Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Патриархия

В Санкт-Петербургской духовной академии прошла II Научно-богословская конференция по церковному праву

В Санкт-Петербургской духовной академии прошла II Научно-богословская конференция по церковному праву
Версия для печати
19 декабря 2018 г. 13:39

17 декабря 2018 года в Книжной гостиной Санкт-Петербургской духовной академии прошла II Научно-богословская конференция по церковному праву «Каноническое правило (канон) Православной Церкви: правовой обычай, прецедент или правовой акт?». Конференция была организована при поддержке Научно-просветительского проекта «Византийский кабинет» и издательства Санкт-Петербургской духовной академии.

В конференции приняли участие проректор по научно-богословской работе СПбДА протоиерей Константин Костромин, проректор по научно-богословской работе Московской духовной академии протоиерей Александр Задорнов, и.о. главного редактора журнала «Христианское чтение» священник Игорь Иванов, преподаватель канонического права СПбДА протоиерей Алексий Балакай, профессор кафедры церковной истории СПбДА А.Ю. Митрофанов, доцент кафедры древних языков СПбДА С.Ю. Крицкая, доцент кафедры церковной истории СПбДА А.В. Березкин, заведующий кафедрой теории и истории права и государства юридического факультета НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге профессор Р.Ю. Почекаев, студенты и аспиранты СПбДА, гости Книжной гостиной, а также доктор исторических наук П.И. Гайденко (по электронной связи).

Форум открыл протоиерей Константин Костромин, отметивший в кратком вступительном слове, что проведение второй конференции по церковному праву говорит о формировании традиции. В этом году на повестку дня конференции вынесен непростой вопрос об источниках церковного права. Можно ли говорить, что церковное право изначально было прецедентным, либо оно представляло собой кодификацию сложившихся правовых обычаев Церкви? Если на сегодняшний день в светском праве вопросы, связанные с источниками права, достаточно хорошо разработаны, то в церковном праве ситуация иная.

Затем был зачитан доклад профессора А.А. Дорской «Классификации источников церковного права в трудах дореволюционных российских канонистов», в котором отмечается, что источники церковного права Российской империи делились на две большие группы: законы государства по делам различных Церквей и церковные каноны, возведенные в ранг позитивного права благодаря государственной санкции. Автор делает вывод, что определения церковного канона не существовало, поэтому под данным термином понимались и обычаи, и правовые акты, и судебные прецеденты.

Доклад на тему «К вопросу о проблемах толкования канонических правил Православной Церкви (на примере Ап. 55 и Ап. 6)» сделал протоиерей Алексий Балакай. В качестве примера для рассмотрения автором были взяты два Апостольских правила, одно из которых (Ап. 55) довольно широко применяется в современной практике, другое (Ап. 6) — напротив, практически не применяется. Докладчик делает вывод, что в науке церковного права на в настоящее время можно признать актуальным формирование современной традиции комплексного, системного толкования канонов.

С докладом «Религиозная проблематика XVI книги Codex Theodosianus: тематика, вопросы, решения. Заметки на полях» выступил священник Игорь Иванов. Докладчик отметил, что XVI книга отражает методы регуляции государственно-религиозных отношений в условиях выработки христианского законодательства как основного закона Римской империи конца IV — начала VI вв. по Р. Х.

Протоиерей Александр Задорнов сделал доклад на тему «Опыт кодификации церковного права в Русской Православной Церкви за последние 50 лет». Отец Александр отметил, что сложности с формированием кодекса нормативно-правовых актов связаны с расплывчатостью критерия, выявляющего актуальность канонического материала, что непросто сделать уже в силу самого характера церковного законодательства. Например, правило, казавшееся недействующим долгое время, снова становится актуальным (пример — 34-е Апостольское правило об этническом принципе церковной организации). Кроме того, полезным опытом кодификации стал документ, подготовленный в рамках деятельности Всеправославных совещаний 1961-1968 гг., который был составлен по инициативе митрополита Никодима (Ротова), возглавлявшего делегацию Русской Православной Церкви. Также актуальную работу по созданию единого свода законов и постановлений, охватывающего церковно-правовые документы Русской Православной Церкви и государства, ведет комиссия по церковному праву Межсоборного присутствия.

