13 апреля 2019 года, в субботу 5-й седмицы Великого поста — праздник Похвалы Божией Матери (Субботу Акафиста), председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион совершил «миссионерскую» Литургию в храме в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке в Москве.
Архипастырю сослужили исполняющего обязанности проректора Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия иеромонах Павел (Черкасов), клирики храма.
«Миссионерская» Литургия предусматривает разъяснение смысла и хода богослужения, действий и молитвословий с целью просвещения и дальнейшего воцерковления современных людей, считающих себя православными христианами. Получив благословение Синодального миссионерского отдела Московского Патриархата, подобная практика становится все более востребованной в благочиниях Московской епархии. Практика проведения «миссионерской» Литургии обсуждалась на заседании Высшего Церковного Совета Русской Православной Церкви 20 марта с.г.
Перед началом Литургии митрополит Иларион обратился к присутствующим с проповедью, в которой рассказал о смысле и значении Божественной литургии и о том, что участие в этом богослужении составляет основу духовной жизни православного христианина. Владыка напомнил, что λειτουργία в переводе с греческого означает «общее дело» и подчеркнул, что главной целью Литургии является совершение таинства Евхаристии (от греческого слова ευχαριστία — «благодарение»).
Первая Евхаристия была совершена Иисусом Христом на Тайной вечере, о которой достаточно подробно рассказывается в Евангелиях от Матфея, от Марка и от Луки, а также в Первом послании апостола Павла к коринфянам. При этом, как отметил митрополит Иларион, Евхаристия совершалась в Церкви уже тогда, когда еще не существовало ни Евангелия, ни посланий апостола Павла.
Архипастырь подробно рассказал о происхождении и истории Евхаристии: как совершалось это таинство в апостольские времена и как уже позже, в IV веке, Евхаристия превратилась из братской трапезы в торжественное богослужение, которое имело свой церемониал, предполагало наличие священнослужителей.
Говоря о внешней форме Литургии, владыка выделил ее динамический характер, который показывает смысл Евхаристии как движения в Царство, движения вперед навстречу Богу и встречное движение Бога к человеку. Архипастырь также отметил диалогическую форму Литургии (диалог между церковным народом и Богом, между священнослужителем и народом, который в наше время олицетворяет хор) и символический смысл (Церковь является символом Царства Божия, Евхаристия земная — символом небесной Евхаристии, совершаемой на небесах, малый вход на Литургии символизирует восхождение на небо).
«Когда выходят священнослужители на малый вход, читается молитва: "Сотвори со входом нашим входу святых ангелов быти". Эта молитва отражает представление о том, что в богослужении вместе с нами участвуют не только те, кто физически присутствует в храме, но и те, кто здесь находится духовно, в том числе и ангелы», — пояснил митрополит Иларион.
По словам архипастыря, неотъемлемым элементом православного богослужения является каждение, которое также имеет таинственный смысл и значение.
«Православная Литургия представляет собой синтез искусств, в котором гармонично сочетаются и архитектура (храмовые здания), и живопись (фрески и иконы на стенах храма), и проза (чтения из Евангелия и Апостола, проповеди), и поэзия (литургические тексты, которые читаются и поются за богослужением), музыка (хоровое пение и колокольный звон), а также обрядность (многократное употребление крестного знамения, торжественные входы и выходы, поклоны и каждение, использование разнообразной церковной утвари и специальных облачений)», — сказал митрополит Иларион.
Архипастырь напомнил, что в богослужении верующий призван участвовать всеми чувствами: прежде всего слухом и зрением, но также осязанием (через прикосновение к иконам и святыням), обонянием (при совершении каждения с использованием благовонного ладана) и вкусом (при причащении, вкушении освященного хлеба или принятия святой воды).
В силу особого значения Божественной литургии из-за совершения на ней таинства Евхаристии Церковь обусловила ее совершение подробными постановлениями. Митрополит Иларион рассказал об условиях совершения Литургии, в частности, о том, что Литургия не может совершаться только священником — в ней всегда участвует народ, и что местом совершения Божественной литургии, за немногими исключениями, может быть только храм. Святая святых православного храма — алтарь, а самое святое место алтаря — престол, на котором и совершается таинство Евхаристии.
Владыка рассказал о важнейших богослужебных сосудах, которые используются священником во время Евхаристии, о значении и функции каждого из них, о предметах, составляющих принадлежность только архиерейской службы, а также о богослужебных одеяниях архиерея.
В чинопоследовании Божественной литургии можно выделить три части: проскомидию, Литургию оглашенных и Литургию верных.
