В 2015 году Якутская епархия отметит 145-летний юбилей. В преддверии памятной даты епископ Якутский и Ленский Роман ответил на вопросы сайта Православие.ru.
— Владыка, когда в 2011 году Вы прибыли в Якутию, в одном из первых интервью с Вами я, помню, поинтересовалась: реально ли восстановить порушенное хозяйство епархии в дореволюционном виде? Вы ответили: вряд ли. Но с тех пор каждый год в республике появляются новые храмы: в 2012 — 9, в 2013 — 4, в 2014 — 6. Получается, в хорошем смысле Вы опровергаете свои же слова. И если так пойдет…
— Ну, справедливости ради, должен сказать, что история строительства многих из них начиналась задолго до моего приезда сюда. Я лишь подхватил начатое предшественниками, продолжил и довел до конца.
Восстановить то, что когда-то было, сложно и вряд ли удастся в прежнем объеме. Ведь до революции Православная Церковь официально поддерживалась государством. Сегодня же вся поддержка — это пожертвования прихожан. Все, что мы делаем: и наши образовательные проекты, и просветительская работа, и семинария, и социальная деятельность, — все основано исключительно на них.
Впрочем, в каком-то смысле это даже хорошо! Потому что мы независимы от бюджетов разных уровней и не гонимся за ними. Да, того, что у нас есть сегодня, явно недостаточно, но зато все это честно, прозрачно и благородно.
— И, тем не менее, новые храмы — каждый год…
— Да, открываются! И у каждого своя неповторимая история. Ведь в одном случае все расходы по строительству вдруг решает взять на себя какая-нибудь крупная компания. И это одна история.
А вот, например, храм во имя Георгия Победоносца в Нерюнгри, посвященный 70-летию Победы, можно смело назвать «народной стройкой». Потому что деньги на него собирали всем миром и построен он исключительно на пожертвования простых людей. Причем большая часть пришла в виде смс-пожертвований. И это получилась уже совсем другая история. Очень символичная. Ведь за Великую Победу 70 лет назад наш народ бился, сплотившись воедино. И храм в память о ней мы тоже строили всем миром.
А у Владимирской церкви поселка Заря в Мирнинском районе история третья. Потому что возводят ее студенты — учащиеся Мирнинского регионального технического колледжа. У них в этом поселке есть свой военно-патриотический комплекс, где летом они занимаются спортом, проходят военную подготовку и т.д. Так вот, ребята решили построить там домовый храм во имя святого Владимира. Своими руками! Сами соорудили алтарь, сами его обустраивали… Купол на храме мы уже установили. А руководство колледжа обещает, что церковь будет доступна и для всех жителей Зари.
Так что истории у наших храмов очень разные. Я и сам им всякий раз удивляюсь. Однако квинтэссенция историй похожа: храмы появляются тогда, когда рождается народный «заказ»: решение не столько «сверху», сколько «снизу».
— А меценатов становится больше?
— Это процесс лабильный. В какие-то периоды больше, в какие-то меньше, что вызвано, видимо, объективными экономическими причинами. Но их немало. Некоторые жертвователи афишироваться не хотят. Объясняют: жертва должна быть анонимной.
Мне нравится, что в Якутии существует добрая традиция: выходцы из районов, преуспевшие в жизни, малую родину стараются не забывать. Мэр Якутска Айсен Николаев, например, помогает строить церковь в селе Верхневилюйск, где живут в основном саха. Место для храма, на котором в ближайшее время мы установим купола и кресты, выбрано удачное — в самом центре села. Недавно я проводил там богослужение. Как обычно, сначала собралась община — человек 30. А уже во время службы в церковь начали заходить и те, кто просто шел по улице мимо. И многие из них потом признавались: как хорошо, что теперь у них будет свой храм.
