Статья митрополита Астанайского и Казахстанского Александра посвящена 20-летию возвращения Вознесенского кафедрального собора в Алма-Ате Русской Православной Церкви.
В 2015 году исполняется 20 лет с момента возвращения главного храма южной столицы Казахстана Вознесенского кафедрального собора Алма-Аты его законному владельцу — Русской Православной Церкви. Отмечаемая знаменательная дата — добрый повод вспомнить о непреходящих духовных ценностях, извлечь уроки из прошлого и вдохновиться примерами подвижников веры и благочестия, подвигами неленостных тружеников на ниве Господней.
«Постройте святилище Господу Богу» (1 Пар. 22:19), — звучит, обращенный к сердцам верующих, призыв Священного Писания. Во все времена, где бы ни жили православные христиане, в каких бы условиях не проходили свой земной путь, источником духовных сил, школой спасения, тихой гаванью в море житейских попечений всегда являлся для них храм Божий. Здесь в купели Крещения совершается духовное рождение христианина, здесь же земное бытие человека завершается молитвенным напутствием Матери-Церкви. В Таинстве Покаяния под храмовыми сводами врачуются Божественной благодатью душевные немощи, в Таинстве Причащения преподаются верным Тело и Кровь Христовы «в прощение согрешений, во общение Духа Святаго, в наследие Царствия Небеснаго».
Жизнь православных людей в Семиречье — крае, расположенном на границе европейской и азиатской цивилизаций, в регионе пересечения различных традиций, культур и религий — также не мыслилась без храмов, полноценной литургической жизни, участия в церковных таинствах. Зачастую Дом Божий становился не только религиозным центром приходской общины, но и местом, где сохранялись народные традиции, развивалась культура и просвещение, осуществлялись благотворительные проекты. Переселенцы из России, казачество, купцы, крестьяне и ремесленники привозили с собой семейные святыни, чтимые иконы, богослужебную утварь и книги, устраивали вначале небольшие походные церкви, а затем создавали и приходские храмы, архитектурой напоминающие старинные церкви российских городов и весей.
История строительства Вознесенского кафедрального собора в Алма-Ате восходит к 70-м годам XIX века. Небольшая Верненская крепость, основанная казаками у подножия Заилийских гор в 1854 году, через 13 лет становится столицей Туркестанского края. Город Верный быстро приобрел большое социально-экономическое и культурное значение в регионе, а с учреждением в 1871 году Туркестанской епархии Русской Православной Церкви, стал ее центром. Обширная епархия объединяла земли современного Южного и Западного Казахстана, Узбекистана и Киргизии. Статус духовного центра и увеличение городского населения определяли необходимость строительства кафедрального собора. В мае 1872 года в город Верный прибыл первый архипастырь вновь учрежденной кафедры — Преосвященный епископ Софония (Сокольский), один из выдающихся по своей учености, пастырской и просветительской деятельности русских иерархов.
Вскоре по прибытии епископ Софония принимает решение о строительстве нового кафедрального собора вместимостью 1500 человек. Несколькими годами ранее было начато возведение каменного городского храма, но в силу самых разных причин, дальше создания фундамента дело не продвинулось. Прежде всего, сказывалась нехватка специалистов — инженеров и строителей, отсутствие опыта по возведению сейсмоустойчивых и селезащитных сооружений.
«Кафедрального собора нет, он только заложен, и с 1869 года существует в одном лишь фундаменте... Теперь заготовляются материалы и с открытием весны думают открывать и самую работу. Вследствие чего архиерейская кафедра поначалу поставлена была в деревянной церкви Мало-Алматинской станицы, где и служение мною было совершаемо. Затем, с 11 ноября, во время освящения новой каменной церкви в Большой Алматинской станице, ближайшей к местности будущего города, и кафедра и служение архиерейское перенесены в эту последнюю», — информирует Святейший Синод первый Туркестанский архипастырь.
Нехватка денежных средств, специалистов и строительных материалов стала причиной того, что Преосвященному Софонии не суждено было увидеть начало строительства кафедрального собора. Преемник владыки Софонии по кафедре — епископ Александр (Кульчицкий), подвижник благочестия и видный духовный просветитель XIX столетия, столкнулся с теми же проблемами. «Из-за нехватки денежных средств, — писал он в одном из отчетов, — постройка кафедрального собора в городе Верном, начатая в 1870 году, ограничилась закладкой фундамента». Лишь в 1882 году были сделаны первые проектные предложения. Комитет по строительству совместно с Епархиальным управлением выбрали проект Г.Н. Серебренникова, признав «более подходящим как по размерам, так и по изяществу и стилю для кафедрального собора». Но затянувшееся открытие финансирования и смерть архитектора, а самое главное — разрушительное землетрясение 1887 года внесли изменения в эти планы.