Митрополит Иларион напомнил, что основной смысл проскомидии (προσκομιδή в переводе с греческого означает «принесение» или «подношение») — приготовление хлеба и вина для совершения таинства Евхаристии с чтением соответствующих молитв.
Переходя непосредственно к толкованию Божественной литургии, владыка Иларион пояснил, что начальный возглас Литургии «Благословенно Царство Отца и Сына и Святого Духа, ныне и присно и во веки веков» напоминает о том, что главным содержанием нашей молитвы является Царство Небесное — та духовная реальность, которую открыл людям Иисус Христос.
Архипастырь также объяснил присутствующим чинопоследование Божественной литургии, рассказал о прошениях великой (мирной) ектении (в переводе с греческого слово ἐκτενὴς означает «продолжительное моление»), о ектениях, которые возглашаются в разное время за богослужением, об антифонах, что поются сразу после великой ектении.
«Мы должны знать, что Евангелие в богослужебном обиходе — это не только книга для чтения, но это еще и объект поклонения, — свидетельствовал митрополит Иларион. — Мы не только читаем Евангелие, но еще и целуем его, кланяемся перед ним, потому что через Евангелие с нами беседует Сам Господь наш Иисус Христос. И поклоняясь Евангелию, мы поклоняемся Господу Иисусу Христу».
Малый вход завершается пением Трисвятого. По словам митрополита Илариона, православная традиция рассматривает Трисвятое как молитву, обращенную к трем Лицам Святой Троицы: «Святый Боже» относится к Богу Отцу, «Святый Крепкий» к Богу Сыну, «Святый Безсмертный» к Святому Духу.
После Трисвятого в храме следует чтение апостольских посланий, а затем Евангелия. «Но об этом я скажу отдельно, — отметил митрополит Иларион, приступая к совершению Божественной литургии.
«Помните, что мы все участвуем в совершении Литургии, — подчеркнул архипастырь, обращаясь к верующим. — Вы не зрители, а участники. Литургия — это наше "общее дело"».
После чтения Евангелия митрополит Иларион разъяснил присутствующим смысл священных текстов Нового Завета — отрывка из Послания апостола Павла к евреям и отрывка из Евангелия от Марка, которые были прочитаны за Литургией.
Владыка объяснил значение слов из Послания апостола Павла к евреям (Евр. 9:24-28), указав на то, что Христос создал новую религию, которая сделала ненужными многочисленные ветхозаветные жертвы. По учению апостола Павла, Христос стал тем Первосвященником, Который один раз принес Себя в жертву искупления за грехи всего человечества. Кровь агнцев и козлов не могла искупить человечество от греха, а кровь Божественного Агнца стала искуплением для людей.
«Сегодняшняя Божественная литургия — это не что иное как воспоминание той жертвы, которую принес Господь Спаситель за все человечество, — сказал митрополит Иларион. — И хотя совершает Литургию всегда земной архиерей или земной священник, истинным Совершителем Литургии, по учению Церкви, является Сам Господь Иисус Христос».
Затем владыка объяснил отрывок из Евангелия от Марка, повествующий об исповедании Петра у Кесарии Филипповой (Мк. 8:27-31).
«В прочитанном евангельском отрывке Господь ставит перед учениками ключевой вопрос: кто Он для них? На этот вопрос отвечает только Петр. Почему? Либо потому, что он реагировал быстрее, чем другие; либо потому, что отвечал от имени всех; либо же на тот момент он был единственным учеником, который готов был сказать, что Иисус — это действительно Христос. Исповедание веры в Иисуса как Христа, Бога и Спасителя пришло к ученикам позже, после Его воскресения и после того, как в день Пятидесятницы на них сошел Святой Дух», — в частности, сказал архипастырь.
Митрополит Иларион подчеркнул, что вопрос Господа «За кого же почитают Меня люди?» до сих пор остается жизненно важным. «Вопрос этот Христос ставит и перед каждым из нас, — отметил владыка. — Кто Он для нас? Просто великий пророк или учитель нравственности, подобный другим древним пророкам? Конечно, нет. Он для нас воплотившийся Бог и Спаситель. Этим христианство и отличается от других религиозных традиций. В центре христианства стоит не нравственное учение Христа, а именно Сам Христос — Бог, воплотившийся и распятый на кресте».
Чтение Евангелия в храме — важнейший момент Литургии оглашенных, ее идейная кульминация. В центре евангельской истории находится Иисус Христос — Бог, ставший человеком и пришедший на землю, чтобы спасти людей. Рассказ о Его жизни, деяниях, чудесах и поучениях, о суде над Ним, Его смерти на кресте и воскресении из мертвых составляют содержание Евангелия. За чтением Евангелия в богослужебной практике древней Церкви следовала проповедь, ибо Евангелие должно быть не только прочитано, но и истолковано, констатировал митрополит Иларион, продолжая объяснение чинопоследования Божественной литургии.
