8 апреля 2019 года в доме культуры «Вперед» г. Долгопрудного Московской области состоялась традиционная встреча Патриаршего наместника Московской епархии митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия и руководства Министерства образования Московской области с классными руководителями общеобразовательных учреждений Подмосковья, посвященная теме «Молодежь: свобода и ответственность».
В мероприятии приняли участие митрополит Ювеналий, заместитель министра образования Московской области Е.А. Михайлова, депутат Государственной Думы ФС РФ Л.Н. Антонова, руководитель администрации городского округа Долгопрудный А.Д. Кочетинина, председатель епархиального отдела религиозного образования и катехизации епископ Зарайский Константин, благочинный церквей Долгопрудненского округа протоиерей Андрей Хмызов, доктор педагогических наук, директор духовно-просветительского культурного центра им. просветителей славянских Кирилла и Мефодия МГОУ Л.Л. Шевченко, руководители органов управления образованием, классные руководители общеобразовательных учреждений.
Торжественное собрание открылось выступлением учащихся детской школы театральных искусств «Семь Я».
С приветственным словом к собравшимся обратилась руководитель администрации городского округа Долгопрудный А.Д. Кочетинина.
Затем с докладом выступил митрополит Ювеналий:
«Уважаемые Елена Александровна, Лидия Николаевна и Александра Дмитриевна! Ваше Преосвященство! Дорогие участники заседания!
Хочу сказать вам, что очень ценю сложившуюся у нас традицию встречаться с классными руководителями. Это дает возможность обсудить актуальные проблемы воспитательного процесса в контексте тех изменений, которые нам предлагает жизнь и выработать некоторые общие подходы к разрешению современных педагогических задач.
По этой причине я всегда тщательно готовлю свои выступления. Сегодня я несколько колебался относительно целесообразности произнесения заранее написанной речи. Однако так совпало, что по дороге сюда среди новостей я услышал сообщение о том, что в одном поселении два школьника восьми и девяти лет варварски перевернули надгробия на местном кладбище. И тогда я утвердился в правильности решения познакомить вас с моими размышлениями.
Нельзя не признать, что в наши дни общество существует в условиях мировоззренческого хаоса и когнитивного диссонанса. Прежде всего это касается отношения к человеческой жизни. По видимости, никто не отвергает ее абсолютной ценности, и в то же время беспрерывный поток сообщений о катастрофах, террористических актах, военных действиях превращает трагедию в проходную картинку новостного ряда, не вызывающую у многих вообще никакого сопереживания. Жестокость становится фактором обыденности, проникая из взрослой среды в детскую и принимая подчас в буквальном смысле слова адский облик. Думаю, факты всем известны.
Встает закономерный вопрос, кто отвечает за то, что ребенок становится зверем? Ответственность, безусловно делят семья и школа. Причем значение школы сегодня беспрецедентно возрастает потому, что ей приходится работать с подростками, чьи родители сформировались как личности в период идеологического и нравственного вакуума 1990-х годов и нередко не в состоянии дать своим детям адекватное воспитание. Это, прежде всего, выражается в том, что на первое место в устремлениях подрастающего поколения выходит стремление к достижению богатства и успеха любой ценой.
Примитивизация задач бытия, равнодушие к внутренней жизни и духовному подвигу, девальвация высоких нравственных идеалов — коренятся в безбожии, чреватом ужасающими последствиями. Невольно вспоминаются слова одного из героев Достоевского: "Уничтожьте в человечестве веру в свое бессмертие, в нем тотчас же иссякнет не только любовь, но и всякая живая сила, чтобы продолжать мировую жизнь. Мало того: тогда… все будет позволено…"
Все шире распространяется приверженность мировоззрению эгоистическому, безнравственному и примитивно потребительскому. Этому в огромной степени способствует и массовая культура вкупе с коммерческой пропагандой. Выражением этого может служить развращающий лозунг рекламы, который мне как-то довелось увидеть на дороге: "Роскошь как образ жизни". Все это до боли знакомо. Вспомните евангельскую притчу про безумного богача, который накануне своей безвременной кончины радовался накопленным сокровищам (см. Лк. 12:16-21)!
Разве с таким убеждением можно создать крепкую семью и достойно вырастить детей, жертвенно трудиться на благо общества и самоотверженно служить своему Отечеству? Ответ отрицательный.
Действительность печалит и вызывает тревогу. Мы с глубоким прискорбием наблюдаем разрушение патриотических убеждений, находящее свое частное проявление в деградации и русского языка. Одновременно идеалы чистоты и добрачного целомудрия подвергаются осмеянию, а разврат выставляется напоказ как проявление свободы личности.
К величайшему сожалению, такое технологическое достижение как социальные сети в интернете в огромной своей части служат не просвещению и передаче ценной информации, а удовлетворению тщеславно-нарциссических устремлений. Многие молодые люди доходят до того, что горделиво оповещают мир о совершенных ими преступлениях, в том числе убийствах. Молчит совесть, нет больше стыда. Как будто сказанным сегодня звучит обличение святого апостола Павла: "Отрезвитесь, как должно, и не грешите; ибо, к стыду вашему скажу, некоторые из вас не знают Бога" (1 Кор. 15:34).
