На родине архимандрита Антонина (Капустина), в с. Батурино проходят торжества, посвященные 200-летнему юбилею создателя Русской Палестины. Участие в них принял Святейший Патриарх Кирилл, который с Первосвятительским визитом посещает в эти дни Курганскую митрополию. Неравнодушные к памяти своего земляка жители Шадринского района Курганской области поставили бронзовый бюст отцу Антонину возле Преображенского храма, где служили его отец и дед, и хотят создать в Батурине музей для увековечивания памяти архимандрита Антонина. О том, каким ему видится будущее Батурино, сможет ли село стать одним из центров паломничества, рассказал корреспонденту «Журнала Московской Патриархии» епископ Шадринский и Далматовский Владимир.
― Ваше Преосвященство, как Вы оцениваете перспективы создания в Батурино музея, посвященного архимандриту Антонину? Каким его видите? Что для этого нужно?
― Конечно, создание музея на родине о. Антонина было бы весьма желательным. Паломники, приезжающие в Преображенский храм села Батурино, помимо участия в богослужении нуждаются в том, чтобы узнать об истории священнического рода Капустиных, о быте сельского духовенства в XIX в., о взаимоотношениях сельских пастырей, каковыми и были предки о. Антонина, со своими прихожанами-крестьянами, о истории строительства церкви и паломничества к святым местам. Все эти темы, также, как и информация о самом архимандрите Антонине, могли бы быть представлены через экспонаты церковного музея. Ведь музей, в отличие от книги, позволяет увидеть подлинные предметы минувшего, т.е. как бы «осязать» историю, а не просто получить информацию. Проблема ― найти заинтересованного человека, для которого создание музея было бы не просто работой, а собственным увлечением, даже в некотором смысле частью его жизни. Немаловажным аспектом является и наличие средств для приобретения экспонатов и оборудования.
― Может ли Батурино стать привлекательным для паломников как сегодня монастыри в Чимееве и в Далматове? Что для этого нужно сделать?
― В Евангелии есть образ свечи, поставляемой на подсвечнике (Мф. 5:15). Привлекательность святых мест для паломников, в первую очередь, обусловлена наличием святыни. Если будет почитание архимандрита Антонина (Капустина) у церковного народа, осознание его духовного подвига, то верующие, безусловно, захотят посетить место, связанное с первыми годами его жизни, его родину. А здесь уже ― должна быть наша забота. Не только настоятеля храма, епархиального архиерея, но и местных жителей, администрации разных уровней от сельской до областной. Потому что память о выдающемся земляке должна объединять людей и церковных, и светских. И без помощи благодетелей тоже не обойтись. То есть если все объединимся, то Батурино может стать достойным центром православного паломничества.
― Чиновники, например, говорят, что нужны мощи святых, иначе народ не поедет в Батурино. А Вы что думаете?
― Мощи святых угодников ― великое благословение Божие для места, где они почивают. Поэтому верующие и стремятся побывать в таких святых местах. Однако мы знаем, что благодать Божия действует различными способами. Мощи некоторых величайших святых ― таких как, например, преподобные Антоний и Феодосий Печерские, Антоний Великий, Афанасий Афонский и еще множества иных, находятся «под спудом», сокрыты, но от этого поток паломников в Киево-Печерскую лавру, Афон, монастыри Египта не уменьшается. Не следует слишком утилитарно подходить к тому, чтобы любым путем «заполучить» мощи. Нужно прежде всего заботиться о благочестии, и верующие это почувствуют.
― Тем не менее, в Преображенском храме Батурино есть часть мощей св. Елисаветы и Варвары. Откуда они там?
― Да, действительно, в свое время Высокопреосвященнейший Константин, архиепископ Курганский и Шадринский, обратился с просьбой об отделении частиц св. мощей преподобномучениц великой княгини Елисаветы и инокини Варвары, находящихся в женском монастыре в честь св. равноапостольной Марии Магдалины в Иерусалиме. Настоятельница этой обители игумения Елисавета (Шмельц), кстати в прошлом году побывавшая в нашей епархии для участия в научной конференции в Далматове, передала частицы мощей протоиерею Сергию Кривых, приезжавшему на Святую Землю. Сейчас эти частицы вставлены в икону, находящуюся в Преображенском храме с. Батурино.
― Ваше Преосвященство, что для вас лично что значит личность архимандрита Антонина (Капустина)? Чем он Вам близок? Чувствуете ли Вы с ним духовную связь?
― Архимандрит Антонин ― очень светлый и разносторонний человек. Его жизнь, созданные им храмы, монастыри, школы, паломнические приюты, а также написанные им дневниковые заметки, статьи, книги могут принести большую пользу тому, кто готов потрудиться над «разгадкой» его личности. Благочестие о. Антонина не внешнее, «фарисейское», а искреннее, иногда даже с элементом юродства. Ради истины и пользы церковной он готов был пожертвовать даже собственным благополучием, чинами, наградами. Известно, что он неоднократно отказывался от предложений принять архиерейский сан поскольку не желал покинуть Святую Землю. За свое милосердие, сострадание к нуждающимся и страждущим он всю жизнь терпел клевету. Поучительна и достойна всякого подражания его любовь к храму, богослужению, церковной традиции. Он был ревнителем хорошего церковного пения, иконописного канона. Каждый верующий при желании может найти нечто поучительное для себя в жизни о. Антонина. Наша же задача ― знать его и достойно почитать его память.
― Возможно ли в наши дни прославление архимандрита Антонина?
― Прославление подвижника благочестия, а то, что о. Антонин ― подвижник благочестия сомнения нет, возможно при выполнении определенных условий. Главными являются наличие знамений, подтверждающих волю Божию о прославлении, в частности, таковыми считаются чудеса, исцеления, иные формы благодатной помощи через угодившего Богу человека. И другая существенная сторона ― почитание церковного народа. Если будет воля Божия и широкое почитание верующими, то о. Антонин по праву займет место в ряду преподобных.
Алексей Реутский
«Церковный вестник»/Патриархия.ru