После чтения Евангелия звучит сугубая ектения. Литургия оглашенных близится к завершению и начинается новый этап литургического восхождения. Митрополит Иларион пояснил, что сугубая ектения входит в состав каждой службы и по прошениям она схожа с мирной, которой обычно начинается богослужение. Однако, как отметил архипастырь, в сугубой ектении бросается в глаза значительно большее число упоминаний о церковном клире: помимо Патриарха и правящего епископа, поминаются также священники, иеромонахи и «все во Христе братство», возносятся заупокойные поминовения. Также в сугубую ектению вставляются различные прошения, например, о болящих или о тех или иных нуждах людей.
Владыка рассказал, что в последние месяцы к сугубой ектении добавлены прошения о единстве Православной Церкви в связи с событиями, которые произошли не так давно, когда Константинопольский Патриархат вторгся в пределы Украинской Церкви и попытался легализовать существующий там раскол. Также он упомянул об отдельной молитве об Украине в связи с тем противостоянием, которое длится на этой земле уже несколько лет и унесло множество жизней. По свидетельству митрополита Илариона, Русская Православная Церковь является не только Церковью России, но и Церковью Украины и других сопредельных стран. Молитва об Украине совершается в последние годы во всех храмах Русской Православной Церкви по всему миру.
Литургия оглашенных завершается ектенией об оглашенных (о тех, кто готовится к крещению) словами: «Елицы оглашеннии, изыдите», что является призывом к оглашенным покинуть храм. Начинается Литургия верных. Митрополит Иларион объяснил, что центральный момент Литургии верных — совершение таинства Евхаристии, которому предшествует Великий вход — литургическая процессия, посвященная перенесению Святых Даров с жертвенника на престол для того, чтобы над ними было совершено освящение, и они стали Телом и Кровью Христа.
Великий вход совершается во время пения Херувимской песни. Лейтмотивом ее является мысль об участии ангелов в священнодействии великого входа. Подчеркивается символизм великого входа как шествия, в котором участвует Христос в сопровождении ангелов.
По окончании Великого входа звучит просительная ектения, которой Церковь начинает готовить молящихся к совершению таинства Евхаристии. В это время священник тайно читает молитву приношения, прося принять жертву. В евхаристическом приношении воскресает исконное и давно забытое понимание жертвы как дара, приносимого людьми Богу.
«Далее в древнем чине Литургии следовало целование мира, когда все присутствующие в храме друг друга целовали, — рассказал митрополит Иларион. — Сегодня этот обряд сохранился только для священнослужителей в алтаре. Все священники подходят к архиерею, который произносит: "Христос посреде нас". Они отвечают: "И есть и будет". Этот диалог является выражением той веры, которой пронизана вся Литургия: веры в то, что реальным совершителем Литургии является не земной архиерей или священник, а Сам Господь Иисус Христос».
Владыка также пояснил, что возглас «Двери, двери, премудростию вонмем», который звучит далее, означает, что в древней Церкви в этот момент Литургии двери храма затворялись, чтобы никто из посторонних не мог войти.
Затем митрополит Иларион рассказал о Символе веры — молитвословии, в котором содержатся все основные положения и догматы Православной Церкви, об истории создания этой молитвы и о ее значении для православного христианина.
Продолжая совершение Литургии, после сугубой ектении владыка прочел молитву о мире на Украине.
Перед началом Евхаристического канона или анафоры (от греч. ἀναφορά — «возношение») митрополит Иларион рассказал об этой центральной части Литургии, во время которой происходит преложение или пресуществление хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы. Владыка раскрыл духовное содержание и смысл анафоры, рассказал о практике тайного чтения евхаристических молитв, которая получила повсеместное распространение.
Говоря о структуре анафоры, архипастырь условно выделил несколько ее частей, остановившись подробно на каждой из них.
Владыка, в частности, сказал, что первая часть анафоры — благодарение Богу, в котором раскрывается глубина чувств преданной Богу души. В этой части священник исповедует богословие апофатическое (от греч. αποφατικος — «отрицающий»). Речь идет о богословском методе, заключающемся в выражении сущности Божественного путем последовательного отрицания всех возможных Его определений как несоизмеримых Ему, в познании Бога через понимание того, кем Он не является. О Боге говорится при помощи четырех отрицательных эпитетов: неизреченный, неведомый, невидимый и непостижимый.