Землетрясение разрушило до основания город и унесло множество человеческих жизней. Была полностью разрушена каменная церковь во имя святых мучениц Веры, Надежды, Любови и Софии, служившая до того времени кафедральным собором. Архиерейский дом тоже превратился в развалины, а управляющий епархией — Преосвященный Неофит (Неводчиков) — чудом остался жив, выбравшись из поломанного здания. В эти скорбные дни архипастырь отпевал жертв катастрофы, осиротевших и страждущих он утешал добрым словом, поддерживал материально. Преосвященный владыка показал себя воистину добрым пастырем (см. Ин.10:11). После того, как стихла первая волна подземных толчков, он совершил всенародный молебен в походной церкви-палатке, возле разрушенного архиерейского дома. Как пишет современник: «Множество народа стекалось сюда, все молились об избавлении от страшной гибели. Порой молитвы прерывались подземным гулом и сотрясением земли. Народ не разбегался в ужасе, а только, падая на колени, крестился. Убитых отпевали по нескольку десятков сразу. Многие из них были погребены без гробов в больших могилах, по нескольку человек в каждой». С 1887 по 1890 год в районе Верного было зафиксировано свыше 600 подземных толчков. Это стихийное бедствие стало серьезным предостережением строителям города. Специальной комиссией из лучших инженеров были проведены широкомасштабные исследования, результатами которых стала разработка «Правил для возведения казенных и общественных построек в местах Семиреченской области, подверженных землетрясениям». В соответствие с этими правилами запрещалось возведение в сейсмических районах крупных зданий из кирпича и камня, рекомендовалось использовать древесину, здания делать рублеными, на каменных фундаментах с устройством подвалов и укреплением стен по углам вертикальными брусьями, стянутыми болтами.
По благословению епископа Неофита в 1889 году для кафедрального собора Туркестанской епархии возводится временное здание на территории губернаторского сада (сегодня — это парк имени 28-ми гвардейцев-панфиловцев). Храм имел один престол, освященный во имя святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии. Архитектором его был городской голова П.М. Зенков. Его сын Андрей станет выдающимся архитектором, которому будет принадлежать честь создания известного нам Вознесенского собора.
Временное здание не вмещало богомольцев, и вскоре храм был перестроен и расширен. На колокольне в 1894 году разместили привезенные из Гатчины восемь новых колоколов, из которых самый большой весил 249 пудов 17 фунтов. В 1907 году эти же колокола будут водружены на колокольню новопостроенного Вознесенского кафедрального собора.
Труды по созданию в городе Верном кафедрального собора продолжил следующий Туркестанский святитель — епископ Григорий (Полетаев), энергичный организатор и строитель, ревнитель Православия и поборник чистоты высокой христианской жизни. Его усилиями в Туркестан прибыло много новых священнослужителей из внутренних губерний России, причем в дополнение к «подъемным» деньгам, он оказывал им помощь и из своих собственных средств.
Епископ Григорий был охарактеризован семиреченцами, как «истинный образец пастыря, учитель правды и истины Христовой, образец советчика и руководителя». По прибытии на кафедру он обратился ко всем епархиальным архипастырям России с просьбой помочь жителям Семиреченской области, пострадавшим от землетрясения. В результате данной инициативы были собраны немалые денежные средства, часть которых пошла в фонд строительства собора. В 1894 году под главный храм епархии выделяется земельный участок, и место это освящается. Однако из-за строительства, развернувшегося по всему Семиречью после землетрясения, создание собора вновь откладывается на неопределенный срок, а между тем временное здание собора, в котором молились горожане, ветшало.
Сменивший Преосвященного Григория в 1895 году епископ Туркестанский и Ташкентский Никон (Богоявленский), осмотрев на месте храмы своей епархии, писал в Святейший Синод: «О благолепии и прочности большинства их не может быть и речи, даже кафедральный собор однопрестольный, маловместительный. Главная причина — нет средств. Казна и доброхотные даяния не вполне удовлетворяют нужду. В городе Верном дело строительства кафедрального собора началось еще в 1894 году и встало потому, что строительное отделение до сих дней не исполнило поручения (т.е. не составило план и смету на постройку собора). И это в деле соборном, в котором лично заинтересованы все насельники города Верного от мала до велика! То же нужно сказать и о техническом надзоре за производством работ. По недостатку техников надзор этот обыкновенно бывает по временам, наездом. Отсюда постоянные технические ошибки, а за ними споры, недоразумения со строителями и, в конце концов излишние, расходы, переделки и т.д.».
В 1898 году уже новый Туркестанский Преосвященный — епископ Аркадий (Карпинский) все свои силы употребляет на ускорение процесса разработки и утверждения проектно-сметной документации. Епископ Аркадий проявил себя как весьма деятельный архипастырь. Его попечением в Туркестанской епархии было открыто 22 новых прихода, 20 церковноприходских школ, благоустроен мужской Иссык-Кульский монастырь, женская Ташкентская Николаевская община получила статус общежительного монастыря и стала первой в Туркестане женской обителью. Кроме того, владыка возглавлял местное Семиреченское управление Общества Красного Креста, являлся Почетным членом Попечительства о детских приютах и был утвержден в качестве действительного пожизненного члена Императорского православного палестинского общества.
