Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Патриархия

Митрополит Бориспольский Антоний: Архитекторы автокефалии обрекают Украину на многовековое разделение

Митрополит Бориспольский Антоний: Архитекторы автокефалии обрекают Украину на многовековое разделение
Версия для печати
29 сентября 2018 г. 15:59

Синод Украинской Православной Церкви в очередной раз выразил на днях свое отношение к идее создания некой «независимой» православной церкви, куда бы вошли непризнанные религиозные организации, возникшие на волне подъема националистических настроений 1990-х. Русская Православная Церковь приостановила служение с епископатом Константинопольской Церкви, которая прислала в Киев разбираться своих посланников в ответ на просьбу Президента Украины П. Порошенко предоставить автокефалию Украинской Церкви. Самих же посланников Синод Украинской Православной Церкви призвал покинуть каноническую территорию Московского Патриархата. О том, к чему может привести стремительно развивающаяся история с автокефалией и в каком положении оказались сейчас миллионы православных верующих на Украине, ТАСС рассказал митрополит Бориспольский и Броварской Антоний, управляющий делами Украинской Православной Церкви Московского Патриархата.

— Русская Православная Церковь, а за ней Украинская, можно сказать, приняли решение о разрыве дипломатических отношений с Константинопольским Патриархатом. Означает ли это отказ от диалога по так называемой автокефалии?

— Синод Русской Православной Церкви не разорвал отношения с Константинопольским Патриархатом, а приостановил их. Это существенная разница. Таким образом Церковь показывает, с одной стороны, свое принципиальное несогласие с неканоническими действиями Константинополя, а с другой стороны, все-таки сохраняет возможность для диалога, демонстрирует готовность решать этот вопрос. Это очень важно понимать, по крайней мере потому, что у нас в украинских СМИ стараются убедить, что якобы Русская Православная Церковь самоизолируется. Нет, Русская Церковь не самоизолируется. Наоборот, она демонстрирует открытость к решению этого вопроса. Что касается нашей Украинской Православной Церкви, то уже было заявление Блаженнейшего митрополита Онуфрия о том, что мы не будем общаться с экзархами (епископами — посланцами Константинополя, назначенными 7 сентября на Украину Патриархом Варфоломеем — прим. ТАСС), так как считаем их назначение неканоническим, никаких официальных контактов с ними мы иметь не будем, а также одностороннее назначение экзархов мы расцениваем как вмешательство во внутренние дела нашей Церкви. Кстати, эту позицию подтвердил Священный Синод Украинской Православной Церкви.

— Известно ли достоверно, чем именно эти посланцы, или экзархи, будут заниматься на Украине?

— Как мы можем судить из официальных сообщений Константинопольского Патриархата, его посланники имеют поручение создавать новую структуру, которой, как ожидается, может быть выдан томос.

— Как известно, приехали именно два епископа, а двое имеют право рукоположить третьего. Есть ли у них возможность, таким образом, легитимировать представителей раскольнических организаций Киевского патриархата и Украинской автокефальной православной церкви?

— Насколько нам известно, речь идет сейчас не о рукоположении новых иерархов, а об объединении в единую структуру нынешних раскольников из так называемого Киевского патриархата и Украинской автокефальной православной церкви. По крайней мере, из официальных сообщений Константинополя нельзя сделать вывод о том, что они посланы для совершения рукоположений.

— Президент Порошенко заявил, что процесс создания в стране новой независимой — автокефальной — церкви вышел на финишную прямую. Кроме того, в дальнейшем он пообещал вернуться к вопросу переименования Украинской Православной Церкви в Русскую на Украине. Что будет с канонической Церковью, ее верующими, если эти два сценария реализуются? Насколько реальна их реализация в ближайшее время? Могут ли создать эту новую автокефальную Церковь до конца года, как обещают инициаторы ее образования?

— Во-первых, сложно говорить о временах и сроках, когда будет создана новая параллельная церковная структура и будет ли создана вообще. Во-вторых, как я уже говорил неоднократно, Украинская Православная Церковь категорически не согласна с такой инициативой переименования нашей Церкви и будет всеми законными способами протестовать и выступать против реализации подобных намерений.

