Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Патриархия

К лику местночтимых святых причислены схимонахи Никита и Феофан Рославльские

Версия для печати
27 декабря 2016 г. 21:01

27 декабря 2016 года в ходе заседания Священного Синода Русской Православной Церкви был заслушан рапорт председателя Синодальной комиссии по канонизации святых епископа Троицкого Панкратия относительно поступившего ходатайства митрополита Смоленского и Рославльского Исидора о канонизации в лике местночтимых святых схимонахов Никиты и Феофана, пустынножителей Рославльских лесов (журнал №126).

Будущий схимонах Никита родился в Орле в 1695 году. Кем и когда он был пострижен в монашество, неизвестно. Юношей он удалился из родительского дома и поселился в двух верстах от Белобережской пустыни (ныне — Брянская епархия), посещая богослужения в этой обители. Здесь он прожил до старости.

В 1780 году схимонах Никита поселился в сделанной им самим келье в Рославльских лесах, на южной стороне «Монашеского рва», возле села Екимовичей. Здесь старец в монашеском подвиге, известном только ему, прожил не менее десяти лет. Затем он снова перебрался в Белобережскую пустынь, но перед смертью, в 1792 году, он захотел вновь вернуться в свою пустыньку. Его ученик Досифей, получив благословение настоятеля Белобережской пустыни, привез Никиту в Рославльские леса. Здесь Никита и умер 29 марта 1793 года.

Тело почившего схимонаха Никиты было погребено во рву, возле его кельи. Так как во рву постоянно стояла вода, Досифей через несколько лет откопал гроб Никиты, чтобы перенести его на другое место. Гроб оказался цел, а тело и одежды Никиты нетленны. Тело переложили в новый гроб и, отслужив панихиду, погребли на полугоре, на северной окраине рва. При погребении присутствовал больной монах, страдавший болезнью желудка. Испив воды от гроба, он исцелился от своей болезни. Спустя 15 лет после кончины отца Никиты его гроб вновь открывали: его тело по-прежнему оставалось нетленным.

Со времени его кончины богомольцы почитают память отца Никиты. В день Ангела к могиле старца собиралось до 5000 человек. Могила старца почитается по сей день, засвидетельствованы случаи исцелений.

Недалеко от погребения отца Никиты находится могила другого подвижника — схимонаха Феофана. О его жизни сохранилось мало сведений. В основном это следующие воспоминания архимандрита Моисея, преподобного старца Оптинского.

«Отец Феофан, уроженец Владимирский, был на службе Черноморского казацкого войска; до пострижения именовался "казак Федор Талунин". Жил первоначально в Софрониевой пустыне, а потом ушел в Молдавию, где пребывал у старца Паисия, а по кончине его возвратился в Россию и поступил в братство Оптиной пустыни в 1800 году. В крайнем нестяжании, в кротости духа, деятельную добродетель поста, молитвы и поклонов он проходил с горячей ревностью. <…> Старец отошел ко Господу 15-го июня того же 1819 года. За несколько минут до кончины я спросил его: "Покойна ли твоя душа, не страшится ли чего в часе смертном?" Он отвечал: "Я с радостью желаю разрешиться жизни сей". И тут же стал кончаться: занес руку для крестного знамения и предал дух свой в руки Божии. Погребен в пустыне».

Преподобный Оптинский старец Антоний, на руках которого в Рославльских лесах умер старец Феофан, рассказывал, что он забыл испросить у него молитв перед его смертью. В 40-й день почивший явился ему во сне и пообещал молиться за него. Отец Антоний говорил о Феофане следующее: «Этот старец при жизни имел столь сияющее благодатью лицо, что недоставало духу смотреть ему прямо в глаза, а разве украдкой когда взглянешь со стороны».

В настоящее время могила схимонаха Феофана почитается паломниками.

Священный Синод постановил причислить к лику святых для местного почитания в Смоленской митрополии схимонахов Никиту и Феофана, пустынножителей Рославльских лесов. Память преподобного Никиты положено совершать 29 марта (11 апреля), в день его преставления ко Господу. Память преподобного Феофана — 15 июня (28 июня), в день его преставления ко Господу.

Честные останки преподобных Никиты и Феофана, в случае их обретения, предложено считать святыми мощами и воздавать им достодолжное почитание. Новопрославленным святым будут писаны иконы для поклонения, согласно определению VII Вселенского Собора.

Патриархия.ru

Все материалы с ключевыми словами