19 февраля 2019 года в рамках работы направления «Традиции православного храмостроительства» XXVII Международных Рождественских образовательных чтений в зале Ученого совета Московского архитектурного института (МАРХИ) состоялась молодежная межвузовская конференция «Архитектура и живопись храма».
В конференции приняли участие студенты МАРХИ, Московской государственной художественно-промышленной академии имени С.Г. Строганова, Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, Государственного университета землеустройства и филиала Воронежского государственного технического университета в городе Борисоглебске.
Сопредседателями форума выступили глава Финансово-хозяйственного управления Московского Патриархата, председатель правления Фонда поддержки строительства храмов города Москвы митрополит Рязанский и Михайловский Марк и ректор МАРХИ, академик Российской академии художеств и Российской академии архитектуры (РАХ) и строительных наук (РААСН), доктор искусствоведения Д.О. Швидковский.
Архитектор Финансово-хозяйственного управления, руководитель Рабочей группы по храмоздательству Экспертного совета по церковному искусству, архитектуре и реставрации протоиерей Андрей Юревич по традиции был приглашен в качестве организатора и участника встречи, а также помощника сопредседателей. Ведущей заседания стала кандидат искусствоведения В.И. Ивановская.
Открыл конференцию ректор МАРХИ Д.О. Швидковский.
Затем к собравшимся обратился митрополит Рязанский и Михайловский Марк:
«Уважаемый Дмитрий Олегович! Дорогие братья и сестры!
Для меня большая радость и честь присутствовать здесь, на этом собрании, которое является продолжением масштабного форума Рождественских чтений.
Архитектура храма — особая тема, которая тесно связана с русской историей и культурой. А Московский архитектурный институт представляется нам светилом отечественной культуры.
Само слово культура происходит от слова культ. И если мы обратимся к истории, начиная с глубокой древности, то увидим, что культура народов мира тесно связана с их религиозной жизнью. Достаточно посмотреть на древние храмы любых вероисповеданий: на великолепные языческие храмы Греции и Рима, на храмы ацтеков или майя, на храмы древней Индии или египетские пирамиды, чтобы увидеть, что во всех этих сооружениях заложена идея красоты, идея гармонии. Что все эти храмы являются нераздельной и, как правило, определяющей составляющей культуры народа, объединяя в себе самые разные направления искусства.
Конечно, нашему сознанию, пожалуй, ближе храмы христианской культуры: храмы Италии, Германии, Испании. Конечно, Руси и России. Многие из этих памятников храмовой архитектуры являются воплощением великого гения людей, которые были вдохновлены идеями гармонии, идеями Божественной красоты, идеями христианского вероучения. И в наши дни мы любуемся, мы восхищаемся, мы изучаем произведения знаменитых архитекторов, стараемся сохранить это достояние.
Кстати, сегодня я с интересом ознакомился с работами выпускников МАРХИ, которые создали проект воссоздания утраченного ансамбля монастырей Московского Кремля: Чудова и Вознесенского монастырей. Это большой труд. В него вложено много сил, много таланта, много любви к нашей истории, культуре, к нашим традициям.
Но как же живет христианская культура в XXI веке? И какой путь предстоит пройти людям, которые занимаются изучением христианской культуры в области архитектуры?
Если брать современную Европу, то этот интерес носит по большей части археологический характер. Архитекторы-храмостроители в Европе — малочисленная группа профессионалов.
Практики немного. Новые храмы практически не строятся. Да и участь исторических христианских храмов во многих странах, к сожалению, незавидная. Я вспоминаю, как несколько лет назад в прессе прозвучала информация о том, что за последнее время в Германии было выставлено на продажу более 800 христианских храмов!
Если у верующих людей возникает необходимость в месте для молитвы, то в европейских странах общине, скорее, предложат купить здание храма, чем строить новый. Так, я помню, в Бремене для православного прихода мы не возводили новое строение, а выкупили здание храма протестантской общины.
Так же и в Цюрихе. Помню, община хотела построить там православный храм. Сделали проект, принесли в мэрию. А в мэрии говорят: "Знаете, это храм не может быть построен". "Почему?" "Потому что он не соответствует нашей культурной традиции…" В итоге купили здание, где совершались богослужения протестантской общины, сделали небольшой куполок и стали в нем служить.
А когда мы изучали возможность строительства храма в Венеции и пришли с этим вопросом в мэрию, то там очень удивились — на протяжении последнего столетия никто не строил христианских храмов.
В Риме, на вилле Абамалек, я был вовлечен в проект по возведению православного храма. У нас был архитектурный проект, и его предстояло воплотить в жизнь.
Помню, посещали однажды город Торонто. Исторически Торонто воспринимался как "город церквей". Однако в наши дни участь многих храмов Торонто печальна. Так, если это не памятник архитектуры, то храм продается, к примеру, какой-то галерее, затем здание выкупает ресторатор, а затем его просто сносят, и на этом месте вырастает небоскреб.
