Руководитель информационного отдела Успенской Святогорской лавры архимандрит Лазарь (Терещенко) в интервью порталу «Монастырский вестник» рассказал, для чего иноки снимают документальное кино, с какой целью создаются монастырские сайты и страницы в соцсетях и где искать правдивую информацию о монашеской жизни.
— Отец Лазарь, разрешите поздравить Вас с наградой. Документальный фильм Успенской Святогорской лавры «Духовные псалмы. Схимонах Селафиил» стал лауреатом XXIII Международного фестиваля кино- и телепрограмм «Радонеж». Расскажите, пожалуйста, о Вашем опыте участия в этом фестивале. Что за фильм представил монастырь на суд жюри?
— Святогорская лавра никогда раньше не принимала участие в православном фестивале кино. Так что это наш первый опыт, хотя документальные фильмы братия лавры делала и раньше. Первая картина «Два крыла Святогорской лавры» была изготовлена совместно со студией «Киевская Русь» и выпущена накануне присвоения монастырю титула лавры в 2004 году. Второй, уже полуторачасовой, фильм под названием «Святые Горы — врата спасения» был создан нами совместно с киевской телерадиокомпанией «Глас».
На фестивале «Радонеж» святогорцы представляли картину «Духовные псалмы: схимонах Селафиил». Изначально мы планировали снять фильм, посвященный 25-летию Святогорской лавры, в котором хотели рассказать о братии, пришедшей в монастырь в 1992-м. Сейчас это уже старцы, в основном люди пожилого возраста. Было желание поговорить с ними, и мы уже начали делать первые интервью, когда ко мне пришли братия и предложили побеседовать с отцом Селафиилом. Батюшка поделился воспоминаниями о своей жизни, рассказал, как в советские годы, когда, по сути, не было монашества или оно было тайным, он окормлялся у бывших насельниц женских монастырей, как строил свою духовную жизнь, о годах Великой Отечественной войны. Его повествование перемежалось краткими наставлениями в виде духовных псалмов, или кантов, которые он читал наизусть. Правда, он немного разволновался, увидев нас, поэтому иногда забывал слова стихов, которые слышал еще от своей мамы. Но в результате получился фильм, который и был отмечен вниманием жюри.
Отец Селафиил уже в молодом возрасте возымел желание стать монахом, но мама сказала ему: «Меня досмотришь, потом можешь идти». Так он и поступил. Досмотрел свою маму и в пожилом возрасте поступил в монастырь. Почти до восьмидесяти семи лет он нес послушание в скиту на пасеке, а когда физические силы покинули его, обратился к наместнику лавры, митрополиту Арсению с просьбой дать ему хотя бы какое-то послушание, потому что, как написал в прошении отец Селафиил, он не может «даром есть монастырский хлеб». Тогда владыка сказал: «Вот Вам послушание — молитесь за братию». Сейчас отцу Селафиилу 92 года, и, знаете, он словно ангел-хранитель для нашей обители. Никогда мы не слышали от него слова ропота или осуждения. Никогда не видели старческих капризов. Он всегда всем доволен, всегда улыбается, он хорош для всех, и все хороши для него.
Работая над фильмом, мы хотели донести наставления, которые отец Селафиил дает в виде духовных стихов, или, как еще их называют у нас, «псалмочек». В дореволюционные и советские годы в народе был широко распространен этот жанр. Я помню, как верующие люди от руки переписывали духовные стихи в толстые общие тетради, состоявшие из 96 листов. Такая тетрадь была и у нас дома — она называлась псаломник. В свободное время или праздничные дни, когда не было работы, люди собирались вместе и пели. Псалмы были посвящены разным темам: Христу и Его ученикам, Божией Матери, житиям святых... Это глубокие по смыслу и правильные в догматическом отношении тексты. Один из самых распространенных — это кант «Крест тяжелый».
— Кого Вы видите своим зрителем? Для кого был снят этот фильм?
— К сожалению, сейчас довольно сложно привлечь молодежь к просмотру документального кино, но нам необходимо сохранить церковную традицию, в том числе и традицию пения духовных псалмов. Поэтому, можно сказать, что мы рассчитываем на зрителей всех возрастов. В советский период, когда действующих храмов было мало, церковные люди в селах часто собирались вместе. Например, православные старались поддержать друг друга, когда кто-то умирал. Они приходили в дом усопшего, чтобы почитать Псалтирь, 17-ю кафизму, потом вместе пели духовные канты. К сожалению, люди, хранившие эти традиции, уходят, а духовные песнопения необходимо увековечить в том виде, в каком этот жанр народного творчества стал известен нам, — и как церковное предание, и как фольклор. Правда, в фильме отец Селафиил читает псалмы, но, по крайней мере, они будут известны многим в стихотворной форме.
