9-10 марта 2016 года в Таврическом дворце в Санкт-Петербурге прошла международная научная конференция «Религиозная ситуация на Северо-Западе: проблема социокультурных идентичностей». В мероприятии приняли участие священнослужители, религиоведы, этнологи, политологи и социологи из России, Греции, Финляндии и других стран.
Собравшихся приветствовал председатель отдела Санкт-Петербургской епархии по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Александр Пелин.
Первый заместитель председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Александр Щипков огласил приветствие Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. «Сегодняшний мир стремительно меняется — одни социокультурные парадигмы сменяют другие и приводят к возникновению новых привычных общественных парадигм. Основными причинами этому служат миграционные потоки, цикличность экономических процессов и активизация глобальной конкуренции. Отрадно, что в современной России вопросы социокультурных и этно-религиозных идентичностей обсуждаются на разных площадках, на государственном уровне апробированы составляющие национальной политики», — отмечается, в частности, в тексте Патриаршего обращения.
Приветствие участникам конференции направили руководитель Администрации Президента РФ Сергей Иванов, вице-губернатор Санкт-Петербурга Александр Говорунов, заместитель председателя комиссии Общественной палаты РФ по гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений Альбир Крганов, руководитель секретариата Совета МПА стран СНГ Алексей Сергеев, председатель ДУМ Санкт-Петербурга и Северо-Запада муфтий Равиль Панчеев, вице-президент КЕРООР раввин Зиновий Коган, председатель Российской ассоциации защиты религиозной свободы Александр Кудрявцев.
На пленарном заседании председатель оргкомитета форума Александр Прилуцкий рассказал о 15-летнем опыте работы данной конференции. Неизменная тема дискуссии — религиозная ситуация в регионе, весь спектр влияния религиозности на социальные институты и отношения. Анализ этой ситуации необходим для нормализации государственных и конфессиональных отношений, профилактики религиозных конфликтов, экстремизма и ксенофобии.
В докладе члена совета по межнациональным отношениям при президенте РФ Владимира Зорина, посвященном исламу, было отмечено, что 11% населения страны придерживаются мусульманской культурной традиции. Этнокультурная обстановка в северо-западных регионах России оценивается как позитивная. Важным ресурсом общества становится взаимодействие исламской и православной культур.
О причинах кризиса российской идентичности рассказал Александр Щипков. По его словам, национальная и конфессиональная идентичность из узкого этнокультурного феномена превращается в мощный политический фактор и получает право на прямое высказывание. Мир снова становится свидетелем секулярного и религиозного конфликта, пример тому — ситуация с ИГИЛ или французским еженедельником Charlie Hebdo. В политическом споре выигрывает тот, чья идентичность прочнее. Кризис идентичности ведет к утрате политических позиций в мире. Идентичность — это попытка осознания своей исторической миссии, ответ на вопросы: кто мы и куда идем. Условие укрепления русской идентичности — синтез историко-культурных кодов, в частности, советских ценностей социальной справедливости и христианских ценностей.
Темой доклада заместителя директора исследовательского центра «Религия в современном обществе» Института комплексных социальных исследований РАН Марины Мчедловой стала «Религия и "дебаты об идентичности": политические контексты современности». Докладчик отметила, что в условиях повышенных рисков современности религиозные идеология и институты становятся актуальными и «ощущаемыми» в повседневной жизни и в межличностных отношениях. Религия включается в жизнь общества не столько как социальный институт, сколько как способ коллективной и индивидуальной идентичности.
Протоиерей Александр Пелин в своем выступлении на тему «Вызов идентичности: христианский ответ постмодерну» отметил, что в эпоху модерна, которая в России выпала на советское время, произошло разрушение традиционной общины, формировавшей личность. В результате секуляризации смысл жизни и ее ценности ушли из общественной жизни, идентичность, в том числе религиозная, стала частным делом. Идеологизированные понятия советского человека и борьба за чистоту нации — лишь робкие попытки выстроить идентичность без божественного начала. Факторы социальной реальности постмодерна — это появление новой медиасреды и формирование глобального общества потребления, в котором личность идентифицируется именно через потребление, а не созидание. В христианской идентичности личность призвана раскрывать себя как образ и подобие Божие.
Член совета по взаимодействию с религиозными объединениями при президенте РФ Марианна Шахнович осветила проблему гармонизации этнорелигиозной ситуации в контексте образования. Проректор по научной работе РХГА Дмитрий Шмонин продолжил тему религиозного образования. Заведующая кафедрой религиоведения Казанского федерального университета Светлана Астахова раскрыла тему религиоведческой экспертизы.
На секции «Псевдорелигиозный экстремизм и современные мировые вызовы» обсуждались развитие религиозной ситуации на Северо-Западе, роль религиозного фактора в геополитике, проблема псевдорелигиозного терроризма.
На секции «Калейдоскоп идентичностей и мировые процессы глобализации» шла речь о взаимном влиянии религиозной, этнической и гражданской идентичностей, культурном и религиозном измерении этноса.
10 марта в Государственном музее истории религии состоялась дискуссия на тему «Трехвековой опыт Санкт-Петербурга по мирному сосуществованию и сотрудничеству представителей различных этносов и религиозных традиций».
Организаторы конференции: Санкт-Петербургская епархия, комиссия Общественной палаты РФ по гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, Русская христианская гуманитарная академия, Межрегиональный центр духовно-нравственного просвещения и межрелигиозного сотрудничества при РХГА, Северо-Западный филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте РФ, храм святой Екатерины в Санкт-Петербурге (Армянская Апостольская Церковь), АНО «Центр этнорелигиозных исследований» при поддержке отдела по связям с религиозными организациями администрации губернатора Санкт-Петербурга.
Санкт-Петербургская митрополия/Патриархия.ru