В России, слава Богу, на наших глазах совершается духовный подъем. Сотни храмов возрождаются, восстанавливаются, реставрируются, обретают новую жизнь. Конечно, и у нас есть проблемы. Недавно мы провели анализ ситуации, и выяснилось, что более 1,5 тысяч храмов по всей стране остро нуждаются в ремонтных и реставрационных работах. Тем не менее, мы боремся за наше наследие и стремимся приумножить национальное достояние!
Мы с вами являемся свидетелями активного процесса храмостроительства! И в нашей столице, и в других городах России. Причем храмы строятся не по одному. А десятками! И мне радостно, что я являюсь практиком. Я сам участвую в созидании святынь.
Труд архитектора — это манна небесная! И я, как председатель Финансово-хозяйственного управления, стараюсь сделать все, чтобы в нашей Программе строительства православных храмов в Москве к нему относились с должным уважением. Чтобы архитекторов использовали не как простых проектировщиков, которым надо привязать готовый проект к местности, но воспринимали как творцов уникального облика православного храма XXI века, каковыми и призваны быть современные храмоздатели.
Промыслительно, что в МАРХИ была создана кафедра "Храмового зодчества".
Для нас, в Церкви, самое главное — потенциал людей! Мы видим востребованность храмов в России. И нам очень нужны специалисты! Нам нужны и историки, и практики. Нам нужны новые таланты! Чтобы продвигаться вперед. Чтобы создавать новые произведения искусства, новые шедевры, создавать прекрасные образцы храмового зодчества как синтеза архитектуры, живописи и других форм творческой мысли и деятельности человека.
Благодарю за внимание».
В рамках конференции выступили со следующими докладами:
- А.М. Капустин (научный руководитель — доктор искусствоведения, академик РАХ и РААСН Д.О. Швидковский (МАРХИ)) — «Церковная архитектура России начала XХ века»;
- А.А. Кириченко (научный руководитель — доктор архитектуры, академик РААСН Г.В. Есаулов (МАРХИ)) — «Особенности формирования архитектурного образа храма в России на рубеже XX-XXI веков»;
- Ф.А. Кошель (научный руководитель — профессор Е.В. Катышев (МАРХИ)) — «Архитектура трансцендентного. Образ православного храма будущего»;
- А.А. Сушков (научный руководитель — доктор архитектуры, академик РААСН Г.В. Есаулов (МАРХИ)) — «Образ православного храма в контексте европейской архитектуры»;
- Н.А. Инютина (научный руководитель — профессор Е.В. Катышев (МАРХИ)) — «Формирование современного образа православного храма на основе традиций православной архитектуры»;
- К.С. Гудков (научный руководитель — доктор архитектуры, академик РААСН Г.В. Есаулов (МАРХИ)) — «Переосмысление традиционной культовой деревянной архитектуры в современном контексте»;
- М.С. Ильяшева (научный руководитель — кандидат наук, профессор А.И. Макаров (МАРХИ)) — «Формирование современного образа православного храма в городской среде»;
- А.В. Дюрягина и М.А.Пичугина (научные руководители — кандидат наук, профессор А.И. Макаров, кандидат архитектуры, профессор С.В. Борисов (МАРХИ)) — «Современные храмовые комплексы как новые аттракторы в ткани города»;
- А.И. Макаров — «Развитие паломнических кластеров при монастырских комплексах Уральского региона»;
- Э.А. Акшов (научный руководитель — кандидат искусствоведения, доцент В.И. Ивановская) — «Особенности формирования образа православного храма (на примере храмов Башкирии)»;
- О.И. Гальцова — «Культовые сооружения в контексте формирования идентичности городской среды (на примере г. Борисоглебска)»;
- Р.П. Логовский (научный руководитель — доктор архитектуры, академик РААСН Г.В. Есаулов (МАРХИ)) — «Конструктивные особенности и их значение в храмоздательстве»;
- Н.А. Хобот (научный руководитель — кандидат архитектуры, профессор Ю.Г. Клименко (МАРХИ)) — «Применение стекла в проектировании современных зданий православных храмов»;
- Е.А. Трейбакс, Е.С. Стренова, А.Г. Сапронова (научный руководитель — доктор архитектуры, профессор С.В. Ильвицкая (ГУЗ)) — «Диалог о счастье и добродетелях: наследие для христианской архитектуры и живописи»;
- А.А. Калугина (художник-монументалист, МГХПА имени С.Г. Строганова) — «Мозаики и фрески во внешнем и внутреннем убранстве храма»;
- М.С. Лытов (доцент кафедры «Монументально-декоративная живопись», МГХПА имени С.Г. Строганова) — «Опыт работы живописца в храмовом пространстве».
Финансово-хозяйственное управление/Патриархия.ru