Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Патриархия

Для человека важно молиться на родном языке. Православная вера на Норвежской земле

Для человека важно молиться на родном языке. Православная вера на Норвежской земле
Версия для печати
19 марта 2019 г. 13:55

Каковы особенности служения в Норвегии, где совершаются службы при дефиците православных храмов, какое место в жизни прихожан-норвежцев занимает православная вера, настоятель прихода преподобной княгини Анны Новгородской священник в Тронхейме Александр Волохань рассказал «Журналу Московской Патриархии». Статья опубликована в № 3, 2019 (pdf-версия).

На самолете и велосипеде

— Ваше Преподобие, вы живете в Норвегии уже больше 17 лет. Какова специфика служения в этой стране?

— Северная Европа по общепринятым критериям — это дальнее зарубежье. И отрадно, что Скандинавия пока еще остается составной частью христианского мира, правда, большинство здесь исповедует лютеранство (протестантство). А специфика в том, что ты в известном смысле служишь во «стране далече», где православное присутствие в новейшей истории находится в начальной стадии своего бытия, даже с учетом совершенного нашими предшественниками в ХХ веке. Предстоит еще немало сделать для устроения полноценной церковной жизни, в том числе, в плане миссии. И не только среди местного населения, но и среди соотечественников, многие из которых редко приходят на богослужения, а то и вовсе не интересуются вопросами веры. Правда есть и другие примеры, когда люди, напротив, именно на чужбине открывают для себя Православие.

Другая особенность в том, что на повестке дня стоит задача строительства новых православных храмов в городах массового присутствия наших верующих (Осло, Тронхейм и др.). Сложилась такая практика, что общинам почти везде приходится снимать в аренду богослужебные помещения (чаще всего — лютеранские или католические храмы, иногда оплачивая аренду (как в Осло), иногда нет, как до сих пор было в Тронхейме). Это не совсем удобно, так как наш случай предполагает регулярные и детальные согласования с собственниками храма, которые при этом могут даже устанавливать ограничения на частоту использования храма Бакке. Потому в Тронхейме, где я живу вместе с семьей, наша община арендует для богослужений не только основной 300-летний храм — Бакке кирке в центре города (в буквальном переводе «храм на горе»), но и другие часовни и храмы: храм на городском кладбище Ставне, часовня в городской крепости Кристианстен фестнинг, историческая часовня средневекового архиепископского дворца и др.

Сегодня в Норвегии в собственности Русской Православной Церкви только три храма. Это — храм святого Олафа в Стиклестаде (в 100 км на север от Тронхейма), другой находится в Киркенесе (домовый храм в честь преподобного Трифона Печенгского в купленном частном доме), и в Бергене (Богоявленский храм — бывший протестантский молельный дом, купленный приходом в кредит). Олафский храм построен нами на историческом месте: здесь святой Олаф, король Норвежский, погиб в бою в 1030 году. Храм освящен архиепископом Егорьевским Марком (ныне митрополитом Рязанским и Михайловским) в октябре 2014 года в день тысячелетия крещения святого короля Олафа.

Причем участок для строительства местные власти предоставили нам на правах безвозмездной аренды на 100 лет. В этом храме, при большом стечении верующих, в том числе из отдаленных мест, и паломников из-за рубежа, как правило, в последнее воскресенье каждого месяца или в великие праздники я совершаю регулярные богослужения.

— Сколько общин находится под вашим окормлением и где, каковы их численность, везде ли есть церковный хор?

— Когда я только приехал в Норвегию, в 2007 году, мое служение предполагало духовное окормление общин в двух самых крупных городах Центральной и Северной Норвегии — Тронхейме и Тромсе, разделенных расстоянием в тысячу километров. Но постепенно число общин выросло до десяти. Часть находится в небольших городах, лежащих между Тронхеймом и Тромсе (Нарвик, Суртланд, Му-и-Рана и др.), а также расположенных в стороне — в г. Алте (на севере) и в г. Олесунде (на границе с Западной Норвегией). Таким образом, не реже двух раз в месяц, то есть каждую вторую неделю, я служу, помимо Тронхейма, в другом городе, как правило, по субботам. И в силу отдаленности мест служения друг от друга, почти две недели нахожусь в пути, захватывая иногда 2-3 города, и пользуясь всеми видами транспорта: самолетами, вертолетами, кораблями и так далее вплоть до велосипеда.