Долгожданный проект кафедрального собора был предоставлен на утверждение Строительному комитету и епархиальному начальству в 1899 году. Его автором стал архитектор К.А. Борисоглебский — уроженец Московской губернии, потомственный дворянин. За 12 лет жизни в Семиречье Константин Аркадьевич построил и спроектировал немалое количество частных и общественных зданий, занимался сооружением мостов и модернизацией арычной системы. Несмотря на свою сугубо гражданскую специальность, К.А. Борисоглебский был влюблен в церковную и старинную русскую архитектуру и в свободное от работы время рисовал московские храмы, Кремль, родное поместье.
В создании проекта собора принимал участие С.К. Тропаревский — архитектор Семиреченского областного правления, известный специалистам по своим работам в храмах Москвы и подмосковных сел.
В пояснительной записке к чертежам определялись параметры будущего собора: «Ввиду местных землетрясений постройка проектирована деревянная со стенами в виде сруба, на каменном фундаменте и цоколе, под железной крышей, с деревянными полами, штукатуренными известью внутри и снаружи стенами и потолками, отопление печное. Церковь трехпридельная, рассчитана примерно на 2000 прихожан и в достаточной степени снабжена службами… План, вообще, вполне удобен. Фасад разработан довольно изящно, но массы неудовлетворительны в виду того, что главный купол мало доминирует над боковыми…».
Первоначальный архитектурный замысел претерпит в последствие ряд изменений. Корректировки и дополнения внесет инженер А.П. Зенков.
Как само строительство Вознесенского собора приближали и подготавливали друг за другом несколько Туркестанских Преосвященных, так и его облик формировался и воплощался в жизнь благодаря нескольким гениальным мастерам.
Чертежи вместе с пояснительной запиской и сметой совершили долгое путешествие по инстанциям Верного, Ташкента и Санкт-Петербурга. После всестороннего обсуждения в 1903 году Святейший Синод утверждает проект и смету. Комитет по строительству нового собора формируется уже в начале 1904 года, и, наконец, его возведение начинается.
В Пушкинском парке (сегодня — парк 28 гвардейцев-панфиловцев) 26 сентября 1904 года, в дни празднования 50-летия основания города и его небесных покровительниц — мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии, Преосвященный Паисий (Виноградов) водрузил на месте алтаря будущего храма деревянный крест, затем прочитал текст закладной медной доски и опустил ее в особое углубление в фундаменте у горнего места.
В архиве сохранилась записка епископа Паисия в строительный комитет, датированная 1904 годом, в которой владыка предложил техническую идею, в последствие доработанную и воплощенную инженером Зенковым: «Сильно заботясь о том, чтобы вновь строящийся собор мог противостоять могущим случиться колебаниям почвы, я прошу Комитет внимательно обсудить и принять при постройке самые надежные средства к укреплению его. Со своей стороны, предлагаю обсудить Комитету известные мне средства. Деревянное строение собора можно скрепить с фундаментом толстыми железными рельсами, положив их глубоко в фундамент и поднявши выемку в самом здании».
Ответственным за производство всех строительных работ был назначен Андрей Павлович Зенков, исполнявший в то время обязанности областного инженера. Несомненно, он сыграл значительную и яркую роль в истории строительства собора.
Народная молва именно Андрея Зенкова будет считать автором главного городского храма, называя его и архитектором, и строителем. Еще одним специалистом, кто потрудился в деле строительства собора, был «француз города Верного» — архитектор Поль (Павел) Гурдэ — уроженец Бургундии, принявший российское подданство.
Работа пошла гигантскими темпами, и в очень скором времени фундамент собора вышел из земли.
Таким образом, епископ Туркестанский и Ташкентский Паисий заложил кафедральный храм и вывел его стены. Но достроить и украсить этот собор Господь судил преемнику владыки Паисия — Преосвященнейшему епископу Туркестанскому и Ташкентскому Димитрию (Абашидзе). Этот выдающийся архипастырь прославлен ныне Украинской Православной Церковью как преподобноисповедник схиархиепископ Антоний.
Здание собора уникально тем, что многое здесь осуществлено впервые в строительной практике Семиречья. Как, например, применение железобетонных конструкций, антисептиков для обработки древесины, приточно-вытяжных систем вентиляции и специальных каналов. Но, прежде всего, уникальность собора заключается в его размерах — это первое высотное здание в истории сейсмоопасного региона, каким является Семиречье. Так высота колокольни до подкрестного шара составляет — 41,4 м. Строительство собора стало настоящим прорывом в архитектурной мысли. До этого считалось, что в Верном, равно как и во всех поселениях, расположенных в подверженных регулярным подземным толчкам районах, надо строить либо одноэтажные, прижатые к земле дома с толстыми стенами и мощными фундаментами, либо — деревянные коробки, опять же небольших размеров. Зенков-отец сетовал, что после землетрясения 1887 года город становится одноэтажным, приземистым и неказистым.
