21 сентября 2018 года, в праздник Рождества Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион совершил Божественную литургию в Никольском (Рождество-Богородицком) храме в Голутвине — на Китайском Патриаршем подворье в Москве.
Архипастырю сослужили представитель Патриарха Московского и всея Руси при Патриархе Антиохии и всего Востока игумен Арсений (Соколов), настоятель Никольского храма протоиерей Игорь Зуев, инспектор Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия иеромонах Николай (Оно), сотрудник ОВЦС иеромонах Кирилл (Перегудин), клирики храма.
Часть молитвословий за богослужением возносилась на китайском языке.
После сугубой ектении владыка вознес молитву о мире на Украине.
По окончании Литургии был совершен крестный ход.
Затем митрополит Волоколамский Иларион обратился к присутствующим с архипастырским словом:
«Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Всех вас, дорогие отцы, братья и сестры, поздравляю с праздником Рождества Пресвятой Богородицы — престольным праздником этого святого храма.
Всякий раз, когда мы собираемся в храм Божий, чтобы прославить Пресвятую Владычицу, мы соприкасаемся с Ее Божественной тайной, которая раскрывается каждому человеческому сердцу. Мы знаем, что в течение долгого времени тайна Пресвятой Богородицы была сокрыта от многих верующих. Хотя уже в раннехристианских катакомбах мы видим изображения Пресвятой Богородицы, но в творениях отцов Церкви II, III, IV веков мы слышим о Ней довольно мало. И только в V веке, когда нечестивый Константинопольский патриарх Несторий решил переименовать Богородицу в Христородицу, — а Ее уже именовали Богородицей за богослужением, — тогда Церковь встала на защиту и христологического, и богородичного догматов. Устами святителя Кирилла Александрийского и других отцов III Вселенского Собора, осудивших ересь Нестория, Церковь торжественно провозгласила, что Сын Божий, от века присущий Богу Отцу, и Иисус Христос Сын Человеческий — одно и то же лицо. Предвечный Сын Божий стал человеком и родился от Девы Марии, и поэтому Она справедливо может именоваться Богородицей, ибо для нас, людей, именно Она Его родила в человеческой плоти.
Прославляя неизреченную тайну Боговоплощения, мы одновременно прославляем и Ту, Которая стала для нас источником спасения. Потому что без Нее это чудо не совершилось бы. И если мы говорим, что в спасении человека участвуют и Бог, и человек, то избрание и предызбрание Девы Марии для того, чтобы Она стал вместилищем Невместимого, было и актом Божественного милосердия, и одновременно соработничеством между человеком и Богом, Который сделал это спасение для нас возможным.
Много потрудились для прославления Пресвятой Богородицы, для раскрытия Ее тайны для верующих монахи в период с IV по VIII век, когда создавались литургические тексты Православной Церкви, по которым мы и по сей день совершаем богослужения. В этих книгах богородичный догмат был раскрыт во всей своей полноте. И с тех пор за каждым богослужением мы многократно вспоминаем Пресвятую Богородицу. Обращаясь в молитвах к Богу, мы не забываем и о Пречистой Его Матери, ибо Она присутствует с нами всякий раз, когда мы собираемся в храм, и всегда слышит наши молитвы.
На протяжении истории Церкви Пресвятая Богородица многократно открывалась тем, чье чистое сердце и духовный взор были способны распознать в Ней Божию Матерь. Так было с Андреем юродивым, которому явилась Пресвятая Богородица, держа на руках Свой омофор в знамение защиты рода христианского. Так было со многими другими людьми: и знатными, и простыми, и облеченными духовным саном, и не облеченными таковым, кому Пресвятая Богородица открывалась в неизреченном сиянии, неизреченном свете.
Когда мы обращаемся к Пречистой Деве, молясь в храме или дома перед Ее иконами, мы ощущаем Ее присутствие, чувствуем, насколько Она к нам близка. Она слышит наши молитвы и способна прийти к нам на помощь в трудных обстоятельствах. В молитвах к Пречистой мы просим о себе, о наших близких, родителях, детях, братьях и сестрах, чтобы Она защищала всех нас от всякого зла. И мы верим, что Пресвятая Богородица получила от Бога особое дерзновение предстоять перед Его престолом и молиться за весь род человеческий, за каждого человека.
Испокон веков наша страна считалась уделом Пресвятой Богородицы. Почитание Божией Матери уже с момента Крещения Руси получило в нашей стране самое широкое распространение. Наш народ совершенно особым образом почитал Пресвятую Богородицу, что выразилось в великом множестве икон, посвященных Ей, многие из которых прославились после чудесами. Ни в одной другой Церкви нет такого количества богородичных икон, через которые совершалось бы столько чудес. Через эти иконы мы прославляем нашу Пресвятую Владычицу как Заступницу рода человеческого, как честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим.
В сентябре по церковному уставу отмечается церковное новолетие. Начало нового церковного года мы праздновали неделю назад, и праздник Рождества Пресвятой Богородицы является первым великим церковным праздником, которым открывается этот год. В течение литургического года перед нами пройдет вся жизнь Пресвятой Богородицы, а завершится он, как завершился недавно предыдущий, воспоминанием Ее Божественного успения. Все это лишний раз говорит о том, что Пресвятая Богородица всегда с нами, и мы никогда о Ней не забываем, ибо каждое важное событие жизни Пречистой Девы, — Ее Рождество, Введение во храм, Благовещение, Успение и другие, связанные с Ней праздники, — мы отмечаем особым образом, в том числе и множество праздников, связанных с явлением Ее чудотворных икон.
Будем в день Рождества Пресвятой Богородицы обращаться к Матери Божией с молитвой, дабы Она помогла нам на нашем жизненном пути, была нашей Предстательницей, защищала нашу страну, помогала нашим миссионерам, несущим свое служение в дальних странах, и чтобы светом Христова благоразумия Она просветила весь род человеческий. Аминь.
Всех вас поздравляю с праздником!»
Затем митрополита Илариона сердечно приветствовал настоятель Никольского храма протоиерей Игорь Зуев. На память о праздничном богослужении он преподнес владыке образ Рождества Пресвятой Богородицы.
Служба коммуникации ОВЦС/Патриархия.ru