Но если говорить о численности общин, самая большая в Осло, около 4 тысяч человек. Далее следует наш приход в Тронхейме (более тысячи), затем — приходы в Бергене и Ставангере, а также в Киркенесе. Конкретное же число приходящих в храм может заметно меняться. Скажем, у нас в Тронхейме на Литургию в разные дни может прийти от 20 до 70 человек. Но если служба приходится на великие праздники, то число может вырасти в несколько раз. К счастью, церковный хор есть во многих наших приходах. В случае прихода в Тронхейме многие годы здесь существует церковный хор, возглавляемый моей супругой матушкой Ольгой, есть хор и в нашей общине в г. Тромсе. Но если хора нет, как, например, в небольших общинах в отдаленных городах, то в богослужебную поездку со мной отправляется либо матушка, либо кто-то другой из числа певчих. Или я пою сам все песнопения литургии, как, скажем, в Нарвике и Алте.

Иконостас из Бакке Кирхе

— Насколько активна у вас внебогослужебная приходская жизнь?

— В нашей приходской практике после службы почти всегда прихожане остаются на общее чаепитие, чтобы пообщаться друг с другом и со священником. Если происходят какие-то важные общественные или церковные события, я стараюсь рассказать о них на трапезе и ответить на все вопросы. Обсуждаем некоторые проекты, например, строительство нового храма или его аренды и благоустройства. Так в храме Бакке Кирке, о котором я уже упоминал, хранится многоярусный сборно-разборный иконостас, сделанный усилиями прихожан, который мы собираем и разбираем на каждом богослужении. А идея возникла на этих самых чаепитиях. Если это весна, то обсуждаем вопрос посещения и благоукрашения братских могил советских военнопленных, захороненных на кладбищах в Тронхейме, на острове Тьетта и в др. местах. Планируем общеприходские паломнические поездки, содержание культурной программы на значимые приходские праздники. (Подробнее см. ortodoksnorge.no).

Правда, на эти чаепития собираются в основном молодежь и люди среднего возраста. Между тем, именно на них люди становятся ближе друг другу, меньше отчуждения, больше взаимопонимания и готовности взаимопомощи. Порою просто обсуждаем житейские трудности кого-то из прихожан и ищем варианты их решения. Например, помощь с переездом или с детьми, посещение в больнице, совместный ремонт и т.д. Был случай, когда у одной нашей прихожанки тяжело заболел муж (к слову, он протестант, но симпатизирует православию), и эта семья едва не потеряла из-за долгов свой дом, купленный в кредит. Узнав об этом, наши прихожане собрали деньги и оплатили этот долг.

Во Христе нет ни эллина, ни иудея

— Кто ваши прихожане, в основном, русскоязычные?

— В большинстве — это наши соотечественники: русские, украинцы, белорусы, а также литовцы, латыши, поляки. Конечно, являясь единственным православным священником в городе и регионе, я часто встречаю на наших богослужениях сербов и болгар, румын и греков, что очень отрадно.

При таком положении вещей как-то по-настоящему и глубоко приходишь к пониманию, что «во Христе нет ни эллина, ни иудея» (Кол. 3:11), люди-единоверцы неподдельно становятся тебе братьями и сестрами во Христе. И этот опыт бесценен, более того, он же — норма нашего церковного бытия. Потому в богослужении мы нередко используем сразу несколько языков: к основному церковнославянскому добавляем норвежский и английский, греческий и румынский, а иногда и другие языки. И в этом еще одна специфика служения в Норвегии.

К слову, в Тронхейм периодически приезжают сербские и румынские священники, мы вместе служим Литургию, и на эти службы также массово приходят наши православные братья. И точно так же в таких случаях молитвы звучат на нескольких языках. Мы стараемся приглашать друг друга на особые события приходской жизни, как правило, престольный праздник или освящение храма. Я нередко приглашаю священников из других православных приходов как в Норвегии, так и всей Скандинавии для служения Литургии в Стиклестаде в день памяти святого Олафа Норвежского или в Тронхейме в день памяти святой княгини Анны Новгородской, тогда у нас в приходе неизменная радость соборного служения. Отрадно регулярное посещение нашего прихода и архимандритом Климентом из Осло.

