Книга «Пустынники Русского Севера. Житие преподобных и богоносных отцов Никодима и Серапиона Кожеезерских» вышла в свет в Архангельске. Святые подвизались в XVI веке в Кожеезерском Богоявленском монастыре. Издание богато иллюстрировано и содержит канон и молитвы преподобному Никодиму.
Кожеезерский Богоявленский мужской монастырь Архангельской епархии — уединенная пустынь, не имеющая автомобильных дорог, удаленная на многие десятки километров от селений. Монастырь находится к юго-востоку от города Онеги на Лопском полуострове, омываемом водами озера Кожи. Был основан в 1560 году священноиноком Нифонтом и преподобным Серапионом Кожеезерскими.
В монастыре некоторое время (1643–1646) подвизался игумен Никон, впоследствии Патриарх Московский, при котором монастырь достиг высокого благоденствия: число братии умножилось до ста. В 1758 году за бедностью монастырь был приписан к Спасо-Каргопольскому, что окончательно его истощило, и в 1764 году он был закрыт не только в силу оскудения, а в силу секуляризационной политики Екатерины II. Согласно монастырскому синодику, за время от основания обители и до упразднения в ней пребывало 346 иноков.
После упадка и запустения возобновление Кожеезерского монастыря началось в 1851 году стараниями соловецкого иеромонаха Митрофана (Правоторова). В 1885 году игуменом был назначен соловецкий иеромонах Питирим, который стал подлинным восстановителем и преумножителем Кожеезерской пустыни.
В результате трагических событий революционного переворота 1917-1918 годов в Кожеезерском монастыре безвинно погибли: настоятель иеромонах Арсений, иеромонах Пантелеимон; иеродиакон Иоанникий; монах Илия; послушник Михаил Черепанов; работница Марфа Зайцева; богомолец Иоанн Анциферов. В 1920-е годы монастырь упразднили.
Указом епископа Архангельского и Холмогорского Тихона (Степанова, † 2010) возобновлена монашеская жизнь в обители. 19 апреля 1999 года постановлением Священного Синода Кожеезерский Богоявленский монастырь был официально открыт.
Ближайшие от монастыря деревни расположены в радиусе 70-80 километров; кругом леса, болота, протоки, реки, которые впадают в озеро. Красота и тишина благоприятствуют уединенной жизни, молитве. В древности святые уходили подальше от городов и поселений, чтобы жить в подвиге ради Господа. Так и преподобный Сергий Радонежский ушел из дома в свое время, и другие святые.
Духовная связь между северной обителью и Троице-Сергиевой лаврой очевидна: настоятель монастыря и автор книги иеромонах Михей (Разиньков) является пострижеником Лавры. Детство будущего иеромонаха прошло в Сергиевом Посаде. Отец — протоиерей Иоанн Разиньков — более 50 лет служит Церкви, из них 28 лет являлся протодиаконом в Преображенском храме с. Богородское (г. Москва). Мать — матушка Валентина — 18 лет пела в Патриаршем Богоявленском Елоховском соборе г. Москвы, была солисткой Патриаршего хора; позже 9 лет пела в храме Воскресения Христова в Сокольниках, где находится чудотворная икона Божией Матери «Иверская», написанная на Афоне по благословению Патриарха Никона.
В 1988 году о. Михей поступил в Оптину Пустынь, где до 1994 года управлял братским хором и по благословению скитоначальника иеромонаха Михаила (Тимофеева) (ныне — иеросхимонах Серафим), создал знаменный праздничный хор в Иоанно-Предтеченском скиту Оптиной пустыни.
В 1995 году о. Михей перешел в Троице-Сергиеву лавру, где нес послушание регента братского хора на левом клиросе и одновременно некоторое время управлял знаменным хором в Троицком соборе. Это послушание ему дал архимандрит Даниил (Доровских), бывший тогда благочинным в Лавре, а ныне являющийся митрополитом Архангельским и Холмогорским.
Основное попечение настоятеля Кожеезерской обители иеромонаха Михея (Разинькова) в лавре — благоустроенное чтение и пение. Именно это, по убеждению отца Михея, определяет монашескую настроенность. Сегодня во время богослужений в Кожеезерском монастыре часто звучит древний знаменный распев неизменяемых песнопений, догматиков, стихир, тропарей, что обычно производит глубокое впечатление на паломников, посещающих обитель.
К сожалению, из братии монастыря о. Михей является пока единственным. И соответственно, по его мнению, полноценной службы тоже нет: нет певчих, нет настоящих чтецов — служба всегда с клиросом связана, а клир должен петь по-монашески, благодатно и молитвенно. Есть благословение владыки Даниила настоятелю обители набирать сестер. Возможно, что в будущем соберется община женского монастыря или скита.
В монастыре немало и хозяйственных дел: необходимо перекрыть крышу на храме, восстановить уничтоженную двухъярусную каменную колокольню, благодаря которой храм раньше назывался «иже под колоколы», возобновить старинный монастырский колодец с надкладезной часовней, разбить сад. Все это требует добровольных помощников, желающих трудиться во славу Божию.
Пока же усилия немногочисленных насельниц и паломников направлены на дела самые насущные: выпечку просфор и хлеба, заготовку дров, сенокос, огородные работы (выращивается картофель, морковь, свекла, тыквы, зелень, тепличные огурцы, помидоры и проч.), сбор грибов и ягод (клюквы, черники, брусники, калины), перевозку грузов по зимнему пути.
Для паломников и всех желающих подвизаться в Кожеезерской обители и оказать ей посильную помощь в книге «Пустынники Русского Севера» указана контактная информация, адреса сайтов и платежные реквизиты, подробно описан маршрут следования к монастырю. Автор также предусмотрительно советует паломникам, как одеться и что с собой взять.
Все, кому интересна история северного русского монашества, могут приобрести книгу в книжных лавках храмов Архангельской епархии и Троице-Сергиевой лавры.
Архангельская епархия/Патриархия.ru