6 ноября 2015 года Церковь совершает празднование в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». В этот день Божественную литургию в московском храме на Большой Ордынке, в котором пребывает чудотворный образ, совершил председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион.
Архипастырю сослужили многочисленные гости в священном сане и клирики храма.
Диаконский чин возглавил помощник председателя ОВЦС протодиакон Владимир Назаркин.
За богослужением пел Московский синодальный хор под управлением заслуженного артиста России А.А. Пузакова, а также Академический Большой хор «Мастера хорового пения» (художественный руководитель и главный дирижер — заслуженный деятель искусств Российской Федерации Лев Конторович).
В годовщину кончины великого русского композитора Петра Ильича Чайковского были исполнены песнопения написанной им «Божественной литургии».
После сугубой ектеньи митрополит Иларион прочел молитву о мире на Украине.
За богослужением было совершено славление перед главной святыней храма — чудотворной иконой Божией Матери «Всех скорбящих Радость».
По окончании Литургии владыка Иларион обратился к верующим с архипастырским словом:
«Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Величит душа моя Господа, и возрадовася дух Мой о Бозе Спасе Моем (см. Лк. 1:46-47) — эти слова из песни Пресвятой Богородицы мы слышим всякий раз, когда совершается Богородичный праздник. Мы слышим их в Евангельском чтении, а также в прокимне, который исполняется перед чтением Апостола. Эти слова напоминают нам о той радости, которую Господь наш Иисус Христос принес в этот мир.
Когда мы прославляем Пресвятую Богородицу, мы говорим о Ней, как о Радости всех скорбящих.
Радость — это то, к чему всегда стремится душа и влечется сердце человека, ибо он создан чтобы радоваться. Человек тянется к радости, ему хочется найти радость в жизни. Но как часто люди ищут радость не там, где она действительно есть. Вместо того, чтобы искать внутреннюю, подлинную, непреходящую духовную радость — ту, которую, по словам Господа, «никто не отнимет от вас» (см. Ин. 16:22) — люди ищут утешения в земных богатствах и развлечениях. Они пытаются найти утешение от скорбей и болезней в средствах, которые помогают ненадолго забыть реальность, уйти в некий виртуальный мир и получить хотя бы временное облегчение в тех страданиях, которые выпадают на долю человека.
Страдания могут быть самые разные. Это может быть и телесный недуг, который, вопреки всяким ожиданиям человека, вопреки его желаниям, приковывает к постели. И тогда, полный сил, полный желания трудиться, человек вдруг оказывается недееспособным и понимает, что все его физические силы истощаются, хотя, казалось бы, еще не пришло его время готовиться к переходу в иной мир.
А как часто бывает, что люди гонятся за иллюзорными благами, думая, что эти блага принесут им счастье и радость. Но когда, наконец, человек получает эти блага, оказывается, что радости и счастья в его жизни по-прежнему нет.
Почему так происходит? Потому что подлинная радость — это Господь, Который и пришел в этот мир, чтобы дать радость всякому уверовавшему в Него. Ради нас Он понес человеческие скорби, чтобы мы не скорбели; Он понес наши болезни, чтобы мы не унывали в болезнях. Он в одиночестве пребывал в последние часы и минуты Своей жизни, чтобы мы не чувствовали себя одинокими или оставленными.
Рядом с Ним всегда была Его Пречистая Матерь, Которая была предызбрана, чтобы стать Вместилищем Невместимого: Сам Превечный Бог вселился внутрь Нее и через Нее стал человеком, принял человеческую плоть, вышел на свет Божий. Он был воспитан Ею и Она вместе с Ним прошла весь Его крестный путь, и когда в страхе разбежались все Его ученики, Она не покинула Его и стояла у креста.
Мы веруем, что Пресвятая Богородица, пройдя весь путь вместе со Своим Сыном, стала одесную Бога. Сегодня Она молится за нас перед престолом Господним. И потому мы говорим о Ней как о Радости всех скорбящих, ибо Она, через Свои чудотворные иконы, благодаря нашему упованию на Нее, способна подавать нам ту радость, которая исходит от Самого Бога и которую никакая земная сила не может отнять у человека.
Из истории Церкви — и древних, и недавних времен — мы знаем, что мученики шли на смерть не с печалью, а с радостью. Они прославляли и благодарили Бога за то, что Он удостоил их мученической смерти. Они с радостью преклоняли свои выи под мечи палачей, претерпевали страдания, зная, что Господь за эти страдания дарует им вечную и небесную славу. И это чувство присутствия Царствия Божия для них было важнее любой физической, душевной и духовной боли.
Приходя к образу Пресвятой Богородицы "Всех скорбящих Радость", мы возлагаем на Матерь Божию всю нашу надежду и упование. Мы открываем Ей свое сердце, изливаем перед Ней свою душу, возлагаем на Нее свои болезни и немощи. Мы просим Ее исцелить наши души и телеса; чтобы Она была нашей помощницей в этой жизни и привела нас к жизни вечной, и честным Своим покровом покрывала нас и всех наших близких от всякого зла.
Мы знаем и по собственному опыту, и из многочисленных сказаний о чудесах Пресвятой Богородицы от множества Ее чудотворных икон, что Она внемлет всем нашим просьбам: приходит на помощь, когда Ее просят о помощи, исцеляет от болезни, когда Ее молят об исцелении. Она дарует человеку то чувство близости Божией, которое помогает претерпевать всякую скорбь и всякую душевную и телесную немощь.
В праздник чудотворной иконы Пресвятой Богородицы "Всех скорбящих Радость" будем молиться Пречистой Владычице, чтобы Она даровала нам эту небесную радость, сходящую свыше, чтобы Она была нашей Помощницей и Защитницей на нашем жизненном пути, и по нашей молитве и нашей вере отверзла врата в Царствие Небесное. Аминь».