Благодаря инициативе Андрея Зенкова при устройстве фундаментов было решено кирпичный цоколь заменить армированным бетонным, что обеспечило надежную основу сооружению. Он же настоял на том, чтобы рубка деревянных брусчатых стен производилась не «в лапу», как это было распространено, а «в обло» — с остатком, доходящим до 45 см. По углам и в простенках срубы скреплялись сжимами из деревянных брусьев, стянутых болтами. Это уже в советские годы распространится среди народа такая легенда, что собор был построен «без единого гвоздя». Сам Зенков, например, писал о колокольне так: «Стены ее в углах и простенках прошиты восемью сквозными вертикальными болтами». Аналогично укреплялись мощные рубленые колонны в интерьере. Ствол колокольни и барабаны куполов, все стропила укреплены металлическими связями и скобами.
Некоторые секреты строительства собора были открыты лишь в 70-е годы ХХ столетия во время реставрации храма как памятника Республиканского значения. Так выяснилось, что Андрей Зенков в создании фундамента применил опыт древних среднеазиатских мастеров — многослойную заливку в траншеи хорошо очищенной глины, которая создает особую, непроседающую «подушку». Чтобы погашать боковые сейсмические удары, были придуманы смягчающие устройства в траншеях в виде валунов, песка и гальки. К таким же секретам можно отнести и воздуховоды внутри колонн, обеспечивающие хорошую вентиляцию всей деревянной конструкции храма, созданной из тянь-шаньской ели. Лепнина на потолке — тоже особая. Это не тяжелый гипс, а качественная имитация из папье-маше.
Максимальному снижению центра тяжести всего объема здания внимание уделялось еще на стадии проектирования при выборе архитектурных пропорций: формы его плана и разрезов симметричны и уравновешены, в верхней части все конструкции максимально облегчаются.
При обилии новаций, изобретений, сложных инженерных приемов храм выглядит вполне традиционно, торжественно, величественно и, вместе с тем, легко. Никакие технические детали не режут глаз и ничто не намекает на существование скреп, шарниров, нагелей и болтов.
Интересно описывает свои впечатления от знакомства с Вознесенским собором известный советский писатель Юрий Домбровский. Он видел храм далеко не в самые лучшие годы — это было время богоборческого режима. Но даже поруганная святыня представляется для него, светского человека, настоящим чудом: «Собор великолепен, он огромен и величествен так, как должно быть величественно всякое здание, вписанное в снега Тянь-Шаньского хребта. Город, лежащий около его подножия, оказался поднятым им на высоту добрых сорока метров… А внутри собор огромен. Его своды распахнуты, как шатер: под ними масса южного солнца, света и тепла, оно льется прямо из окон в куполе на каменные плиты пола, и когда разблестится ясный, солнечный день, белый купол кажется летящим ввысь, а стены как бы парят в белом и голубом тумане. И вообще в этом лучшем творении Зенкова столько простора, света и свободы, что кажется, будто какая-то часть земного круга покрыта куполом. Это очень южный храм, в нем все рассчитано на свет и солнце».
Собор являет собой яркий пример Российской храмовой архитектуры начала ХХ века. Грандиозность и одновременно изящество форм и пропорций здесь сплелись воедино, яркий декор фасадов плавно переходит в пространства интерьеров, наполненных светом и чистыми красками.
В Ветхом Завете при строительстве храма использовались самые разнообразные материалы, привозимые в Иерусалим со всех концов света: золото из Офира, дерево из Ливана, каменные блоки из Иордании и Сирии, драгоценные камни из Египта, Индии и страны Савской. При возведении главного храма города Верного материалы для строительства и отделки и готовые изделия доставлялись из разных регионов Российской Империи: из Ташкента — цемент; из Варшавы — антисептик для обработки древесины и специальный раствор для покрытия цементных полов; из Санкт-Петербурга — метлахские плитки с завода «Косъ и Дюрръ» и художественное литье из папье-маше с фабрики З. Ковалевского; из Тулы — никелированные скобяные изделия со знаменитого завода В. Земцова; краску — из Москвы; иконы для иконостаса — из Киевской художественной мастерской А. Мурашко. По архивным свидетельствам в строительстве принимали участие наряду с русскими и казахи, и калмыки, и татары, и украинцы.
Строительство Вознесенского кафедрального собора, ставшего главным православным храмом Ташкентской и Туркестанской епархии Русской Церкви и редкой по своей красоте достопримечательностью города Верного, было завершено в 1907 году.
30 июля 1907 года, в день рождения наследника Российского Престола цесаревича Алексея, состоялось великое освящение собора. Центральный алтарь храма посвящен Вознесению Господню, южный — Благовещению Пресвятой Богородицы, и северный освящен во имя святых мучениц Веры Надежды, Любови и матери их Софии, покровительниц Семиречья.