В свою очередь, нас также приглашают для соборного служения в их приходах. Так, в 2017 году сербский приход святого великомученика Димитрия Солунского в г. Кристиансанде, что на юге Норвегии, пригласил меня для участия в Литургии и освящении новопостроенного деревянного храма, которое совершал сербский владыка Досифей, епископ Британско-Скандинавский. Причем, помимо радости от совместной с единоверными братьями молитвы, этот приезд оказался полезным еще и потому, что позволил в ходе общения ознакомиться с их опытом, связанным с храмостроительством в Норвегии. Кроме этого, меня неоднократно приглашали в румынский приход святого Халварда, Никольский приход и Благовещенский греческий приход в Осло.

— Насколько глубока, по вашему мнению, вера у прихожан? Может быть, большинство приходит сюда за моральной поддержкой, а духовные вопросы вторичны?

— Все же нет. Большинство — это люди, ищущие в Церкви именно единства жизни с Богом и своими единоверцами. Хотя есть и те, кто первое время жизни за границей нуждается в некоей опоре. Поэтому приход для них выступает именно фактором поддержки, которая впоследствии становится необязательной, и они нередко забывают про храм. Есть и категория людей, которые еще не определились в отношении ценностных приоритетов, а потому периодически оказываются то на периферии церковного бытия, то вновь возвращаются на орбиту высших — духовных — смыслов, когда их опять и с радостью видишь храме.

— Кто ваши прихожане и где они работают?

— Большинство из них — соотечественники, эмигрировавшие в Норвегию в последние лет 20-25 с Северо-Запада России. Судя по их откликам, многие уехали в поисках средств к существованию или просто лучшей жизни. Немало среди них женщин, создавших семью с норвежцами. Наши эмигранты трудятся в нефтяной промышленности, в том числе и на платформах, кто-то на рыболовецких траулерах или «рыбных фермах». Кто-то занят в медицинском секторе, работая медсестрами или даже врачами, как, например, некоторые прихожане из Архангельска, живущие сейчас в северном Тромсе. Другие заняты в научной сфере, в образовании, в сфере услуг. Спектр весьма широкий.

— Какое место в жизни коренных норвежцев занимает православная вера?

— К сожалению, надо признать, что ситуация в современной Северной Европе такова, что в этих странах наблюдается заметное охлаждение к религиозному измерению в жизни человека и общества. Несмотря на это, в наших приходах есть и норвежцы, мужчины, и женщины, что особенно отрадно, хотя их мало, в пределах сотни на всю страну. Нередко такие люди приходят к вере в силу того, что их супруг или супруга — православные, когда и крещение своих детей или посещение ими православных стран, России или Греции, приводит их к выбору православной веры. Некоторые стали православными из-за специфики учебы или работы, связанной с изучением или даже преподаванием русского языка, а также интересом к иконописи или церковным песнопениям — сначала просто из любознательности, а потом и приняв веру всем сердцем.

Есть и те, кто приходит к Православию, глубоко размышляя над вопросом о смысле жизни и пребывая в поисках высшей Истины, читая богословскую литературу. Для кого-то из них вера становится центром всей системы жизненных координат, они регулярно участвуют в богослужениях, совершают паломничество в монастыри, как наш новый прихожанин Кристиан Халвард Нильсен, и такой поворот сильно впечатляет. Кто-то даже становится православным священнослужителем, как, например, старейший православный священник-норвежец архимандрит Йоханнес Йохансон в Осло и его иеродиакон Серафим (оба относятся к духовенству Сербской Православной Церкви).

Однако, исходя из опыта моего общения с православными норвежцами, можно сказать, что положение дел тут неоднозначное. Часто новообращенным сложно преодолеть прежние протестантские установки или даже элементы либерализма, и тем более воспринять образ мысли, строй молитвы, стиль жизни. Независимо от того — идет ли речь о ношении юбки и платка при посещении храма (для женщин) или же — для всех — о понимании высшего авторитета Бога, Священного Писания, Церкви.