А вот осенью мы будем освящать храм в арктическом Саскылахе — райцентре Анабарского улуса, который граничит с морем Лаптевых. Это один из самых отдаленных поселков в Якутии — там живут долганы, эвены и эвенки. С его строительством помог генеральный директор ОАО «Алмазы Анабара» Матвей Евсеев. А еще одно градообразующее предприятие — ОАО ХК «Якутуголь» — помогает возводить церкви в Нерюнгри, предоставляя материалы и технику, за что мы им тоже благодарны.
Так что помощь приходит. Иногда оттуда, откуда даже не ждешь. Мы стараемся сотрудничать со всеми, кто откликается на наши нужды, понимая необходимость духовной жизни для Якутии.
— Вы сказали, что храмы появляются там, где об этом просят люди. Растет ли число приходов?
— Растет. Сейчас их зарегистрировано уже 75, не считая домовых храмов при больницах, учебных заведениях и тюрьмах. Мы считаем работу по их созиданию очень важной, потому что храм не может существовать без людей, объединенных вокруг Евангелия, богослужения. Сначала создается приход. А уже потом прихожане обращаются к нам с просьбой помочь построить храм, принимая на себя часть хлопот по его возведению.
Правда, для того, чтобы община родилась, требуется время и подготовленная почва, что в условиях Якутии с ее расстояниями и отдаленностью населенных пунктов очень непросто. Скажем, есть поселок, где живут верующие или просто крещеные люди. Храма нет, постоянного священника тоже. Потому в первое время священнослужитель приезжает туда из Якутска или ближайшего улуса, где уже налажена церковная жизнь. Совершает богослужения, проводит собрания, созидает общину…
Одно дело, когда это где-нибудь в средней полосе России, где следующий поселок часто начинается за околицей предыдущего. И совсем другое здесь, где между ними сотни километров и нет дорог… Но, несмотря ни на что, такая работа постоянно идет.
— Когда создается приход, а затем открывается храм, люди обычно начинают просить постоянного священника. Много ли районов в них нуждаются?
— Практически вся арктическая зона республики. В общей сложности, около 20 приходов. Правда, это вовсе не значит, что их паства остается без духовного окормления. В таких ситуациях дополнительная нагрузка ложится на плечи священнослужителей из ближайших улусов и тех, кто служит в Якутске. У нас есть улусы, где один священник окормляет сразу пять храмов. А вообще постоянные командировки в районы для нашего духовенства — норма.
Но процесс подготовки священников для Якутии, прежде всего из местного населения, идет и уже приносит плоды. За последние четыре года, к примеру, мы рукоположили 28 священнослужителей. Часть уже трудится на приходах в районах, причем дальних.
— Наверное, во многом этому помогло открытие семинарии?
— Да, семинария — один из самых затратных проектов епархии, но в то же время эффективных. И я сознательно иду на эти траты, порой урезая какие-то другие расходные статьи, поскольку понимаю: развития церковной жизни не будет, если не будет своих священников. Об этом, кстати, говорили и святитель Иннокентий Московский, и первый епископ Якутии Дионисий (Хитров). Не случайно ведь святитель Иннокентий в свое время перевел семинарию с острова Ситха в Якутск и в Якутии случился расцвет церковной жизни.
За последние четыре года, после того, как духовное училище Якутска получило статус семинарии, ее пастырское отделение окончило 16 выпускников, регентское отделение — 15, курсы катехизаторов — 14. Все они поступили в распоряжение епархии, и, могу сказать, для нас это стало хорошим подспорьем.
Кроме того, теперь наши выпускники могут продолжать обучение в духовных академиях Москвы и Санкт-Петербурга, после чего возвращаются к нам уже с академическим образованием. Таких ребят у нас уже тоже много.
Я радуюсь, что к нашей епархии благоволит Ученый комитет Московской духовной академии, каждый год направляя к нам трех-четырех своих выпускников. А выпускник академии — это уже сформировавшаяся личность, за плечами у которого семь лет обучения, и, как правило, это всегда хорошее приобретение для епархии.
— Сколько еще потребуется времени, чтобы постоянные священники появились на всех приходах?