Вторая часть анафоры начинается возгласом архиерея «Победную песнь поюще, вопиюще, взывающе и глаголюще» и пением хора «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! полны небо и земля славы Твоей! Осанна в вышних, благословен Грядущий во имя Господа! Осанна в вышних!»
В следующей части вспоминаются Христовы «крест, гроб, тридневное Воскресение, на небеса восхождение…» Важным моментом Евхаристического канона является произнесение архиереем во всеуслышание слов, которые Спаситель произнес на Тайной вечере, когда предложил ученикам Свое Тело и Кровь: «Примите, ешьте: это Тело Мое, которое ради вас преломляется, во оставление грехов». И затем: «Пейте из нее все — Это Кровь моя, Нового Завета, за вас и за многих проливаемая, во оставление грехов». Эти слова иногда называют «установительными», потому что при их помощи Спаситель установил таинство Евхаристии.
Здесь же диакон особым образом совершает возношение Святых Даров.
Митрополит Иларион обратил особое внимание на слова «Твоя от Твоих Тебе приносяще». Как подчеркнул архипастырь, эти слова выражают богословский смысл евхаристического приношения как жертвы. Их смысл следующий: мы приносим Тебе Твои же дары.
В следующей части анафоры происходит призывание на евхаристические хлеб и вино наития Святого Духа, с тем, чтобы Господь преложил их в Тело и Кровь Христовы. Глагол «преложить» означает изменить, превратить. Хлеб и вино в этот момент превращаются в Тело и Кровь Христа.
Завершая эту часть анафоры, архиерей произносит: «Чтобы они (то есть хлеб и вино, ставшие Телом и Кровью Христа) стали для причащающихся трезвостью души, оставлением грехов, приобщением Твоего Святого Духа, полнотой Царства Небесного, правом дерзновенно приступать к Тебе, а не в суд или в осуждение».
Наконец, в еще одной значимой части анафоры совершается поминовение Богородицы, всех святых, затем усопших, Церкви, страны, властей, воинства, Патриарха, правящего епископа. Это моление о всех святых, за Церковь Святую, Соборную и Апостольскую, за всех христиан живых и усопших в надежде воскресения и жизни вечной, «и о всех и за вся».
За богослужением митрополит Иларион прочитал вслух молитву анафоры, чтобы все присутствующие в храме слышали ее текст, который раскрывает главное содержание Литургии как воспоминания о Тайной вечере, а в более широком смысле — как воспоминания о заботе Бога о мире и человеке, начиная с сотворения мира вплоть до второго пришествия Христа.
По запричастном стихе проповедь произнес и.о. проректора ОЦАД иеромонах Павел (Черкасов). Он, в частности, рассказал о значении молитвы «Отче наш» на Литургии, о том, как происходит причащение священнослужителей в алтаре и причащение мирян в храме.
После отпуста Литургии владыка Иларион обратился к верующим с заключительным словом, призывая не забывать о том, что происходит на Божественной литургии.
«Сам Христос предстает перед нами и не просто преподает нам Свое Тело, а входит внутрь нас. И теперь Он живет в нас, и хочет продолжать жить в нас. Его Тело стало частью нашего тела, а Его Кровь теперь течет в наших жилах», — сказал архипастырь.
«Есть такое выражение «Литургия после Литургии», — продолжил митрополит Иларион. — Божественная литургия в храме закончилась, но та литургия, которая является нашим общим делом за порогом храма, будет для нас продолжаться. И очень важно, чтобы мы помнили об этом опыте, который мы приобретаем здесь, чтобы делиться этим опытом с людьми, которые находятся за порогом храма».
Владыка подчеркнул, что также очень важно понимать богословский смысл Божественной литургии, а для этого необходимо очень хорошо знать ее текст, включая те молитвы, которые священник произносит в алтаре.
«У современного человека по большей части совершенно утрачен вкус к богословию, — с сожалением констатировал архипастырь. — <…> Привить себе вкус к богословию — задача не из легких. Однако без этого очень трудно «войти во вкус» Литургии, оценить подлинное богатство ее содержания. Если мы не будем знать церковные догматы, не будем знать, как они складывались, какие споры велись с еретиками вокруг этих догматов, то в полной мере мы не сможем понять богословское содержание Божественной литургии».
Митрополит Иларион пожелал каждому из присутствующих в храме найти свой путь к богословским и мистическим глубинам Литургии. «Чтобы каждый из вас открывал для себя вновь и вновь глубины этой Божественной службы и чтобы в то же время мы все помнили, что мы не индивидуумы, а члены единой общины, совершающей единое общее дело перед лицом единого Бога», — резюмировал владыка, призывая на верующих Божие благословение.
Служба коммуникации ОВЦС/Патриархия.ru