Вместе с мощами прп. Силуана Афонского впервые в пределы Русской Православной Церкви со Святой Горы Афон приносится для поклонения верующих чудотворная икона Спасителя, с которой связано чудо явления Господа Иисуса Христа прп. Силуану.
Чудотворная икона, при молитве у которой старцу Силуану Афонскому явился Господь Иисус Христос, все эти годы безвыездно хранилась в Русском Пантелеимоновом монастыре на Афоне и никогда не выносилась за пределы обители.
Принесение этой почитаемой русскими святогорцами святыни в города Белоруссии и России связано с празднованием 1000-летия русского монашества на Афоне.
Чудотворный образ Спасителя сопровождают насельники Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря, которые привезли с Афона честную главу прп. Силуана Афонского.
***
Как известно, на первом году пребывания прп. Силуана в Русском на Афоне Пантелеимоновом монастыре с ним произошло событие, изменившее всю последующую жизнь: во время уединенной молитвы в мельничном храме в честь св. пророка Божия Илии образ Спасителя на иконостасе вдруг «ожил». На месте иконы старец Силуан увидел Господа, смотревшего на него.
Это было не просто визуальное наблюдение, но чудо Богоявления, в котором таинственно открылось познание Бога, троичного в Лицах. Во время этого явления, по словам самого преподобного, благодать Святаго Духа наполнила его душу, и Духом Святым он не просто увидел Господа Иисуса Христа, но узнал в Нем своего Бога, Спасителя и Творца, пришедшего по благоволению Отца. Суть происшедшего чуда заключается не столько в видении, сколько в богопознании. Еще юный и не опытный послушник Симеон (таково мирское его имя) впервые получил опыт таинственного благодатного общения с Богом. Он не просто «увидел» Господа телесными очами, но по наитию благодати, по откровению Духа Святого познал, что Явившийся есть истинный Господь и Спаситель.
После этого благодать восхитила ум прп. Силуана в Рай, как некогда св. ап. Павла и блаж. Андрея Христа ради юродивого. Душа его навсегда была «уязвлена» любовью Божией, так что он до конца своих дней не мог уже видеть ничего суетного, но весь был пленен памятью о Боге, Которого видел лицом к лицу. Ответная любовь к Богу, память о пребывании умом в раю и невозможность вернуть блаженного состояния богообщения одним только произволением становятся причиной богоугодной печали по Богу. «Скучает душа моя о Господе и слезно ищет Его, ― таков лейтмотив всех писаний прп. Силуана. ― Милостиве Господи, как мне Тебя не искать, когда душа моя познала Твою любовь». Скорбь Адама, изгнанного из рая, он воспринимает как свою собственную, переживая ее лично. Плачущий Адам в его писаниях ― это его собственная душа, помнящая пребывание в раю и благодатное молитвенное собеседование с Богом. Не имея возможно самостоятельно вернуть это состояние, он, подобно Адаму, нисходит умом во ад, чтобы там во смирении ожидать пришествия Спасителя, Который вновь воскресит его душу для вечного сопребывания с Собой.
Богоявление пред иконой Спасителя в храме на мельнице оставило настолько неизгладимый след в душе преподобного Силуана, что упоминание о нем красной нитью прослеживается во всех его писаниях.
Икона Спасителя, с которой связано описываемое чудесное событие, по сей день пребывает в русском святогорском монастыре на Афоне в иконостасе Илиинского храма, что на жерновах, где и произошло чудо, и является одной из самых почитаемых в обители святынь.
Портал «Русский Афон»/Патриархия.ru