Братия Высоко-Петровского ставропигиального мужского монастыря г. Москвы возрождает одну из богослужебных традиций допетровской Руси. Эта традиция связана с Влахернской иконой Божией Матери, старинный список с которой Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл вернул в Петровскую обитель 2 марта 2017 года.
31 марта, в 17.00, накануне праздника Похвалы Пресвятой Богородицы, в центр Сергиевского храма монастыря будет изнесена Влахернская икона Божией Матери, перед которой совершится торжественное пение Акафиста — первого акафиста, составленного Церковью.
«Еще в XVII веке, после принесения в Москву, Влахернская икона Богородицы вошла в литургический обиход "Третьего Рима". Ежегодно в пятую субботу Великого поста, когда читается Акафист Пречистой Деве, в Успенском соборе Кремля святой образ полагали в центре храма на аналое, "меж амвона и царских дверей", и читали Акафист именно перед ним. Эта традиция, символизирующая духовную связь православных столиц — Константинополя и Москвы, прервалась почти одновременно с упразднением Патриаршества», — отмечает игумен Петр (Еремеев), наместник Высоко-Петровского монастыря.
В праздник Похвалы Пресвятой Богородицы в Высоко-Петровском монастыре богослужения пройдут по следующему графику:
- 31 марта (пятница) в 17.00 — утреня с пением Акафиста Пресвятой Богородице;
- 1 апреля (суббота) в 8.30 — Божественная литургия в Субботу Акафиста.
***
Высоко-Петровский список Влахернской иконы Божией Матери датируется 1701 годом. Икона попала в обитель вскоре после окончания масштабного строительства, осуществляемого здесь Петром I в конце XVII века. В первое время образ пребывал в Петровском соборе, освященном ранее, после реконструкции, в присутствии царей Петра I и Иоанна V. Позднее икона была перенесена в Сергиевскую церковь, построенную и освященную в память о спасении в Троице-Сергиевом монастыре будущего императора Петра и рода Нарышкиных во время стрелецкого восстания.
Образ представляет собой ковчег, в котором высоким рельефом вырезано изображение Богородицы с Младенцем. Нимб вокруг лика Пречистой Деве, также устроенный наподобие ковчега, как и сильно углубленный фон вокруг фигур и пять круглых углублений на нимбе Спасителя, предназначались для размещения многочисленных частиц мощей, залитых воском. Сами рельефные изображения на списке выполнены в дереве, покрыты левкасом и расписаны темперой.
На правом боковом поле иконы написано: «Построен сей святой образ в лето 7210. От рождества же по плоти Бога 1701 месяца ноября 8 день. Венец же у сего образа исполнен святых многочислено в заступление наша».
Подробных сведений об истории создания образа пока не обнаружено. В 1847 году в Москве было опубликована работа П. Казанского, посвященная роду Головиных и селу Новоспасскому с Влахернским монастырем. Автор впервые вводит в оборот версию о том, что данная икона попала в Высоко-Петровский монастырь из дома Феодора Петровича и Натальи Ивановны Дубровских. Позднее историк Высоко-Петровского монастыря архимандрит Григорий (Воинов) в своей книге «Древние и другие замечательные предметы из Высоко-Петровского монастыря» (1875 г.) повторяет данную версию биографа Головиных.
В собрании статей «Многоценное сокровище. Иконы Богоматери Одигитрии Влахернской в России» российский ученый Г.В. Сидоренко называет Высоко-Петровский список с иконы Божией Матери «Влахернская» самым ранним. «Даты на иконах, дорогостоящие затраты на их изготовление, особое почитание, которое они обрели впоследствии, дают основание предполагать, что резные образы могли быть выполнены по царскому заказу в одной из московских мастерских ― скорее всего кремлевской», ― говорится в исследовании Г.В. Сидоренко.
Таким образом, в настоящее время нет единой точки зрения на историю появления Влахернской иконы в Высоко-Петровском монастыре.
Согласно сведениям П. Казанского, около 1847 года резная икона Влахернской Богоматери еще стояла слева от Царских врат в монастырской церкви Петра Митрополита, а уже в конце XIX века икона находилась в храме преподобного Сергия Радонежского. В полном списке православных монастырей, составленном Л.И. Денисовым (1908 г.), среди икон Петровского монастыря указана «чтимая Влахернская икона Божией Матери из воскомастики, в осыпанной дорогоценными камнями серебряной ризе, сооруженной в 1701 году». Это единственное свидетельство о бывшем на иконе окладе, по-видимому, утраченном в революционные годы. После закрытия монастыря в 20-е годы ХХ века икона, уже без драгоценного оклада, попала в коллекцию Государственного Исторического музея, откуда в 1990 году была передана в храм Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове.
До передачи в храм Рождества Пресвятой Богородицы иконы была подробно изучена и описана следующим образом: «Икона выполнена в технике резьбы по дереву, в невысоком рельефе, с оборота имеет дублирующую доску толщиной около 2 см. На резной иконе Высоко-Петровского монастыря венцы и пространство фона исполняли роль мощевиков с ячейками ― «ковчегами». В ячейки полагались святые мощи. Объем ячеек заполнялся воскомастикой, после чего сверху венцы и фон закрывали деревянными пластинами, плоскими на фоне и рельефными на венцах. Затем икона покрывалась тонким слоем левкаса, золотилась и расписывалась темперой».
Возвращение чтимого Высоко-Петровского списка Влахернской иконы Божией Матери стало результатом возрождения монашеской жизни в стенах Высоко-Петровского монастыря. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла монастырь изготовил копию этой иконы в дар храму Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове в память о том, что эта монастырская святыня почти тридцать лет пребывала под сводами этой церкви.
Высоко-Петровский монастырь/Патриархия.ru