И сердце наполняется радостью, когда видишь, как один из числа норвежцев старательно поет в хоре на церковнославянском, даже не зная самого языка, а другой находит время, чтобы всеми силами и душой потрудиться для прихода. Так, раб Божий Ксенофонт (Kjell Moen) в 2013-2014 гг. активно участвовал в строительстве нашего храмика в Стиклестаде, в чем ему помогал и его отец. А теперь на своей лесопилке они готовы изготовить стройматериалы для постройки храма в Тронхейме, если бы местные власти предоставили нам земельный участок в городе. Надеемся, что число приходящих к Православию норвежцев будет со временем только возрастать, в том числе благодаря беседам о вере, которые мы периодически проводим на приходе на норвежском языке с новообращенными норвежцами или теми из них, кто только начинает интересоваться Православием, в том числе для школьников и студентов.

К слову, на самых крупных приходах — в Тронхейме и в Осло — есть воскресная школа для детей и для взрослых. В частности, на занятиях со взрослыми, обычно по средам, после вечернего молебна нами рассматриваются актуальные темы богословия, церковной истории и современности, смотрим православные программы или фильмы, обсуждаем их. В рамках катехизации мы приглашаем к нам священников и гостей из России или других приходов в Скандинавии, чтобы они поделились своими знаниями в вопросах веры и опытом церковной жизни. Наш приход в последние годы посещали профессор Велико-Новгородского университета имени святого князя Ярослава Мудрого Александр Моторин, протоиереи Артемий Владимиров и Алексей Уминский.

— Действительно ли в смешанных семьях в Норвегии есть проблема, в какой вере крестить детей?

— Такая проблема возникает так или иначе. Хотя по факту крещение детей из смешанных семей у нас совершается часто. Правда, трудно судить об этом вопросе во всей полноте, поскольку многие родители крестят своих детей, уезжая в отпуск в Россию. Но мне известно также много случаев, когда в смешанных семьях детей крестят в лютеранстве. Тут причиной часто является элемент конформизма со стороны православного родителя, маловерие или даже неверие. Некоторым же решение дилеммы о крещении в лютеранстве упрощает знание того обстоятельства, что нами признается лютеранское крещение, когда мы принимаем таковых через Таинство Миропомазания. То есть возникает как бы побочный эффект такой информированности.

— Насколько Православие близко новому поколение, которое родилось у наших соотечественников в Норвегии?

— Здесь очень многое зависит от того, рождаются ли дети в верующих семьях. Если нет, то многие соотечественники, проживающие здесь на севере Европы, могут ограничиться лишь крещением своего ребенка, далее не утруждая себя принесением его в храм. Хотя некоторые могут приносить своих детей на Причастие, сами же не причащаются. Новому поколению наших эмигрантов, как и молодому поколению вообще, сложнее возрасти и устоять в вере, если их основное окружение индифферентно к вере.

— Есть в Норвегии секты? Как к ним относится правительство и обычные люди?

— В Норвегии представлена широкая палитра религиозных организаций, начиная от государственной Евангелическо-лютеранской церкви Норвегии и Римо-Католической церкви, приходов Православных Поместных Церквей, различных национальных общин мусульман и кончая всевозможными сектами. Современное законодательство в этом вопросе характеризуется толерантностью, государство не вмешивается во внутренние дела религиозных групп, кроме вопросов их регистрации и финансовой отчетности. К сожалению, обычным людям в Норвегии, по моим впечатлениям, безразлично существование сект, так как в умах прочно главенствуют мировоззренческие принципы индивидуализма и релятивизма, когда в центре — идея о субъективности представлений, о свободном личном выборе предпочтительных жизненных ценностей. Однако в стране немало людей обеспокоены утратой традиционной христианской идентичности.

— Существует ли православная служба на норвежском языке?

— Уже не одно десятилетие существуют норвежские переводы основных богослужебных текстов, которые осуществлялись в столичных православных приходах в Осло. Есть переводы жития преподобных Сергия Радонежского, Серафима Саровского, Трифона Печенгского.