Мы разместили картину в социальных сетях и видим, что она с каждым днем набирает все больше просмотров. Это означает, что люди интересуются подобным творчеством: они задают вопросы о том, где взять тексты псалмов, как найти ноты песнопений. Другими словами, мы видим, что интерес к этому жанру церковной культуры есть. Важно и то, что в текстах духовных песнопений много назидательного. Есть стихи о грехе детоубийства, о пагубности страстей... Все это не потеряло своей актуальности и сегодня.
— Планируете ли вы издать ноты духовных песнопений?
— Мы хотели бы снять продолжение этого фильма, где братский хор исполнил бы те самые псалмы, которые читал отец Селафиил. А батюшка послушал бы, как они звучат в исполнении братии. Когда-то он слышал, как «псалмочки» пели его мама и женщины ее круга, но прошло пятьдесят лет, и теперь он услышит их от братии. Конечно, братия очень занята: каждый день службы, молебны, в воскресные и праздничные дни совершаем по 5-6 Литургий — не знаю, найдем ли время собраться ради этого, но желание такое есть.
— Святогорская лавра не только снимает документальное кино, но и ведет довольно активную деятельность в медийном пространстве. Не мешает ли информационная работа монашеской жизни?
— Одна из главных причин, которая побудила нас запустить свой сайт и вести работу в информационном поле, это события 2014 года. До 2014 года на территории Донбасса проживали семь миллионов человек. Святогорскую лавру ежегодно посещали более миллиона человек. В праздничные дни — на Троицу, Пасху, Крещение — к нам приезжали по шестьдесят тысяч человек. На территорию города Святогорска в эти дни въезжало более девяти тысяч автотранспортных средств. Каждый желающий мог приехать в монастырь и получить духовное утешение: поисповедоваться, получить наставления духовников, послушать проповедь, поучаствовать в богослужении, помолиться у наших святынь, послушать церковное пение. С 2014 года многие люди по известным причинам не могут приезжать в лавру.
Кроме того, различные информационные ресурсы начали обвинять лавру в том, чего на самом деле не было. Православные люди не имели возможности самостоятельно разобраться в происходившем, и поэтому звонили в монастырь, чтобы спросить, например, о том, будет ли в Святогорской лавре на Пасху совершаться богослужение? В СМИ появилась информация, что монастырь закрыт для паломников.
— То есть СМИ дезинформировали население?..
— Да. Причем напор, с которым осуществлялась информационная атака, был довольно мощным. Единственным средством связи внешнего мира с монастырем был тогда телефон. Люди звонили с утра до вечера, а дежурный терпеливо отвечал всем, что все это неправда, что пасхальное богослужение состоится. Но в тот год впервые со времени открытия монастыря людей на пасхальной службе было всего около двухсот человек. Информационный вброс имел свои последствия. И плюс еще милиция перегородила трассу, и автобусы с паломниками и туристами, которые ехали к нам на Пасху, вынуждены были вернуться обратно. Людям говорили, что в монастыре службы не будет, а мы были вынуждены давать разъяснения прихожанам и паломникам. Именно для этого и был запущен в работу официальный сайт Святогорской лавры. А еще через какое-то время монастырь открыл свои страницы в социальных сетях. Сейчас лавра имеет около десяти официальных аккаунтов в разных сетях, и люди могут узнавать правду о происходящих в монастыре событиях из источников, которыми они привыкли пользоваться. Для тех, кто не может приехать в монастырь, было разработано андроид-приложение, чтобы слушать прямые трансляции богослужений из лавры. Есть у монастыря и свой канал на видеохостинге Youtube, по которому можно смотреть трансляции и новости лавры.
— Паломников стало меньше, но все эти годы, как мы знаем, Святогорская лавра принимала беженцев, которые в результате военных действий на Донбассе лишились крыши над головой. Сколько их было за этот период, есть ли данные?
Сколько их было за весь период, трудно посчитать, но я помню, что когда в городе Святогорске проживало 30000 беженцев (кажется, это был пятнадцатый год) — социологические службы предоставили тогда такие данные — в монастыре проживала тысяча человек. Мы ежедневно кормили по три-пять тысяч человек. Кроме того, мы раздавали людям, которые стояли в очереди из нескольких сотен человек, пакеты с продуктами из монастырских запасов. Если не ошибаюсь, это был август 2015 года. На сегодняшний день в Святогорской лавре проживает 150 человек беженцев — в основном, это многодетные семьи. Есть семья, в которой семеро детей, двое из них родились в лавре.
— Митрополит Арсений на одном из монашеских форумов рассказывал, что живущим в Святогорской лавре беженцам помогали продуктами жители разных областей Украины — часто те, чьи близкие находятся по другую сторону от линии фронта.