После освящения собора епископ Туркестанский и Ташкентский Димитрий обратился к участникам торжества со словами поздравления и выразил благодарность всем потрудившимся в деле созидания храма: «Мы сегодня, возлюбленные, в благознаменитый «день праздника нашего» (Пс. 80:4), благодарно и благоговейно созерцая чудодейственно простертую к нам десницу Вышнего, благословившего нас воздвигнуть этот небесам подобный, великолепный храм наш, освященный ныне Животворящим Духом Его и принятый отныне в вечное жилище Ипостасной Премудростью Его, можем ли не воспеть радостно, в духовном ликовании: «Сей день, егоже сотвори Господь, возрадуемся и возвеселимся в онь» (Пс.117:24)… Сей день — пламенное ожидание первых устроителей нашего города, первых духовных руководителей и предстоятелей православных семиреченцев — Божия благодать постепенно приближала к нам и даровала нам, наконец, великое утешение видеть глазами нашими то, что желали видеть прежде нас подвизавшиеся здесь великие духом, великие делами братья наши… Честь и слава потрудившимся. Великая благодарность святителю владыке Паисию и нашим собратьям, ради Господа подвизавшимся: господину вице-губернатору Павлу Петровичу Осташкину, председателю Семиреченского окружного суда Алексею Петровичу Геевскому, протоиерею отцу Алексию Шаврову, иереям Божиим отцу Михаилу Андрееву и отцу Гавриилу Тихонравову, городскому голове Александру Ивановичу Путолову, соборному старосте Никите Яковлевичу Пугасову, Павлу Давыдовичу Иванову, полковнику-инженеру Николаю Ивановичу Степанову, Степану Поликарповичу Банченко и Афанасию Тихоновичу Чумину. Особая благодарность честнейшему, безгранично христиански доброму строителю инженеру Андрею Павловичу Зенкову, чрезмерным трудолюбием которого собор наш, один из величайших деревянных храмов нашего отечества, был выстроен в 3 года». В своем слове владыка Димитрий упомянул труды своих предшественников-иерархов и «незабвенного русского витязя, богатыря духа, великого патриота Герасима Алексеевича Колпаковского» — одного из крупнейших деятелей освоения Средней Азии.
Особые слова благодарности и признательности за понесенные труды архипастырь адресовал А.П. Зенкову: «Сорок лет почти ждали верненцы нового соборного храма — и Вам выпала завидная доля осуществить их ожидания, ибо строительство храма было поручено Вам, теперь воочию пред всеми обывателями Верного появился величественный и красивый кафедральный собор, вполне достойный быть главным молитвенным храмом Предстоятеля Туркестанской Церкви. Сколько личного труда, энергии и времени потрачено Вами на это святое дело. Понадобилась для сего вся присущая Вам настойчивость, дабы неутомимо вникать во все подробности ответственного дела построения столь обширного храма… Миролюбие и кроткое обхождение с рабочими, в годину брожения умов помогло Вам блестяще довершить начатую постройку здания собора, Архиерейской дачи и епархиального дома; всегда ровное и спокойное при этом отношение к делу дало Вам возможность вести работы непрерывно и успешно».
С этого времени Вознесенский кафедральный собор стал сердцем духовной жизни Семиречья. В нем проходили торжественные богослужения, возглавляемые Туркестанскими архипастырями, с его амвона звучали слова благовестия Христова, из врат собора выходили многолюдные крестные ходы.
22 декабря 1910 года (по новому стилю — 4 января 1911 года) город Верный подвергся страшному землетрясению. Сила подземных толчков составила 10 баллов. Это великое бедствие послужило испытанием Вознесенского собора на прочность и подтвердило гениальность инженерной идеи храмоздателей.
В хрониках того времени сохранилось описание этого страшного события: «В 4 часа 40 минут утра население Верного было разбужено страшным гулом, треском, грохотом, звоном и настолько сильными колебаниями почвы, что удержаться на ногах не было никакой возможности. Дикий ураган звуков вместе с темнотой ночи, давал впечатление какого-то ада: звенели вылетевшие из оконных рам стекла, падала мебель, лампы, посуда, обваливалась штукатурка, грохотали кирпичи разваливающихся печных труб, а кое-где и самих печей».
Невзирая на натиск стихии, страшные подземные удары и колебания земли, Вознесенский кафедральный собор устоял. Инженер Зенков писал о соборе после землетрясения: «При грандиозной высоте он представлял собой очень гибкую конструкцию. Колокольня его качалась и гнулась, как вершина высокого дерева, и работала, как гибкий брус». Бытовала история о том, как тотчас после прекращения первых толчков Андрей Зенков побежал в Пушкинский парк — посмотреть, стоит ли собор, и когда увидел, что храм устоял, радовался, как ребенок.
В том, что собор устоял, верненцы увидели особый знак свыше — Господь праведный гнев Свой сменил на милость. На соборную площадь для служения общегородского молебна об избавлении «от труса» собрались тысячи верующих всех званий и сословий. Владыка Димитрий обратился к горожанам с проповедью и призвал народ покаянно воспеть Господу Трисвятую песнь — по древней византийской традиции исполнявшуюся во время трясения земли и иных стихийных бедствий. Два раза во время молебна ощущались сильные толчки, но верующие с еще большим усердием продолжали вызывать к Господу о помиловании. Заключительную молитву все слушали стоя на коленях.
Сегодня Алма-Ата украшается большим количеством многоэтажных домов и разнообразных высотных строений. Начало всему этому архитектурному разнообразию в сейсмоопасной зоне было положено возведением Вознесенского собора, воплотившим дерзновенные замыслы архитекторов и инженеров, мудрость и опыт зодчих.