— Думаю, лет 10. Ведь развитие церковной жизни — процесс взаимосвязанный. Сначала должны сформироваться приходы, вбирая в себя лучших представителей молодежи, подвигая их к духовному образованию, учебе в семинарии. Чем больше приход, тем больше кандидатов в священники. А чем больше духовенства подготовит семинария, тем больше будет приходов. Вот так циклично развивается церковная жизнь.
Поэтому в один момент ситуация с кадрами не изменится — так не бывает. Особенно в Якутии, где восстановление церковной жизни началось много позже, чем в центре России. А вот при последовательной работе, эволюционно — это случится наверняка.
— Представителей духовенства из других регионов приглашаете служить в Якутию?
— С большой долей осторожности. Все-таки Якутия — край непростой. Прежде всего, в силу климата. Выдерживает его не каждый. Тут нужно пожить, осмотреться, свои возможности оценить… А уже потом принимать осознанное решение.
Ведь не может быть так, что сегодня ты стал священником на каком-то дальнем приходе, а завтра передумал и отказался… Подобного быть не должно. Поэтому люди к нам приезжают, какое-то время живут, знакомятся с регионом. Если чувствуют, что есть силы и хороший духовный романтизм, остаются. Только так!
— То есть острой необходимости приглашать духовенство со стороны на какие-то отдаленные приходы нет?
— Острой — нет! Да, в дальних районах священники для постоянного служения нужны, что, впрочем, актуально не только для Якутии. Но пока эти потребности мы закрываем собственными силами. И даже в нынешних условиях такие приходы в республике без духовного руководства не остаются.
— Школьный предмет «Основы православной культуры» (ОПК) — один из модулей курса «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ) — ввели в учебную программу пять лет назад. Насколько популярен он в Якутии?
— Согласно данным Министерства образования Республики Саха (Якутия), сегодня его преподают в 11% школ республики. Поскольку модули ОРКСЭ дети должны выбирать сами, то, видимо, надо понимать так, что предмет выбрали всего 11% четвероклассников. Однако у нас до сих пор нет полной ясности, как этот выбор происходит и откуда берутся цифры. Особенно если учесть, к примеру, что в Южной Якутии — Нерюнгри, Алдане — к православным относят себя более 70% жителей.
Более того, даже в таких районах, где проживают в основном саха, многие тоже отдают свои предпочтения ОПК. Иерей Михаил Иннокентьев (служит в Верхневилюйске) на днях рассказал: он провел анкетирование местных жителей; результат оказался потрясающим: около 50% родителей выразили симпатию к «Основам православной культуры». Что для меня, признаюсь, было и большим удивлением, и большой радостью, конечно.
В течение года мы пытались разобраться, как происходит выбор предмета детьми, и обнаружили, что он… практически не происходит. Школьникам нередко просто говорят: «Возьмете такой-то предмет!»
— Может, в школах проблемы с пособиями, методиками преподавания?
— В последнее время, пытаясь понять суть проблемы, мы хорошо поработали не только с Министерством образования РС(Я), но и его районными отделами. Многие вопросы не отрегулированы до сих пор, хотя предмет уже введен в учетную сетку часов. Не проработан и механизм приобретения учебников, так что сейчас стараемся в этом школам помочь. Там говорят: «Мы готовы преподавать ОПК, но пособий нет». Начинаем искать средства, чтобы обеспечить книжками поселки…
Впрочем, думаю, ответ в другом: пока мы все в процессе узнавания. Причем, взаимном. А на это нужно время.
Не только мы наблюдаем за тем, как в школах осваивают ОПК. Самим школам, наверное, тоже нужен срок, чтобы приглядеться к предмету и понять: у Церкви нет намерения напролом вторгаться в образовательную сферу. Каждый будет заниматься своим делом: школа учить, а Церковь помогала бы ей воспитывать детей. Если школа, конечно, этого захочет.
— Может, вообще не стоит подходить ко всем российским регионам — таким разным во многих отношениях — с едиными мерками? Особенно если учесть, что возрождение церковной жизни на Севере началось намного позже, чем в центре России…
— В том и дело! Дальний Восток наиболее пострадал от атеистического катка. Здесь нужно очень осторожно заниматься новациями, ни в коем случае не форсируя их. Иначе можно получить обратный эффект.