— Несколько дней назад наместник Киево-Печерской лавры сообщил об угрозах захватить монастырь. Такие призывы мы слышим не впервые и от националистов, и от раскольничьего Киевского патриархата. Насколько все же велика вероятность захвата в этот раз? Как могут отреагировать насельники и прихожане Лавры? Существует ли угроза захвата и других храмов и святынь?

— Вероятность захвата Лавры существует. Сегодня наши оппоненты и недруги говорят, что наша Церковь якобы сама будет инициировать различные провокации, в том числе будет сама у себя захватывать храмы, чтобы якобы инсценировать гонения, а потом обвинить в этом своих оппонентов. Разве это не абсурд? А вот каковы факты. За последние четыре года путем захватов с помощью или при поддержке радикально настроенных сил, таких как «Правый сектор» (организация запрещена в России), «Свобода» и им подобных, у нас было отобрано около 50 храмов, главным образом на Западной Украине. Следовательно, продолжения их деятельности в отношении захвата Киево-Печерской лавры действительно можно ожидать. Об этом, кстати, неоднократно заявлял публично глава «Украинской православной церкви Киевского патриархата» Филарет (Денисенко). И если раньше эти захваты и вовсе были незаконными и тем не менее имели место, то теперь можно с высокой степенью вероятности полагать, что после возможного получения томоса эта противоправная тенденция приобретет гораздо большие масштабы. В этой ситуации можно не сомневаться, что верующие будут пытаться защищать свои храмы. И Киево-Печерскую лавру особенно.

— Из уст государственных чиновников Украины мы постоянно слышим о том, что у независимого государства должна быть независимая Церковь. Разделяют ли эту точку зрения церковные люди? Как Вы можете пояснить этот вопрос?

— Конечно же, 36-е Апостольское правило говорит о том, что «епископам всякого народа подобает знать первого в них». Но это правило не предписывает, в каком чине — патриарха, митрополита или архиепископа — «первый» должен быть. Не предписывает оно также и необходимости автокефалии в современном значении этого слова. Это правило писалось в те времена, когда понятия автокефалии вообще не существовало. Понятие автокефалии в современном значении этого слова возникло лишь в XIX веке. В нашей стране есть Украинская Православная Церковь, и все епископы, духовенство и миряне знают своего первого епископа, которым является митрополит Киевский и всей Украины Онуфрий. Кроме того, наша Церковь является независимой — и административно, и финансово. Сохранение нашей Церковью евхаристической, духовной связи с Русской Православной Церковью эту независимость не перечеркивает. Все Православные Церкви мира сохраняют евхаристическую, молитвенную связь друг с другом, которая является залогом единства мирового Православия, тем не менее не утрачивая своей независимости в решении административных вопросов. Автокефальное устройство, как мы уже неоднократно говорили, является всего лишь формой существования Церкви в определенных исторических условиях. По состоянию на сегодняшний день в Украинской Православной Церкви среди верующих нет единства относительно вопроса автокефалии. В отношении этого вопроса люди занимают различные позиции, а мы, принимая это во внимание, не хотим вносить среди них разделение и смуту принятием решения. Именно по этой причине и из этих соображений архиереи Украинской Православной Церкви в своем заявлении от 25 июня 2018 года задекларировали, что нынешний статус Украинской Православной Церкви на данном этапе развития нашей Церкви является оптимальным.

— В связи с обсуждением вопроса создания на Украине новой независимой церкви в СМИ стали появляться разные опросы и статистические данные о том, кого больше поддерживает народ — каноническую Церковь или раскольничьи организации, а также о том, сколько приходов у канонической Церкви и у раскольников. Данные противоречивы: кто-то заявляет, что после создания автокефальной церкви две трети священнослужителей готовы перейти в нее. Другие, наоборот, указывают на липовую статистику раскольников: например, в Тернопольской области у так называемого Киевского патриархата числятся три монастыря, но там всего два монаха. По Вашему мнению, какие реальные настроения сегодня среди верующих? Насколько их голос силен в украинском обществе?

