4 июня 2015 года в Митрополичьем корпусе Александро-Невской лавры на месте смертельного ранения священномученика Петра Скипетрова была открыта мемориальная доска. Чин ее освящения совершил наместник монастыря епископ Кронштадтский Назарий. На церемонии присутствовал председатель епархиальной комиссии по канонизации протоиерей Владимир Сорокин.
Владыка Назарий обратился к присутствующим с архипастырским слвм:
«Мы освящаем доску как икону. Церковь — живой организм, не застывший, поэтому чинопоследование у нас будет смешанное, отчасти импровизированное. Думаю, что это в порядке вещей. Текст на доске гласит: "На этом месте 19 января 1918 года был злодейски убит священномученик протоиерей Петр Скипетров". Я специально оставил это слово — "злодейски", — потому что это правда. Это был фактически первый священномученик. В Сибири на тот момент уже были мученики за веру, в том числе и священнослужители, но там были революционные беспорядки. А это было первое убийство человека, который не принимал участие ни в каком бунте, ни в каком сопротивлении.
Не буду пересказывать житие отца Петра — надеюсь, что нынешнее событие подвигнет познакомиться с житием этого мученика за веру тех, кто мало о нем знает. Скажу только, что он был на тот момент настоятелем Скорбященской церкви, которая ждет еще восстановления, — она была построена специально для чудотворного образа Богоматери "Всех скорбящих Радость" с грошиками". Отец Петр пришел на прием к митрополиту Вениамину, тоже будущему священномученику, а в это время отряд красногвардейцев пришел владыку арестовывать. Он начал их увещевать, чтобы они не творили беззаконие, но один из красноармейцев выстрелил и ранил его в челюсть, и к вечеру в больших мучениях отец Петр скончался.
В Санкт-Петербурге живут его потомки, и большую роль они сыграли в том, чтобы память об отце Петре не исчезла. Его похоронили на Тихвинском кладбище, недалеко от Тихвинской церкви. Этот мемориал не первый: вскоре после гибели отца Петра доска была установлена, но когда монастырь был разогнан, ее уничтожили. Мы восстанавливаем историческую справедливость».
Владыка представил автора мемориала скульптора Эвелину Соловьеву. Она создала несколько лаврских памятников: «2000 лет от Рождества Христова», «За веру Христову пострадавшим», поклонный крест в Митрополичьем саду, рельефное панно «Святой благоверный великий князь Александр Невский», установленное в год 300-летия Александро-Невской лавры на стене просфорного корпуса.
Архиерей уточнил, что благотворителей было всего двое: сам монастырь и руководитель научно-производственной фирмы «ВАПА», заместитель председателя правления Александро-Невского братства Борис Сергуненков.
Затем владыка Назарий и протоиерей Владимир Сорокин сняли с доски покрывало, был отслужен молебен. За богослужением пел хор духовенства из Гродно, приехавший в Санкт-Петербург, чтобы дать концерт в Святодуховском центре.
После молебна пастырское слово произнес отец Владимир:
«Сегодняшняя радость — по поводу трагического, печального события, свершившегося в 1918 году. Эпоха начиналась в России совершенно другая, и кто-то должен быть задать тон. Как хор имеет своего руководителя, как каждый приход имеет настоятеля, который задает тон приходской жизни, так кто-то всегда задает тон и эпохе. Господь устроил так, что тон церковной жизни на весь ХХ век установил отец Петр. Само имя этого человека говорит о многом, вдумайтесь только — Петр Скипетров. Петр — это, как мы знаем, скала, скипетр — символ державы, порядка, последовательности. Я поражаюсь тому, что Господь Петербургу дал такого человека в самом начале: сочетаются и имя, и фамилия, и подвиг.
Отец Петр погиб, защищая мирный, спокойный уклад жизни. С убийством отца Петра в России началась другая жизнь, причем весьма интенсивная. Пятилетки, перестройки, но Церковь все время держала свою позицию, принципиально важную.
Если мы будем смотреть на ту эпоху как на наказание, мы будем вечно искать врагов. Ко мне как к председателю комиссии по канонизации приходят родственники репрессированных: "Помогите установить, кто "сдал" моего деда, найду его родственников и отомщу". Это ужас, конечно, Гражданская война продолжается... Мы не располагаем этими сведениями, архивы пока открыты только частично, но я бы никогда не дал (эту информацию — ред.), даже если бы знал. Надо смотреть на ту эпоху как на испытание — тогда мы смотрим на себя, задумываемся, от чего Господь нас защищает, предостерегает. Нам пока трудно осмыслить события ХХ века — времени с исторической точки зрения прошло очень мало».
Отец Владимир поблагодарил владыку Назария и сказал, что скоро передаст в лаврский музей найденные им двери одной из камер следственного изолятора, где сидели новомученики. Владыка заверил, что место для нового экспоната уже подготовлено.
Епископ Назарий поблагодарил тех, кто способствовал установке памятной доски, — секретаря епархиальной комиссии по канонизации Б. Сергуненкова, директора музея Александро-Невской лавры Лидию Соколову, заведующую монастырской библиотекой Неониллу Голубятникову. Он сказал, что открытием мемориала начинается подготовка к празднованию 100-летия Александро-Невского братства в 2018 году.
В беседе с журналистами скульптор Эвелина Соловьева рассказала, что облик отца Петра восстанавливала по иконе и фотографиям:
«Моей задачей было воссоздать внутреннее состояние человека, передать дух, который в нем горел. Если это получилось, если это увидят люди, буду считать, что работа удалась. Установку доски мы осуществляли одновременно с ремонтом, технически это было сложно. А потом необходимо было почистить бронзу, поскольку угол, в котором она висит, темный, особенно в зимнее время».
Протоиерей Петр Иванович Скипетров (1863-1918) родился в семье священника. С 1884 по 1892 годы служил в Исаакиевском кафедральном соборе. В 1890 году окончил Санкт-Петербургскую духовную академию со степенью кандидата богословия. С 1898 года клирик, а с 1912-го — настоятель церкви иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Шлиссельбургском проспекте (снесена в 1932 году).
1 февраля 1918 года отец Петр пришел в Александро-Невскую лавру на прием к митрополиту Петроградскому Вениамину (Казанскому). Зайдя в Митрополичий корпус, он стал свидетелем противостояния между группой верующих и революционными солдатами, посланными арестовать владыку Вениамина. Отец Петр обратился к вооруженным солдатам с увещеванием не творить насилия и не издеваться над святынями. В ответ он получил смертельное ранение и скончался в муках вечером того же дня.
3 февраля состоялся всенародный крестный ход из всех петроградских церквей в Александро-Невскую лавру, затем по Невскому проспекту к Казанскому собору. Здесь митрополит Вениамин обратился к народу со словом об умиротворении страстей и отслужил молебен и панихиду по отцу Петру. На следующий день при большом стечении народа сонм иереев во главе с митрополитом Вениамином отпевал протоиерея Петра Скипетрова в Скорбященском храме. Похоронили его на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры.
В 1935 году, в связи с организацией на Тихвинском кладбище Некрополя мастеров искусств, могила отца Петра была уничтожена. В 1994 году с помощью Галины Михайловны Скипетровой, внучки священника, было определено место могилы, и 27 сентября 1994 года на ней установили памятный деревянный крест. В 2009 году был установлен каменный крест.
Священномученик Петр Скипетров прославлен в лике святых Русской Православной Церкви в 2001 году. Память его совершается 1 февраля, а также в дни памяти Собора новомучеников и исповедников Российских и Собора святых Санкт-Петербургской митрополии.
Санкт-Петербургская митрополия/Патриархия.ru