Совершенно очевидно, что сегодня классный руководитель призван в буквальном смысле слова сражаться за души детей. Это высокая ответственность, которая предполагает огромные усилия, направленные на завоевание доверия школьников, внимательное отношение к их интересам, длительное совместное времяпрепровождение, позволяющее обсуждать и анализировать сложные вопросы бытия ради опровержения зла и утверждения добра. На что опереться воспитателю? На опыт русской святости, в том числе новомучеников и исповедников Церкви Русской ХХ столетия, на подвиги героев-защитников Родины всех веков, на возвышенные примеры классической отечественной литературы. Но ценнее всего, скажу, как архипастырь, — спасительное евангельское учение Господа нашего Иисуса Христа. Оно всегда современно, в нем истина и правда, которая будет сиять вовеки. Не пренебрегайте этим источником мудрости, которую Сам Спаситель назвал водою, текущей в жизнь вечную (см. Ин.: 4:14).
Не будет преувеличением сказать, что миссия педагога в этом сродни призванию священника. Учитель, конечно, не священнодействует, но он призван оберегать душу ребенка от зла и лжи, а также убеждать во всепобеждающей силе любви, воспитывать уважительное отношение к ближнему.
Духовенство Московской епархии всегда готово прийти вам на помощь. Это возможно, как в рамках преподавания духовно-нравственных дисциплин — "Основ православной культуры" и "Духовного краеведения Подмосковья", так и посредством неформального взаимодействия — проведения бесед и консультаций. Вы всегда получите поддержку и доброжелательный совет наших священнослужителей.
В заключение хочу выразить свою благодарность Министерству образования Московской области за продолжающееся доброжелательное сотрудничество с Московской епархией. Надеюсь, что наши совместные труды на благо подрастающего поколения принесут добрые плоды.
Со словом к участникам мероприятия обратилась Л.Н. Антонова.
Владыка митрополит вручил благодарственные и благословенные грамоты учителю английского языка средней школы № 3 имени Героя Советского Союза Н.Ф. Гастелло города Долгопрудного Н.С. Корольчук, учителю начальных классов средней школы № 16 Сергиево-Посадского района Т.И. Даниловой, учителю английского языка гимназии «Дмитров» О.С. Лебедевой, учителю начальных классов средней школы № 16 г.о. Серпухов Л.С. Михалиной, учителю начальных классов средней общеобразовательной школы № 3 города Чехова Е.Н. Кочкуровой. Л.Н. Антонова наградила четырех педагогов благодарственными письмами Государственной Думы. Шесть педагогов были удостоены благодарности Министерства образования Московской области.
Заместитель министра образования Московской области Е.А. Михайлова выступила с докладом на тему «Роль деятельности классных руководителей в духовно-нравственном воспитании молодежи. Проблемы и перспективы».
Затем перед участниками собрания выступили с докладами: ответственный секретарь Координационного совета Национальной родительской ассоциации, член коллегии Министерства просвещения Российской Федерации А.В. Гусев («Взаимодействие родителей и классного руководителя в формировании личности ребенка в условиях динамично меняющейся реальности»); учитель истории и обществознания, классный руководитель 6 класса православной классической гимназии «София» Клинского района Г.А. Завалка («Роль классного наставника в реализации общешкольной программы духовного и нравственного воспитания»); учитель русского языка и литературы Котельниковской средней общеобразовательной школы № 3 Е.Н. Спирина («Добро объединяет всех»: духовно-нравственное воспитание на основе традиций православной культуры в поликультурной среде школ города Котельники); заместитель директора по воспитательной работе, классный руководитель 8 класса Православной школы «Образ» поселка Малаховка Люберецкого района М.Е. Крекова («Сотрудничество и сотворчество классного наставника с классом как основа эффективности воспитательного процесса»); начальник управления образования администрации городского округа Долгопрудного И.В. Добрук («Работа с молодежью. Общее дело»); руководитель Московского областного регионального отделения Всероссийской общественной организации «Молодая гвардия Единой России» А.Р. Толмачев.
Собрание завершил митрополит Ювеналий: «Хочу сказать, что я влюблен в эту аудиторию, потому что выслушать несколько докладов в течение долгого времени — это испытание, и вы его выдержали. Я сегодня многое узнал для себя, увидел, какую огромную работу вы совершаете. Мне даже неудобно, что я говорил сегодня о каких-то негативных явлениях, но, к сожалению, они есть, и нужно бороться за то, чтобы они исчезли. Я счастлив, что рядом с вами иногда появляются священнослужители, и не могу не сказать о том, что это стало возможным во многом благодаря Лидии Николаевне Антоновой. Давайте ее поприветствуем. Какое мужество ей требовалось много лет назад, чтобы подписать соглашение с представителями Церкви! А сейчас мы — как одна семья. Слушая выступления педагогов, я думал: "Это и есть настоящая пастырская работа". Если бы не было ваших трудов, негатива среди молодежи было бы намного больше. А сегодня мы в Московской области показываем пример другим регионам, как вместе духовенству и педагогам воспитывать подрастающее поколение. Обещаю вам, что буду молиться за вас, особенно в эти дни Великого поста, и надеюсь, что мы вместе будем радоваться и торжествовать в дни Святой Пасхи».
Московская областная епархия/Патриархия.ru