— И сейчас помогают. Если бы не было помощи из епархий продуктами и медикаментами, то вряд ли мы смогли бы кормить и лечить беженцев. У монастыря, конечно же, есть свои поля, свое хозяйство, коровы, бычки, но мы не в силах обеспечить всех нуждающихся. А благодаря помощи православных людей не только Украины, но и стран ближнего и дальнего зарубежья мы имеем возможность содержать оставшихся без средств к существованию людей. Так, например, небольшую финансовую помощь нам оказывали православные Австралии и Америки, продукты питания передавали нам итальянские приходы. В этом году из Ровенской епархии привезли в лавру 120 тонн картошки для беженцев. Все это говорит о том, что люди и на Западной, и на Восточной Украине, как и православные всего мира, переживают за своих собратьев и не только молитвенно поддерживают нас, но и несут вместе с нами наш крест. Спаси, Господь, всех, кто нам помогает!
— Украинский народ разделен сегодня гражданской войной. Но ведь и в такой ситуации верующие люди призваны оставаться христианами. Получается ли? Доводилось ли Вам видеть примеры христианского отношения друг к другу тех, кто находится по разные стороны линии фронта?
— Как-то мы с владыкой Арсением на гостиничном дворе лавры стали свидетелями встречи паломнической группы, которая приехала к нам из Западной Украины, и беженцев, проживавших в монастыре. Люди с плачем стали рассказывать друг другу о своих бедах: как сгорела хата, как пришлось бежать, оставив разрушенный дом, как погиб на глазах ребенок, как встречали цинковые гробы с сыновьями и мужьями... А когда наплакались, стали по-братски обниматься и с любовью прощались друг с другом. Те уехали к себе домой на Западную Украину, оставив пожертвования беженцам, а эти остались дальше жить у нас в лавре и молиться о мире. Так переживает эту ситуацию простой народ. Идет война, но даже сейчас люди не находятся в состоянии вражды друг с другом. Примеров тому достаточно в нашем народе.
— Есть ли еще что-то интересное в планах информационного отдела Святогорской лавры?
— В настоящее время нами запущен новый проект — альманах Святогорской лавры. Это научно-популярное издание под названием «Святогорский летописец». Информационный отдел лавры занимается сбором документов, связанных с историей монастыря и нашего края. У нас также есть музей, в котором мы собрали документы, предметы старины, относящиеся к истории обители; ведется исследовательская работа по поиску новых экспонатов, личных вещей наших священников, братии. Мы сотрудничаем с местным населением, консультируемся с археологами, участвуем в различных научных конференциях. В альманахе мы планируем публиковать не только материалы, подготовленные сотрудниками Информационного отдела лавры, но и статьи историков, краеведов и других специалистов. Так что мы открыты для сотрудничества и всех приглашаем принять участие в новом проекте.
— Тема ученого монашества регулярно поднимается в церковных средствах массовой информации, и, как можно заметить на примере Святогорской лавры, несмотря на обилие послушаний, у насельников монастырей все же есть возможность для занятий научной деятельностью. Так ли это?
— Ну, видите ли, если есть плоды, значит, есть и время заниматься этой деятельностью. На самом деле у монахов очень много различных послушаний, но необходимо находить время и для научной работы. На протяжении веков монастырская среда давала человечеству ученых из числа монахов. Преподобный Нестор Летописец был одним из таких ученых. Не является исключением и наш монастырь. В XVIII веке его настоятель архимандрит Фаддей (Кокуйлович) участвовал в переводе Библии на церковнославянский язык. Еще один наш настоятель архимандрит Иларион (Григорович), который впоследствии стал епископом Крутицким и был похоронен на Крутицком подворье в Москве, тоже занимался переводом Библии. Этот список можно продолжить, поэтому и мы следуем примеру своих предшественников.
— Подводя итог нашей беседы, можно сделать вывод, что ни информационная, ни научная, никакая иная деятельность, ни даже война не могут помешать человеку быть монахом...
— Да, это так. Наряду с перечисленными послушаниями насельники Святогорской лавры несут и свой молитвенный подвиг. В монастыре не умолкает чтение неусыпаемой Псалтири. Братия стараются участвовать во всех послушаниях: в братской и паломнической трапезных, мужской гостинице, слесарной, кузнечных, столярных, иконописных мастерских... На всех этих послушаниях — исключительно братия. В Святогорской лавре можно увидеть как послушника, так и архимандрита с двумя крестами, подметающих двор. У нас все равны, и ни для кого из братии нет исключений — каждый по силе и возможности трудится ради Господа.
Беседовала Екатерина Орлова
Синодальный отдел по монастырям и монашеству/Патриархия.ru