В марте 1911 года Андрей Зенков пишет в «Семиреченских областных ведомостях»: «С глубокой верой в успехи будущего я не боюсь за наш город, за нашу Семиреченскую и в то же время сейсмическую область. Я верю в ее будущее. Я верю, что наш город украсится солидными, в несколько этажей, каменными, бетонными и другими долговечными строениями. При специальном устройстве фундаментов вполне допустима конструкция грандиозных по высоте, до 30-40 этажей, зданий».
Во время освящения собора в 1907 году епископ Димитрий в своей проповеди произнес грозные предупреждающие слова: «Торжествуя сегодня и веселя сердце свое радостными воспоминаниями, утешительными сравнениями, мы погрешили бы, братие, если бы не привели себе на память и тех предостерегательных словес, которые угодно было Господу изречь о храме Иерусалимском — первообразе нашего храма». И далее владыка привел обширную цитату из 3 книги Царств: «Если же вы и сыновья ваши отступите от Меня и не будете соблюдать заповедей Моих и уставов Моих, которые Я дал вам, и пойдете и станете служить иным богам и поклоняться им, то Я истреблю Израиля с лица земли, которую Я дал ему, и храм, который Я освятил имени Моему, отвергну от лица Моего» (3 Цар. 9:6,7). Не прошло и десяти лет, как для православных христиан наступили трагические времена.
Вскоре после октябрьского переворота 1917 года богоборческий режим распространил свою власть на землю Семиречья. В 20-е годы прошлого века здесь началось гонение на верующих, массовое осквернение и разрушение монастырей, храмов и часовен. Не избежал этой трагической участи и Вознесенский кафедральный собор.
В 1929 году в прессе была инициирована кампания, направленная на закрытие собора по так называемому требованию трудящихся. Газеты писали: «Рабочие голосуют за закрытие. В городе с десятками тысяч населения нет культурного центра. Вопрос упирается в отсутствие помещения. Учитывая это, а также бесполезность, даже вредность дальнейшего существования собора, рабочие и служащие спиртзавода постановили просить закрыть собор, а также мечеть на верхнем базаре, и передать здание под культурные нужды».
Вызывавший восхищение и благоговение, устоявший перед силами природных стихий величественный храм постановлением алма-атинского Окрисполкома за № 45 от 29 октября 1929 года был закрыт. Безбожники не ограничились прекращением богослужений, и вскоре произошло уничтожение иконостаса и колоколов, разграбление утвари, икон и библиотеки. Само здание подверглось реконструкции, до неузнаваемости изменившей вид собора, и на долгие десятилетия в святом месте установилась «мерзость запустения» (Дан.11:31).
В 30-х годах городские власти разместили в соборе радиостанцию, затем — Республиканский краеведческий музей, что потребовало капитальной реконструкции здания. К этим работам в 1934 году привлекается А.П. Зенков, к тому времени ставший начальником Управления строительного контроля при Совнаркоме Казакской АССР. Искренне любящий свое творение, Андрей Зенков приложил все усилия, чтобы свести к минимуму тот вред, который нанесет собору реконструкция. Он возводил новые перекрытия в интерьере так, что они имели независимые конструкции, частично удалось сохранить красочную мозаику полов и росписи потолков, маскируя их настилами и обшивкой.
Территория вокруг храма также подверглась изменениям. Некоторое время прямо перед входом в собор стояли памятники Ленину и Сталину, над папертью развевались кумачовые полотнища и транспаранты. Широкие аллеи и часть соборной площади были засажены деревьями, нарочно, чтобы сделать церковное здание менее приметным. С этой же целью яркие, праздничные купола были закрашены буро-зеленой краской.
Судьбой собора, выдающегося памятника культуры и архитектуры Казахстана, специалисты заинтересовались лишь в 70-х годах прошлого века. Это было временем расцвета музейного дела и развития внутреннего культурного туризма. Здание Вознесенского кафедрального собора было взято под государственную охрану как памятник республиканского значения, из государственного бюджета впервые выделяются средства на проведение ремонтно-реставрационных работ.
Следует понимать, что в те годы не могло быть и речи о восстановлении первоначальных функций собора. Поэтому группа реставраторов из Министерства культуры ограничилась лишь частичным восстановлением первоначального внутреннего пространства и внешнего декора. Самое главное, что были заменены прогнившие из-за бесхозяйственности и попустительства целые фрагменты стен. По мнению архитекторов, храм был доведен до такого состояния, что через год-полтора не выдержал бы и самого небольшого толчка земли.
После ремонта здание собора переходит из рук в руки. Одни за другими сменяются «хозяева»: Центральный музей Казахстана, Музей истории архитектуры города Алма-Аты, дирекция художественных выставок, Общество охраны памятников, концертно-выставочный зал.