Число православных норвежцев и просто интересующихся истинной верой растет. Для человека важно молиться на родном языке. Имеются и переводы некоторых акафистов, часть их сделана в Ирининском приходе Ставангера. Во всех случаях, насколько мне известно, переводы выполнялись этническими норвежцами.

Чужая душа — потемки

— Что вас удивляет в норвежцах? Чем для вас привлекательна эта страна?

— Когда 17 лет назад я приехал в эту для меня прежде малоизвестную — и то лишь по школьным урокам географии и выпускам новостей — холодную северную страну, то был согрет тем, как много тут оказалось родного: березы и ели, ромашки и одуванчики, сороки и воробьи. Восхищает любовь норвежцев к спорту, особенно — лыжам и конькам. Это характерно для всех поколений. Массово распространены прогулки и походы в лес и горы.

С самого начала Норвегия, помимо своей масштабной и уникальной природы, поразила меня миролюбивым отношением к иностранцам. Их искренняя доброжелательность во многом облегчила мою интеграцию в общество. С детского сада и школы воспитывается доброе и заботливое отношение к слабым и людям с физическими недостатками. Здесь в обществе индивидуалистов как-то парадоксально ценится общность в жизни людей, хотя в межличностных отношениях все же больше дистанция и формализованность, когда редкость — простосердечная откровенность и внутренний мир нараспашку, так что быстро убеждаешься, что «чужая душа — потемки».

Это законопослушный народ. Импонирует способность норвежцев выслушивать иное мнение и уважать его, что упрощает попытку рассказать о Православии. В этом же ряду принято держать свое слово, исполнять обещанное. Политика государства, направленная на бережное отношение к окружающей среде, это и внутреннее убеждение, и повседневная норма жизни большинства жителей страны.

Но есть и своя, на мой взгляд, «ложка дегтя». Например, чрезмерна тенденция распланировать все в своей жизни. Удивляет отсутствие целостности, глубины и широты знаний людей по базовым вопросам. Прискорбно, когда безграничная терпимость к чужим взглядам имеет явный побочный эффект в плане утраты критерия истины, когда перевес отдается субъективному фактору, непреображенной самости человека. Печально, что вместо поиска Царства Небесного доминантой в жизни многих все больше становится земное благополучие.

Но надежду в отношении норвежцев, как и остальных скандинавов, дает флаг Норвегии, (кстати, в тех же цветах, что и флаг России), зримо несущий на себе тот знак, который узрел равноапостольный Константин Великий в канун поворотной битвы — «сим победиши», который воздевает в своей руке и «вечный король Норвегии», креститель своего народа Олаф Харальдсон перед своей последней битвой на Стиклестадском поле — знак Креста.

Беседовал Алексей Реутский

«Церковный вестник»/Патриархия.ru

Материалы по теме

Митрополит Курский Герман: В основе пастырского служения — благоговейное предстояние пред Богом [Интервью]

Русский антиминс: рукописный и печатный [Статья]

Пятьсот лет в центре истории страны и Церкви [Статья]

Архиепископ Корейский Феофан. Российская духовная миссия в Корее: прошлое, настоящее, будущее [Статья]

Настоятель Подворья Русской Церкви в Софии принял участие в богослужении в день тезоименитства Патриарха Болгарского Даниила

В Южной Корее образован новый приход Русской Православной Церкви

Состоялась встреча Патриаршего экзарха Юго-Восточной Азии с председателем Национальной Ассамблеи Лаоса

Три архипастыря возглавили престольный праздник Александро-Невского храма в Буэнос-Айресе

В Новосибирской духовной семинарии прошла презентация книг о святителе Макарии, митрополите Московском и Алтайском

Врио председателя Синодального миссионерского отдела провел совещание с руководителями миссионерских отделов епархий Сибирского федерального округа

В Подольской епархии прошла епархиальная миссионерская конференция «Проблема неоязычества в спортивном сообществе»

Председатель ОВЦС возглавил работу круглого стола, посвященного соработничеству Русской Православной Церкви и соотечественников, проживающих в странах Азии и Австралии