Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Патриархия

В северной столице состоялась конференция «Православные эстонцы Петербурга. 1917: до и после»

В северной столице состоялась конференция «Православные эстонцы Петербурга. 1917: до и после»
Версия для печати
9 октября 2017 г. 18:10

8 октября 2017 года в Санкт-Петербурге в актовом зале храма священномученика Исидора Юрьевского прошла научно-просветительская конференция «Православные эстонцы Петербурга. 1917: до и после».

С приветственным словом выступил настоятель храма протоиерей Феодор Любый. Он напомнил, что конференция приурочена к 110-летию основания храма, 100-летию основания Таллинской епархии и епископской хиротонии священномученика Платона Ревельского, а также к 100-летию революционных событий в России.

Ведущий научный сотрудник Института истории РАН Вадим Мусаев выступил с докладом, посвященным эстонским православным храмам и подворьям в Санкт-Петербурге во второй половине XIX — начале ХХ века. Докладчик рассказал, что после отмены крепостного права началась миграция жителей остзейских губерний в другие регионы Российской империи. В основном приезжие из Прибалтики исповедовали лютеранство — в Санкт-Петербурге они группировались вокруг церкви святого апостола Иоанна на Офицерской (ныне действующий приход Евангелическо-лютеранской церкви Ингрии); но среди приехавших в столицу Российской империи выходцев из Прибалтики было немало и православных. В надвратной церкви иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» Александро-Невской лавры был образован латышский приход. Православные эстонцы были вынуждены ездить в Кронштадт, в Андреевский собор, где иногда служили на эстонском языке. В Санкт-Петербурге отдельные богослужения на эстонском языке совершались в различных храмах, в основном в Воскресенском храме в Малой Коломне, но эстонцы хотели иметь свой храм с регулярными богослужениями. Эстонский приход был образован в 1894 году, его настоятелем стал протоиерей Павел Кульбуш.

Докладчик также коснулся истории строительства Исидоровского храма и рассказал о еще одном эстонском храме Санкт-Петербурга — подворье Пюхтицкого женского монастыря. Для подворья был пожертвован участок в Галерной гавани, богослужения совершались с 1901 года: сначала в находящемся на территории доме, потом во временной часовне. Храм Тихвинской иконы Божией Матери был построен в 1903 году по проекту архитектора Виктора Боброва. В послереволюционные годы храм ждала судьба всех монастырских подворий: в 1930-е он был закрыт. Перестроенное здание сохранилось, епархии оно не передано.

Клирик храма священномученика Исидора Юрьевского, проректор по научно-богословской работе Санкт-Петербургской духовной академии протоиерей Константин Костромин рассказал о судьбе эстонского прихода после революционных событий 1917 года. Он подчеркнул, что приход сложился благодаря выдающейся личности протоиерея Павла Кульбуша и основанного им в 1894 году православного эстонского братства. Деятельность прихода была хорошо организована, и поначалу революционные события эстонской общиной практически не ощущались. На приходе успешно функционировали организованные отцом Павлом школа для детей, дом для безработных девушек, гостиница, типография. Все учреждения были самоокупаемыми. В отличие от других православных братств, которые в 1920-е возродились и боролись за сохранение Православия, эстонское братство прекратило свое существование с упразднением всех входящих в него организаций, поскольку в основном его деятельность была подчинена решению прикладных задач, не было объединения непосредственно вокруг Церкви. В 1917 году, судя по сохранившейся переписке, основной задачей протоиерея Павла Кульбуша было вывести приход из подчинения непопулярному митрополиту Питириму (Окнову), и это ему удалось: он добился подчинения эстонского прихода непосредственно епископу Гдовскому Вениамину (Казанскому), будущему священномученику — их с отцом Павлом связывала дружба.

Церковный историк, ведущий научный сотрудник Центрального государственного архива Санкт-Петербурга Михаил Шкаровский рассказал о послереволюционной судьбе эстонского прихода: в конце 1917 года: отец Павел был пострижен в монашество и хиротонисан в епископа Ревельского. Вскоре он принял мученическую кончину, и в 1918 году благочиние эстонских приходов уже не возобновило работу. Новым настоятелем храма стал второй священник Александр Пакляр, а клирик храма диакон Карп Эльб, впоследствии священномученик, был рукоположен во пресвитера. Исидоровская церковь просуществовала еще семнадцать лет, оставшись одним из немногих петербургских храмов, где клир и прихожане не уклонились в обновленческий раскол. Здесь служили правящие архиереи: будущий священномученик митрополит Серафим (Чичагов), митрополит Алексий (Симанский) — будущий Святейший Патриарх Алексий I. В1935 году храм был закрыт. Оставшиеся эстонцы перешли в Никольский собор, где иногда совершались богослужения на эстонском языке. Все эстонские православные священники были расстреляны, большинство из них причислены к лику святых. Здание храма, которое занимали различные организации, в 1993 году было возвращено епархии.

Протоиерей Константин Костромин отметил, что научная конференция на подобную тему проходит в храме впервые. Он также рассказал, что представители Эстонской Православной Церкви, приезжающие в Санкт-Петербург, непременно посещают Исидоровский храм.

Материалы конференции выйдут отдельной брошюрой: помимо докладов в издание войдут жития небесных покровителей Исидоровского храма — священномучеников епископа Ревельского Платона и протоиерея Карпа Эльба.

Сайт Санкт-Петербургской митрополии/Патриархия.ru

Он рассказал о том, что после отмены крепостного права наблюдался отток крестьян из остзейских губерний: они приезжали в Россию, чтобы приобрести надел земли и осесть здесь. Мигрировало и городское население. В основном приезжие из Прибалтики исповедовали лютеранство  в Санкт-Петербурге они группировались вокруг церкви святого апостола Иоанна на Офицерской (ныне действующий приход Евангелическо-лютеранской церкви Ингрии) — но среди приехавших в столицу Российской империи выходцев из Прибалтики было немало и православных. Латышский приход был образован в надвратной церкви иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» Александро-Невской лавры. Православные эстонцы были вынуждены ездить в Кронштадт, в Андреевский собор, где иногда служили на эстонском языке. В Санкт-Петербурге совершались отдельные богослужения на эстонском языке в различных храмах, в основном  в Воскресенском храме в Малой Коломне, но эстонцы хотели иметь свой храм с регулярными богослужениями. Эстонский приход был образован в 1894 году, его настоятелем стал протоиерей Павел Кульбуш.

Материалы по теме

В Тольятти состоялся премьерный показ документального фильма о священномученике Петре Крестове

В Яранске открылась выставка, посвященная подвижникам веры ХХ века Яранской епархии

2025 год в Тверской епархии объявлен Годом осмысления святости новомучеников и исповедников Российских

Епископ Павлово-Посадский Силуан совершил Литургию в храме Новомучеников и исповедников Российских в Бутове

Отошел ко Господу клирик Таллинской епархии протоиерей Сергий Лийв

Архиепископ Севастийский Феодосий: «Мы выступаем против провокаций, организованных некоторыми западными чиновниками против Патриарха Московского и всея Руси Кирилла»

Архиепископ Севастийский Феодосий: Мы выступаем против гонений, которым подвергается Эстонская Православная Церковь из-за ее духовного родства с Московским Патриархатом

Отошел ко Господу клирик Таллинской епархии протоиерей Борис Мерлин

Все материалы с ключевыми словами