Интервью главы Представительства Украинской Православной Церкви при европейских международных организациях епископа Барышевского Виктора Информационно-просветительскому отделу УПЦ.
— Ваше Преосвященство! В последние дни из разных источников звучат мысли об опасности для приходов УПЦ, учитывая принятие Верховной Радой Украины законопроекта № 5309, которым предусмотрено изменение наименований религиозных организаций нашей Церкви. Что Вы можете сказать по этому поводу?
— Я хочу обратить внимание на то, что в действительности принятый законопроект № 5309 распространяется только на те религиозные организации, центр управления которых находится на территории государства, законом признанное таковым, которое осуществило военную агрессию против Украины и временно оккупировало территорию Украины. Но Украинская Православная Церковь подчинена центру управления, который расположен в городе Киев, поэтому этот закон не распространяется на наши организации.
— Да, но, возможно, Министерство культуры Украины и другие государственные органы сочтут иначе. Что в этом случае будет ожидать религиозные организации УПЦ?
— Мы понимаем, что в этот конкретный исторический период времени определенные политические силы, которые сейчас имеют власть в Украине, выбрали путь давления на нашу конфессию. Именно поэтому мы вынуждены отвечать на эти вызовы, опираясь в том числе и на силу закона и права, которые призваны защищать права людей от произвола властных органов. Если государственные служащие будут произвольно толковать этот закон и требовать менять названия общин Украинской Православной Церкви, то наши религиозные организации получат право оспаривать действия таких служащих или государственных органов в суде, а это означает, что в Украине будут продолжаться судебные процессы.
— Каковы перспективы таких споров, на Ваш взгляд?
— С точки зрения права, перспективы есть, ведь даже Главное научно-экспертное управление Верховной Рады Украины негативно охарактеризовало этот законопроект и рекомендовало его отклонить. Особенно хочу обратить внимание на то, что, как утверждает управление, указанный законопроект «выходит за пределы, установленные в соответствующих положениях ст. 35 Конституции и Закона Украины "О свободе совести и религиозных организациях", согласно которым осуществление права на свободу мировоззрения и вероисповедания может быть ограничено законом только в определенных случаях». Также достаточно красноречива цитата из абзаца 3 пункта II вывода этого же управления, где отмечается, что «учитывая вышеизложенное, есть основания считать, что положения законопроекта содержат признаки несоответствия Конституции Украины, которая исключает возможность установления особых требований относительно названия и содержания уставов (положений) религиозных организаций (объединений)». Таким образом, специалисты в области права, как в государственной, так и в негосударственной сфере, хорошо понимают, что закон об изменении наименования религиозных организаций является неудачным политическим шагом.
Также существуют и другие гарантии соблюдения прав и свобод верующих граждан. В частности, согласно статье 22 Конституции Украины, при принятии новых законов не допускается уменьшение объема существующих прав и свобод человека, то есть если верующие имели право исповедовать свои взгляды в составе религиозной общины, с определенным уникальным названием, то за ними такое же право сохранится и в дальнейшем, независимо от того, что предусмотрено новым законом, ведь Конституция Украины имеет наивысшую юридическую силу.
Кроме того, на стадии применения этого закона у государственных служащих могут возникнуть проблемы, ведь фактически они не имеют права запрещать религиозным организациям размещать любые названия на своих помещениях или в реквизитах.
— Каким образом принятый законопроект № 5309 будет оцениваться на международном уровне?
— К сожалению, принятием этого закона наши политики снова предоставили возможность обоснованно критиковать уровень правовой культуры в Украине. Европейские стандарты в различных сферах, в том числе относительно качества правовой системы по соблюдению прав человека, не позволяют государственной власти совершать шаги, которые делаются этим законом, что надолго станет «черным пятном» в истории украинского парламентаризма и будет звучать на международном уровне как пример необдуманного политического шага. Конечно, все эксперты и международные организации, которые уже получают текст этого закона, очевидно видят, что он нарушает права человека и имеет целью осуществлять незаконное давление на одну конфессию — Украинскую Православную Церковь.
Международное сообщество осознает ценность прав человека, а также необходимость соблюдения определенного устоявшегося правового порядка, а принятый законопроект № 5309 свидетельствует о явном пренебрежении европейскими правовыми ценностями со стороны украинских законодателей. В случае усиления давления на религиозные организации Украинской Православной Церкви количество жалоб, которые будут направляться в Совет по правам человека ООН, специальных докладчиков ООН, Европейского Суда по правам человека и в другие международные инстанции, будет увеличиваться, что не может не привести к соответствующей правовой реакции со стороны этих учреждений. Но для каждого государства важно не допускать такого состояния вещей, когда ее граждане начинают массово жаловаться на нарушение своих прав, поэтому мы все же не оставляем надежды на то, что спорные ситуации, если такие будут возникать, будут решаться положительно на уровне национальной судебной системы.
Официальный сайт УПЦ/Патриархия.ru