Интервью с регентом хора Казахстанского митрополичьего округа, Заслуженным деятелем искусств России О.Н. Овчинниковым по итогам I Международного съезда регентов и певчих Русской Православной Церкви.
― Олег Николаевич, по благословению митрополита Астанайского и Казахстанского Александра, Вы приняли участие в I Международном съезде регентов и певчих Русской Православной Церкви.
― Прошедшее мероприятие с уверенностью можно назвать значимым событием в культурной и духовной жизни Русской Православной Церкви в новейший период ее истории. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Москве впервые с 1917 года собрались регенты и певчие с различных епархий нашей Церкви. На съезд прибыло 198 официальных делегатов из 17 стран ― представители от митрополий и епархий, монастырей и духовных учебных заведений, регенты и певчие из зарубежных приходов Московского Патриархата.
Глубоко символично, что два заседания Съезда прошли в возрожденном Епархиальном доме, где в 1917-1918 годах проходили заседания Поместного Собора Российской Православной Церкви, на которых в последний раз обсуждались проблемы церковного пения и клиросного служения.
Инициатором проведения Съезда регентов и певчих стал Предстоятель нашей Церкви ― Святейший Патриарх Кирилл. Знаю, что это мероприятие готовилось около года. Большая организационная работа проводилась под руководством митрополита Волоколамского Илариона, председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата. В епархии были направлены анкеты с вопросами, касающимися различных аспектов регентского служения, что позволило составить перечень наиболее актуальных тем церковно-певческого делания, которые и легли в основу рабочей повестки Съезда. Изучение проблематики регентского служения на местах позволило сделать мероприятие не просто чередой выступлений и лекций, а настоящей диалоговой площадкой и местом решения конкретных практических задач. Поэтому, как отметил Святейший Патриарх, в своем слове перед делегатами, «эта важная инициатива возникла снизу… И то, что мы все сегодня здесь собрались, это следствие вашей инициативы, которая выражает ваши потребности».
По благословению главы Митрополичьего округа Русской Православной Церкви митрополита Астанайского и Казахстанского Александра кроме меня на Съезд была направлена регент хора Успенского кафедрального собора Астаны Ольга Варенцова.
― Поделитесь, пожалуйста, своими впечатлениями.
― Полагаю, что кульминацией работы Съезда стала встреча с его делегатами Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. В выступлении Его Святейшество совершил экскурс в историю церковного пения в России в ХХ столетии. Предстоятель нашей Церкви дал положительную оценку общему состоянию регентского делания на сегодняшний день. «Наше церковное пение развивается, ― подчеркнул Святейший Патриарх, ― совершенствуется, появляется очень много замечательных коллективов, которые способны не только в храме петь, но и выступать и представлять русскую церковную певческую традицию и в стране, и за рубежом». Действительно, могу свидетельствовать об этом как регент основного певческого коллектива Казахстана ― хора Митрополичьего округа. Общаясь со своими коллегами, посещая разные епархии и регионы канонического пространства Русской Православной Церкви, вижу, как среди большинства священнослужителей и прихожан возрастает интерес к возрождению певческого искусства, к грамотному исполнению произведений с точки зрения музыкальной науки и богослужебной традиции.
Первосвятитель при этом отметил главные моменты, имеющие важность в современном регентском делании ― это систематизация церковно-певческой практики и обязательное сохранение певческих традиций. Говоря о значимости систематизации Его Святейшество призвал избегать такой крайности как унификация, при которой во всех храмах должна звучать приблизительно одна и та же музыка. При сохранении разнообразия должно оставаться самое главное ― подлинно церковный вкус, верность истории и традиции. Особенно, по мнению Святейшего Патриарха Кирилла, это значимо в деле сохранения синодального обихода, и, в частности, синодального осмогласия. «Нельзя фантазировать, гармонизируя и перефразируя, выражаясь литературным языком, традицию русского осмогласия как она сложилась, в том числе, в синодальный период», ― подчеркнул Первосвятитель.
Общение со Святейшим Патриархом Кириллом продолжилось за Божественной литургией в день памяти святителя Филарета, митрополита Московского. В Храме Христа Спасителя делегаты съезда составили единый хор, который возглавил талантливый регент ― Алексей Александрович Пузаков, заслуженный артист России, руководитель Московского Синодального хора.
Пользуясь случаем, хотел бы поблагодарить Святейшего Патриарха Кирилла за замечательное выступление и те мудрые мысли, которые были озвучены Его Святейшеством. Несомненно, все мы ― регенты и певчие, присутствовавшие в Зале церковных соборов Храма Христа Спасителя, ― получили для себя важные уроки, а также стимул к дальнейшим активным трудам на поприще церковно-музыкального делания.
― Олег Николаевич, Вы не только регент, но и церковный композитор. Что интересного в этом направлении Вы извлекли для себя из работы на Съезде?