Существует известное церковное предание о том, что у каждого православного храма есть свой ангел-хранитель, который участвует в возношении молитв верующих к Престолу Господа, записывает имена всех, кто входит в Дом Божий со смирением и покаянием. Этот ангел не покидает храма, даже если он разрушен или подвергся поруганию, свидетельствует перед Вседержителем о совершенном преступлении. Какой бы злобой не был унижен храм Божий, какими бы ухищрениями не предавалось забвению его великое предназначение — святыня остается святыней. Интересным историческим фактом является сохранение крестов на главах Вознесенского собора на протяжение всей эпохи гонений, не коснулась их рука разрушителя ни в кровавые 30-е годы, ни в эпоху хрущевского истребления Церкви. Привлекающие внимание прохожего украшениями из затейливой ковки и зеркал, они стали негласными свидетелями поругания собора и знамением надежды на возвращение в его стены совершения Бескровной Жертвы — Божественной литургии.
Молитвами новомучеников и исповедников, просиявших в Казахстане, Господь приклонил милость Свою к людям, живущим на этой земле, и настало, говоря языком древнего праведника, благодатное время «собирать камни» (Екк. 3:5) — восстанавливать порушенные святыни, возрождать веру и благочестие, «проповедывать лето Господне благоприятное» (Ис. 61:2).
Летом 1990 года на Алма-Атинскую кафедру был назначен архиепископ Алексий (Кутепов), ныне — митрополит Тульский и Ефремовский, глава Тульской митрополии. Вскоре по прибытии владыка начал предпринимать усилия по возвращению Вознесенского кафедрального собора Русской Православной Церкви. Благодаря его ходатайствам на уровне правительства Республики Казахстан был поднят вопрос о реставрации здания собора с восстановлением его первоначального вида и функций.
Наконец настал ключевой момент в решении судьбы Вознесенского кафедрального собора. В день светлого Христова Воскресения, 1 мая 1994 года, посещая Никольский собор Алма-Аты, Президент Казахстана Нурсултан Абишевич Назарбаев сказал слова, великой радостью отозвавшиеся в сердцах верующих: «Я решил сделать подарок для всех православных граждан моей страны: кафедральный собор в центре Алма-Аты, отнятый советской властью 70 лет тому назад у Православной Церкви, передать в вечное пользование Православной Церкви в Казахстане».
Личный указ Нурсултана Абишевича восстановил историческую справедливость и дал твердую надежду на возрождение и развитие Православия в Казахстане. Посещая в дни Святой Пасхи и Рождества Христова главный храм Алма-Аты, Президент страны не раз скажет о том, что православное христианство наряду с традиционным исламом является столпом духовности Казахстана и надежным партнером государства в обеспечении мира и согласия в обществе.
На следующий день после судьбоносных слов Президента в Вознесенском соборе впервые за 65 лет было совершено богослужение, открывшее новую страницу благодатной жизни храма. Тысячи людей заполнили в тот вечер храм и соборную площадь. Архиепископ Алма-Атинский и Семипалатинский Алексий тогда произнес: «На памяти православных алма-атинцев не одна Пасха. И если Пасха 1933 года останется в нашей памяти как Пасха слез, ибо все православные храмы в городе Алма-Ате были тогда закрыты, а духовенство арестовано, и только один старый священник, находившийся здесь в ссылке, совершал богослужение в Никольской церкви, открытой на случай праздника, то эта Пасха войдет в историю золотыми буквами как Пасха радости и светлого торжества».
В тот вечер над куполом собора в безоблачном небе несколько минут стояла радуга, ярко переливаясь всеми цветами. Наблюдая это знамение «завета между Богом и между землею и между всякою душею живою во всякой плоти» (см. Быт. 9:16), очевидцы говорили: «Это Господь радуется вместе с нами, это знак благоволения Божия нам и нашему городу!».
Весной следующего года были завершены все юридические процедуры, и драгоценная святыня южной столицы окончательно стала достоянием православных верующих.
Восстановление первоначальной планировки Вознесенского кафедрального собора начало проводиться одновременно с богослужениями. К визиту в Казахстан Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II летом 1995 года уже были частично восстановлены алтарь, ризница, притвор, проведены мероприятия по водоотводу, обеспечению пожарной безопасности и восстановлению нормальной вентиляции. На звонницу были подняты новые колокола, отлитые к тому времени в Москве на средства, собранные алма-атинцами.
Труды по благоукрашению Вознесенского собора продолжил митрополит Мефодий (ныне — Пермский и Соликамский, глава Пермской митрополии), управлявший Астанайской и Алма-Атинской епархией с 2003 по 2010 год. Владыка приложил много усилий для продолжения реставрации и росписи собора. По его благословению в 2005 году группой местных художников-иконописцев был создан новый иконостас в русско-византийском стиле. В 2007 году митрополит Мефодий возглавил в Алма-Ате масштабное празднование 100-летия главного храма Семиречья. «Прошедшие сто лет стали для Вознесенского кафедрального собора, равно как для всей Церкви, и временем жестоких испытаний, и временем славного возрождения. Да, он уникальный памятник истории и культуры. Да, он замечательный образец церковного зодчества. Да, он духовный центр Православия в Казахстане. Но, обращаясь к его истории, будем помнить и о том, что Православие, дорожа прошлым, никогда прошлому не «рабствует». Сила и слава Церкви не в прошлом, а во Христе, Который вчера, сегодня и во веки Тот же (Евр. 13:18). Во Христе, Который пребудет со Своею Церковью до скончания века. Во Христе, о Котором возвещает Его храм. Во Христе, Которого мы, если только пожелаем, непременно в этом храме встретим», — отметил тогда в своем праздничном обращении владыка Мефодий.