— Применительно к Церкви наилучшим статистическим показателем является наличие общин. Людей посчитать очень сложно, а вот с общинами дело обстоит иначе, так как за каждой общиной стоят реальные люди. Следовательно, по числу общин можно иметь представление о реальном потенциале Церкви. Наша Церковь на сегодняшний день является самой большой религиозной организацией в Украине. Количество общин составляет около 12 500. Это почти в три раза больше, чем у «Украинской православной церкви Киевского патриархата» и «Украинской автокефальной православной церкви»  вместе взятых. И большая часть людей, составляющих эти 12 500 приходов, согласны и настаивают на сохранении нынешнего статуса нашей Церкви. Конечно же, есть немногие верующие и даже небольшая часть духовенства нашей Церкви, которым импонирует возможность приобретения нашей Церковью автокефального статуса. Но все-таки до сих пор они составляют меньшинство. Что касается голоса верующих или голоса Церкви в украинском обществе, то этот вопрос имеет скорее риторический характер. Потому как хотя Церковь и говорит, но слышать и слушать ее хотят далеко не все.

Думаю, что образуется параллельная структура, перейдет в нее меньшинство, и главным образом по селам. Потому что в селе, как правило, один храм и нет альтернативы. При этом легче осуществить давление на верующих через местные органы власти. В городах, полагаю, это будут единичные случаи. Мы в любом случае останемся самой большой Православной Церковью в Украине.

Однако хотел бы подчеркнуть другое: создавая параллельную церковную структуру с попыткой ее легализировать, архитекторы этого проекта обрекают украинский православный народ на многовековое разделение. Именно поэтому Украинская Православная Церковь, которая является Поместной Церковью украинского народа, так категорична в своих суждениях, чтобы не допустить этого.

Мы молимся Пастыреначальнику Господу Иисусу Христу, чтобы Он помог нам пройти этот этап истории достойно, сохранив мир и братолюбие.

Служба коммуникации ОВЦС/Патриархия.ru

Материалы по теме

Тысячи паломников совершили крестный ход в Почаевский Свято-Духов монастырь-скит

Новый храм Украинской Православной Церкви освящен в Черкасской области

Предстоятель Украинской Православной Церкви вручил церковные награды многодетным матушкам

На заседании Ученого совета Киевских духовных школ под председательством Блаженннейшего митрополита Онуфрия подвели итоги учебного года

Представитель Кипрской Церкви посетил гонимые общины в западных епархиях Украинской Православной Церкви

Опубликован третий информационный бюллетень Отдела внешних церковных связей Украинской Православной Церкви о нарушениях прав верующих

Протоиерей Николай Данилевич: Ситуация в Украине совсем не похожа на то, что представляют Патриарху Варфоломею и что он декларирует внешнему миру [Интервью]

Опубликован второй информационный бюллетень Отдела внешних церковных связей Украинской Православной Церкви о нарушениях прав верующих

Епископ Барышевский Виктор: Не бойтесь ничего, будьте с Богом, и Бог будет всегда с вами [Интервью]

Заявление Сербской Православной Церкви по церковной ситуации на Украине [Документы]

Синод Кипрской Православной Церкви не признал «Православную церковь Украины»

В Нижнем Новгороде состоялось заседание оргкомитета по проведению дней памяти преподобного Серафима Саровского и Макария Желтоводского и Унженского

При поддержке Синодального отдела по благотворительности в Омске открылся епархиальный центр гуманитарной помощи

Санкт-Петербургская духовная академия и Национальный центр рукописей Грузии заключили меморандум о сотрудничестве

Председатель Патриаршего совета по культуре принял участие в совещании по сохранению и реконструкции псковских монастырей

Протоиерей Николай Данилевич: Ситуация в Украине совсем не похожа на то, что представляют Патриарху Варфоломею и что он декларирует внешнему миру [Интервью]

Состоялась встреча митрополита Волоколамского Илариона с иерархом Антиохийской Церкви

Архиерейский Собор Сербской Православной Церкви назвал украинский церковный раскол и действия Константинополя на Украине «самой большой проблемой Православной Церкви сегодня»

Состоялись торжества по случаю 25-летия архиерейской хиротонии митрополита Таллинского и всея Эстонии Евгения