― Задачи современного творчества в области написания церковной музыки лично мне видятся, прежде всего, в гармонизации старинных распевов, которые в силу разных причин стали мало востребованы или вообще позабылись, в их аранжировке, в приспособлении к звучанию в современных условиях. При этом нужна деликатность, чуткость, тот вкус к подлинно церковной музыке, о котором говорилось выше, любовь к традиции. Об этом вопросе весьма емко отозвался Святейший Патриарх Кирилл в своем слове на Съезде: «Нужно открыть возможности для творчества, для написания новых произведений. Но то, что к нам пришло из истории, ломать не надо». Существует та область в церковном пении, где все уже завершено, закончено, где не нужен больше талант композитора, а требуется лишь мастерство регента. И основная задача специалиста, пишущего духовную музыку, на мой взгляд, это почувствовать и понять. «Нужно то, что было создано в прошлом, оставить так, как оно есть, ― говорилось в выступлении Его Святейшества, ― но, тем не менее, ни в коем случае не ограничиваться этой традицией, открывать возможности для современных композиторов творить».
― С докладом к делегатам Съезда обратился митрополит Волоколамский Иларион.
― Прежде всего, хотел бы сказать слова признательности в адрес Высокопреосвященнейшего владыки митрополита Илариона. Мне посчастливилось не только быть лично знакомым с этим выдающимся иерархом, но и вместе потрудиться над осуществлением масштабного музыкального проекта в Казахстане. 18 февраля 2013 года впервые в Республике, в южной столице страны, прозвучало его монументальное произведение, получившее всемирную известность и признательность ― оратория «Страсти по Матфею». Ценители музыки получили замечательную возможность познакомиться с этим уникальным творением, совмещающим духовные и культурные традиции Востока и Запада, светское и церковное искусство.
Что касается выступления митрополита Илариона «Петр Ильич Чайковский и сегодняшние проблемы церковного пения», то представленная в докладе тема мне лично близка. Исполнение песнопений Божественной литургии на музыку П.И. Чайковского хором Казахстанского митрополичьего округа в ближайшее воскресенье к дню памяти этого великого русского композитора стало доброй традицией Алма-Атинской епархии.
Весьма интересной, на мой взгляд, стала подборка цитат и высказываний Петра Ильича из писем и общения с современниками, касающихся церковной музыки XIX столетия.
Выводы, сделанные митрополитом Иларионом, прозвучавшие во второй части доклада, действительно отображают актуальные проблемы современного клиросного пения. «Многие песнопения исполняются хорами либо слишком громко, так что священнослужителю приходиться перекрикивать хор, либо слишком быстро, так что священнослужитель не успевает прочитать положенные молитвы. Иной раз, наоборот, из-за слишком медленного пения богослужение искусственно затягивается. Бывает, что во время богослужения алтарь живет своей жизнью, а клирос своей; в алтаре происходит одно священнодействие, а на клиросе ― совсем другое: скорее концерт, чем служба», ― совершенно справедливо отметил владыка.
Справедливая критика архипастыря прозвучала в адрес некоторых увлекающихся жанровой и исторической эклектикой руководителей хоров: «Для исполнения за одной церковной службой регент чаще всего подбирает песнопения, написанные разными авторами, в разные эпохи, в разном стиле. Это нередко создает диссонанс между внутренним строем богослужения как единого целого и теми пьесами, не имеющими между собой никакой внутренней связи, которые предлагаются слушателю в качестве музыкального сопровождения».
Полагаю, что призыв митрополита Илариона: «Вернуть церковному пению молитвенный дух», ― должен стать одним из девизов будущих Съездов регентов и певчих Русской Православной Церкви.
― Олег Николаевич, на Съезде было немало сказано о проблемах современного церковно-певческого делания, а были ли предложены пути решения насущных вопросов?
― Четко обозначить существующую проблематику в области певческого искусства, аргументированно, без лишних эмоций, указать на недостатки современного регентского служения ― уже само по себе является важным шагом в правильном и гармоничном развитии церковной музыки на современном этапе.
Кроме того, Святейший Патриарх Кирилл призвал к совершенствованию подготовки регентов в духовных школах Русской Православной Церкви. «Мы должны стремиться к тому, чтобы уровень подготовки регентов в наших специальных учебных заведениях был не ниже уровня подготовки музыкантов в соответствующих светских учреждениях», ― подчеркнул Первосвятитель.
Его Святейшество также обратил внимание на необходимость прививать интерес к церковному пению у детей и подростков, обучающихся в приходских воскресных школах: «Эти молодые люди, почувствовавшие интерес к церковному пению, могут пойти в семинарии на регентские отделения и пополнить корпус регентов Русской Православной Церкви».
Самое главное, что первым Съездом была возобновлена эта нужная традиция общения регентов и певчих Русской Православной Церкви на регулярной основе и принята Резолюция, обозначающая первоочередные шаги в развитии клиросного делания.
Слова особой благодарности хотел бы адресовать организаторам Съезда ― ректору Санкт-Петербургской духовной академии и семинарии архиепископу Петергофскому Амвросию, ректору Российского православного университета, председателю организационного комитета Съезда игумену Петру (Еремееву), настоятелю Богоявленского кафедрального собора города Москвы протоиерею Александру Агейкину, регенту Московского Синодального хора, Заслуженному артисту России А.А. Пузакову, регенту храма преподобного Сергия Радонежского в Солнцево, преподавателю Школы духовного пения В.А. Волковой.
Члены оргкомитета не только серьезно поработали над подготовкой всех мероприятий, но и сумели создать рабочую, конструктивную, и вместе с тем душевно комфортную атмосферу на этом Международном церковно-музыкальном форуме.
Беседовала сотрудник Информационного отдела Казахстанского митрополичьего округа Надежда Исаева
Митрополичий округ в Республике Казахстан/Патриархия.ru