Монева» (София, Болгария), Вокальный ансамбль «Акусто» (Каунас, Литва), Эстонский национальный мужской хор (Таллин), Шведский мужской хор «Сванхольм Сингерс» (Лунд), Хор девочек «Про музыка» (Ньиредьхаза, Венгрия), Пражский филармонический детский хор (Чехия), Детский хор «Кантилена» (Патры, Греция).

К хоровой программе Московского Пасхального фестиваля вновь присоединилась Приморская сцена Мариинского театра, где 2 мая прошел большой хоровой концерт с участием Сводного хора Приморской митрополии, Симфонического оркестра и Хора Приморской сцены Мариинского театра. Дирижировал Павел Смелков.

Продолжилось доброе сотрудничество с детским Пасхальным хоровым фестивалем православной музыки «Русь певчая», который в этом году отмечает свой 10-летний юбилей. «Русь певчая» адресован, прежде всего, детской и юношеской аудитории, его участники — юные хоровые коллективы из детских музыкальных школ. Фестиваль по традиции прошел в усадьбе Коломенское в Москве.

В рамках благотворительной программы XVIII Московского Пасхального фестиваля состоялись десятки хоровых концертов, которые прошли в образовательных и социально-реабилитационных учреждениях Москвы и Подмосковья.

Камерная программа

В рамках камерной программы XVIII Московского Пасхального фестиваля прошли выступления ведущих солистов Академии молодых оперных певцов Мариинского театра под руководством Ларисы Гергиевой. Концертные программы включали в себя арии и дуэты из мировых оперных шедевров, известные вокальные сочинения, русские романсы, песни военных лет. Художественный руководитель Академии Лариса Гергиева провела серию открытых вокальных мастер-классов. Выступления прошли в Тихвине, Пскове, Сестрорецке, Уфе, Москве, Химках, Суздале, Владимире, Гусь-Хрустальном, Плесе. Впервые в гастрольном маршруте участников камерной программы появился Ишимбай и Звездный Городок. Всего было проведено 20 акций. Все концерты камерной программы прошли на благотворительной основе.

Звонильная программа

В этом году в проведении пасхальных звонов приняли участие более 40 профессиональных звонарей из России: Москвы, Санкт-Петербурга, Вологды, Ярославля, Рыбинска, Сергиева Посада, Ростова Великого, Костромы, Нижнего Новгорода, Пскова, Самары, Великого Новгорода, Петрозаводска, Владикавказа, Анапы, Ростова-на-Дону, Тюмени, Омска, Екатеринбурга, Томска, а также из Республики Беларусь (Минск, Калинковичи), Латвии (Рига), Германии (Марбург).

В рамках звонильной программы фестиваля состоялось 43 концерта колокольной музыки в Москве, Санкт-Петербурге, Сергиевом Посаде, Истре, Звенигороде, Костроме, Пскове, Калуге, Владикавказе, Риге и городах Финляндии: Хельсинки, Новом Валааме, Котке, Лаппеенранте. Все выступления по традиции носили общедоступный характер для жителей и гостей городов, принимающих звонильную программу Московского Пасхального фестиваля.

В 2019 году звонильная программа также расширила свою географию: добавились новые храмы-участники в Пскове, Калуге, Владикавказе, Хельсинки и Риге. Общедоступные концерты колокольной музыки прошли на лучших исторических и современных звонницах и колокольнях Москвы и Подмосковья, включая Красную площадь, Таганку, Данилов ставропигиальный мужской монастырь, Сокольники, Музей-заповедник «Коломенское» в Москве, а также собор Успения Пресвятой Богородицы в Звенигороде, Воскресенский Ново-Иерусалимский ставропигиальный мужской монастырь в Истре, Петропавловский собор в Санкт-Петербурге, кафедральный собор великомученика Георгия Победоносца во Владикавказе, кафедральный собор Рождества Христова в Риге, Успенский кафедральный собор в Хельсинки.

Сайт Московского Пасхального фестиваля/Патриархия.ru

Все материалы с ключевыми словами