Новый импульс жизни Вознесенского кафедрального собора дал визит в Алма-Ату Святейшего Патриарха Московского и вея Руси Кирилла, вдохновивший на новые церковные труды священнослужителей и мирян. В навечерие Богоявления, 18 января 2010 года, Предстоятель Русской Православной Церкви совершил в главном храме южной столицы Божественную литургию и великое освящение воды, пообщался с духовенством и прихожанами. Под сводами собора прозвучала проникновенная Первосвятительская проповедь. «В ограде Церкви, в общине верующих, через общую молитву, через Таинства Церкви мы приобщаемся благодати, обретая великую силу, способную из грешника соделать праведника, из падшего — восставшего, из отчаявшегося — уверенного, из потерявшего надежду — обретшего ее. Церковь несет великой силы духовный заряд современному человечеству, которое тщетно уповает на человеческую силу, не видя дальше очень короткой временной перспективы все то, что может с ним произойти. А Церковь видит и знает. На протяжении двухтысячелетнего опыта своего бытия она утверждает великую истину, что человек спасается благодатью Божией», — говорилось, в частности, в Патриаршем слове.
На сегодняшний день Вознесенский кафедральный собор в полноте осуществляет свою благодатную миссию, под его сводами ежедневно совершаются богослужения, по праздникам проходят торжественные Литургии с участием архипастырей и священнослужителей из всех епархий Казахстанского Митрополичьего округа и гостей из России, стран ближнего и дальнего зарубежья. При храме работает воскресная школа и трудится замечательный певческий коллектив — хор Митрополичьего округа под управлением Заслуженного деятеля искусств России О.Н. Овчинникова.
В соборе хранятся чтимые святыни: иконы Божией Матери Алма-Атинская Феодоровская с мощами святого благоверного великого князя Александра Невского, Казанская, Владимирская; ковчеги с мощами преподобных отцов Киево-Печерских, преподобномучеников Алма-Атинских Серафима и Феогноста, преподобноисповедника Севастина Карагандинского.
С момента возвращения Вознесенского кафедрального собора Православной Церкви его посетили многие главы государств и правительств, прибывавшие в Казахстан с официальными визитами, главы Поместных Церквей, представители дипломатического корпуса, общественные и государственные деятели. С этим памятником истории и культуры Казахстана знакомились наследник Британского престола принц Уэльский Чарльз, Президент Словацкой Республики Иван Гашпарович, Президент Чехии Вацлав Клаус, Святейший Патриарх Константинопольский Варфоломей, Блаженнейший Митрополит Чешских земель и Словакии Христофор, министр иностранных дел России С.В. Лавров, председатель Государственной Думы Федерального Собрания России С.Е. Нарышкин, делегация Сената Французской Республики, конструктор советского оружия М. Калашников и многие другие.
Еще предстоит немало сделать для того, чтобы восстановить былую красоту и величие собора, подобающее Дому Божию, неленостно трудиться, чтобы сберечь эту духовную и историческую жемчужину для последующих поколений.
В настоящее время полным ходом идет подготовка к масштабной профессиональной реставрации. Собор, переживший землетрясения и сохранившийся в годы гонений на Православие, без проведения капитального ремонта может прийти в ветхость, а поэтому необходима серьезная работа с привлечением высококлассных специалистов, использованием качественных материалов и техники.
Уже начата подготовка эскизных проектов к созданию росписей, стены украсят новые киоты и иконы, выполненные известными изографами и резчиками по дереву.
О том важном духовном, историческом и нравственном значении, которое имеет для всех нас дело сохранения Вознесенского собора в его красоте и величии, можно сказать глубокими словами известного историка В.О. Ключевского: «Нравственное богатство народа наглядно исчисляется памятниками деяний на общее благо, памятями деятелей, внесших наибольшее количество добра в свое общество. С этими памятниками и памятями срастается нравственное чувство народа; они — его питательная почва; в них его корни; оторвите его от них — оно завянет, как скошенная трава. Они питают не народное самомнение, а мысль об ответственности потомков перед великими предками, ибо нравственное чувство есть чувство долга».
Вспоминая 20-летие возвращения Вознесенского кафедрального собора Православной Церкви, обращаясь к истории его создания и более чем столетнему существованию, необходимо поблагодарить и молитвенно помянуть всех строителей, жертвователей, благоукрасителей храма, почтить память всех, кто служил и молился в его священных стенах. И, конечно же, отметить благородные дела современных тружеников и добрую поддержку благотворителей. По слову апостольскому, у Бога не будет забыто «дело ваше и труд любви, которую вы оказали во имя Его» (Евр. 6:10).
Пусть до скончания века красуется в Алма-Ате Вознесенский кафедральный собор, напоминая всем созерцающим его величие и приходящим под его своды о жертвенном подвиге Христа Спасителя, помогая людям познать Истину и обрести путь к единению с Богом.
Митрополичий округ в Казахстане/Патриархия.ru