Протоиерей Константин Костромин в своем докладе «Князь как ктитор митрополии: исторические и правовые аспекты» отметил, что понятие ктиторства, включавшее в себя права основателя церковной структуры, установителя церковно-правовых условий и донатора, ранее применявшиеся в отношении монастырей и недавно распространенное и на древнерусские епископии, нужно применять и к митрополиям Древней Руси.

Профессор А.Ю. Митрофанов представил доклад на тему «Правовые представления Вольфрама фон Эшенбаха (отражение рыцарского права и канонического права в романе «Парцифаль»)». Отметив, что неслучайно в поэмах «Парцифаль» Кретьена де Труа и Вольфрама фон Эшенбаха хранителями Святого Грааля выступали именно рыцари-храмовники, докладчик показал, как Парцифаль стремился к покаянию, идя средним путем между кодексом рыцарского права («Кодекс рыцарской чести»), церковными канонами и некоторыми элементами светского права.

Доцент С.Ю. Крицкая выступила с докладом «Persona: от лица права до ипостаси». В начале доклада была дана история формирования термина «persona»: римляне заимствовали это слово у этрусков, и связано оно было с культом мертвых, точнее, умерших предков. Кроме того, persona обозначало и маску актера — histrio, который участвовал в основном в театрализованных религиозных мистериях. В правовом контексте римляне полагали, что чтобы стать «лицом права» — persona iuris, необходимо было иметь «тело» — corpus (materia, physica), «разум» — anima (psychica) и «волю» — voluntas. Впервые же термин persona в значении греческого слова hypostasis — «ипостась, сущность, основание» — был объяснен Боэцием (480-525).

Доцент А.В. Березкин сделал доклад на тему «Ограничения in iure sepulcri в средневековой Англии». Докладчик проанализировал фрагменты из трагедии Шекспира «Гамлет», касающиеся средневекового и новоевропейского понимания правовых последствий самоубийства. Были даны подробные комментарии, опирающиеся на церковные и государственные правовые постановления в отношении как образа погребения самоубийц, так участи, ожидавшей их имущество и т.п. Было показано, как под влиянием секуляризации происходил процесс декриминализации самоубийства в правовой и общественной культуре, начиная с XVIII века.

Докладом «Сказания об убиении в Орде русских князей в ХIII веке как источник сведений об ордынском судебном процессе» профессор Р.Ю. Почекаев продолжил изучение агиографических произведений ХIII-XIV веков, результаты которого впервые были предложены им на конференции в СПбДА. Основная мысль доклада заключалась в том, что в этих памятниках отразились черты ордынского судебного процесса.

По видеосвязи в конференции принял участие профессор П.И. Гайденко, представивший доклад «О некоторых чертах каноническо-правовой культуры древнерусского епископата XI-XIII вв.». Были рассмотрены проблемные аспекты каноническо-правовой культуры домонгольской Руси на примере некоторых ее проявлений в среде древнерусского епископата. Докладчик проследил особенности различных социальных, временных, интеллектуальных, национальных и иных влияний на правовое сознание древнерусского епископата.

В завершение заседания участники подвели итоги конференции и, наметили темы для обсуждения на III научно-богословской конференции по церковному праву, которая пройдет в академии через год.

Статьи и доклады, присланные участниками конференции, будут опубликованы в научных журналах Санкт-Петербургской духовной академии.

Работа конференции прошла в традиционной для Книжной гостиной неформальной обстановке «ученого чаепития».

Издательство СПбДА/Патриархия.ru

Материалы по теме

Состоялась конференция «Проблемы преподавания церковного права в церковных и светских вузах», приуроченная к 5-летию Барсовского общества СПбДА

В Санкт-Петербургской духовной академии прошли VII Барсовские чтения

В Московской духовной академии прошла IV Всероссийская научно-практическая конференция «Юстиниановские чтения»

Издательство Санкт-Петербургской духовной академии выпустило в свет книгу «"К покаянию и исправлению": суды над архиереями в истории и современности Русской Церкви»

Подписано соглашение о сотрудничестве между Алма-Атинской и Оренбургской семинариями

Состоялись XXII Алма-Атинские православные образовательные чтения памяти святителя Софонии (Сокольского), архиепископа Туркестанского, просветителя Семиречья

Ярославская духовная семинария получила государственную аккредитацию по направлению «Теология»

В Саратовской духовной семинарии прошли организованные Учебным комитетом курсы повышения квалификации преподавателей церковной истории

Все материалы с ключевыми словами