Мы решили обратиться к родителям. Объяснить, почему и зачем мы рекомендуем «Основы православной культуры». Сегодня на дверях практически всех храмов в Якутии висят призывы к папам и мамам не оставаться равнодушными к тому, что изучает ребенок. Родители должны понимать: уважать другую веру, традицию, культуру можно лишь тогда, когда знаешь свою. Если ребенок живет без ощущения своих корней, то и к другим он будет относиться точно так же. Я уже не говорю о том, что если родители мечтают вырастить интеллектуала, то основы мировых религий ему просто необходимо знать.
Впрочем, те четыре года, в течение которых школы осваивают ОПК, — срок слишком короткий. Нужно время, чтобы количество усилий переросло в качество — в результат.
— Владыка, 2015 год — для епархии юбилейный. Каких мероприятий якутянам ожидать?
— Нам совсем не хотелось проводить юбилей ради юбилея. Потому наметили ряд мероприятий, которые в течение года напоминали бы о 145-летии Якутской епархии и о том, благодаря которому она появилась, — о святителе Иннокентии Московском. Это после его настойчивых усилий Святейший Синод решил организовать самостоятельную Якутскую епархию, что произошло практически следом за учреждением генерал-губернаторства в Якутии.
В начале года прошли молодежный съезд и научно-практическая конференция «Святитель Иннокентий в судьбах Якутии». Состоялась педагогическая конференция, посвященная первой общедоступной школе Якутии, — при Спасском монастыре.
Очень важные события запланированы и на осень. Во-первых, увидит свет и будет презентован совместно с Национальным архивом Якутии сборник никогда не публиковавшихся писем и трудов святителя Иннокентия. Их обнаружила историк И.И. Юрганова. Осенью же мы планируем представить полное собрание сочинений святителя Иннокентия, последний, седьмой, том которого вышел недавно. Презентация должна пройти в Российской государственной библиотеке.
Кроме того, в память о 145-летии епархии на месте упокоения первого епископа Якутии Дионисия (Хитрова) в Московском Покровском монастыре появится мемориальная доска.
Ну, и конечно, одно из самых важных событий осени — это принесение из Хабаровска образа святителя Иннокентия Московского, который совсем недавно прославился мироточением. К этому факту было привлечено много внимания, к иконе приходит немало паломников. А вот теперь прикоснуться к ней смогут и якутяне. В Якутск она прибудет 6 октября.
— У каждого времени — задачи свои. Их и решали епископы Якутии — каждый в свой срок. Какие задачи, владыка, Вы определили для себя на ближайшее время?
— Я благодарю Господа за то, что, мудро направляя меня, Он дал способность продолжить начатое моими предшественниками — владыкой Германом (Моралиным), владыкой Зосимой (Давыдовым) — и почувствовать, что особенно актуально для Якутии.
Сегодня для нас важно дальнейшее развитие Якутской семинарии, и прежде всего информационной работы, связанной с ней. Не все молодые люди знают, что в Якутии есть вуз, где бесплатно учат, кормят, одевают да еще денег на проезд дают. Где, по сути, созданы уникальные условия, аналогов которым нет. И все ради того, чтобы человек послужил Богу и ближним.
Мне бы хотелось, чтобы монастырское подворье при храме святой великомученицы Варвары в Чульмане со временем переросло в женский монастырь. Потому что Южная Якутия — знаковый регион для республики, и для ее церковной жизни в том числе.
Ну, а главное — это развитие церковной жизни не только в столице Якутии, но и на ее окраинах, особенно в Арктике. Потому что там, где появляются храм и священник, там расцветает жизнь, как это случилось в заполярном поселке Депутатский, в котором в 2014 году мы освятили церковь преподобного Сергия Радонежского. И как, надеюсь, произойдет в тех многие селах и поселках, которые еще ждут своего часа.
Патриархия.ru